Раздел 1. Министерство здравоохранения Украины

Министерство здравоохранения Украины

Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького

ОСНОВЫ БИОЭТИКИ И БИОБЕЗОПАСНОСТИ

Учебное пособие для студентов

Донецк

Министерство здравоохранения Украины

Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького

ОСНОВЫ БИОЭТИКИ И БИОБЕЗОПАСНОСТИ

Учебное пособие для студентов

Под редакцией профессора В.А. Абрамова

Донецк

УДК 614.25 (075.8)

ББК 51.1 (2) я7

О 75

Авторы: В.А. Абрамов, Т.Л. Ряполова, А.В. Абрамов, Е.М. Денисов, С.Г. Пырков, Е.М. Выговская, А.Ю. Васильева, О.И. Осокина, О.Н. Голоденко, Г.Г. Путятин, Е.А. Кокотова

Рецензенты:

Маркова М.О.- професор кафедри медичної психології та сексології Харківської медичної академії післядипломної освіти, д.мед.н., професор

Скрипніков А.М.- завідувач кафедри психіатрії, наркології та медичної психології ВДНЗ «Українська медична стоматологічна академія», д.мед.н., професор

Учебное пособие составлено в соответствии с программой дисциплины «Основы биоэтики и биобезопасности» и предназначена для студентов высших медицинских учебных заведений III – IV уровней аккредитации. Пособие рассчитано для студентов, обучающих по специальностям «лечебное дело», «педиатрия», «медико-профилактическое дело», «стоматология».

ББК 51.1 (2) я7

Навчальний посібник складений на основі з програмою дисципліни «Основи біоетики та біобезпеки» і призначений для студентів вищих медичних навчальних закладів III-IV рівнів акредитації. Посібник розрахований для студентів, що навчаються за спеціальністю «лікувальна справа», «педіатрія», «медико-профілактична справа», «стоматологія»

Утверждено Учёным Советом ДонНМУ

Протокол №7 от 25.10.2013

ISBN © Коллектив авторов, 2013

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………..6

Раздел 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ПРЕДМЕТ, ЗАДАНИЯ, ПРИНЦИПЫ И ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ БИОЭТИКИ. ПРЕДМЕТ И ОСНОВЫ НООЭТИКИ. СОЦИАЛЬНАЯ ЭТИКА МЕДИЦИНЫ. СОЦИАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ РЕСУРСОВ В СИСТЕМЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ…………………………………………………………………………..8

Раздел 2. БИОЭТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА. МОДЕЛИ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ВРАЧОМ И ПАЦИЕНТОМ. БИОЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ БОЛЬНОГО, ЕГО РОДСТВЕННИКОВ И МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА ЛЕЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ……………………………………………………………………….52

Раздел 3. ОТДЕЛЬНЫЕ БИОЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ КЛИНИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ (БИОЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В АКУШЕРСТВЕ И ГИНЕКОЛОГИИ, ПЕДИАТРИИ, ТЕРАПИИ, СЕМЕЙНОЙ МЕДИЦИНЕ, ПСИХИАТРИИ И НАРКОЛОГИИ, ХИРУРГИИ, ОНКОЛОГИИ, ТРАНСПЛАНТОЛОГИИ И ТРАНСФУЗИОЛОГИИ, СТОМАТОЛОГИИ)………………………………………………………………..74

Раздел 4. БИОЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЖИЗНИ, УМИРАНИЯ, РЕАНИМАЦИИ И СМЕРТИ. БИОЭТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭВТАНАЗИИ И СУИЦИДА …………………………………………………….126

Раздел 5. МЕДИКО-ЭТИЧЕСКИЕ, СОЦИАЛЬНЫЕ И ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕПРОДУКЦИИ ЧЕЛОВЕКА И НОВЫХ РЕПРОДУКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. БИОЭТИЧЕСКИЕ, ПРАВОВЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕДИЦИНСКОЙ ГЕНЕТИКИ, ГЕННОЙ ИНЖЕНЕРИИ, ГЕННОЙ ТЕРАПИИ И ГЕНЕТИЧЕСКИ РЕПРОДУКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ МОДИФИКАЦИЙ ПРИРОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ. НОВЕЙШИЕ МЕДИЦИНСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПРОБЛЕМЫ БИОЭТИКИ. МЕДИКО-ЭТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ КЛИНИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ И МЕДИЦИНСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ……………………………………………………………………162

Приложение 1……………………………………………………………………..196

Приложение 2……………………………………………………………………..197

Приложение 3……………………………………………………………………..202

Приложение 4……………………………………………………………………..208

Приложение 5……………………………………………………………………..210

Приложение 6……………………………………………………………………..221

Приложение 7……………………………………………………………………..222

Приложение 8……………………………………………………………………..232

Приложение 9……………………………………………………………………..236

Приложение 10……………………………………………………………………241

Приложение 11…………………………………………………………………....247

Приложение 12……………………………………………………………………255

Приложение 13……………………………………………………………………257

Приложение 14……………………………………………………………………281

Приложение 15……………………………………………………………………283

Приложение 16……………………………………………………………………284

Приложение 17……………………………………………………………………287

Приложение 18……………………………………………………………………289

Приложение 19……………………………………………………………………294

Приложение 20……………………………………………………………………299

Приложение 21……………………………………………………………………301

Приложение 22……………………………………………………………………302

Приложение 23……………………………………………………………………303

Приложение 24……………………………………………………………………304

Приложение 25……………………………………………………………………306

Приложение 26……………………………………………………………………336

Приложение 27……………………………………………………………………346

Перечень литературы…………………………………………………………….357

ВВЕДЕНИЕ

Учебное пособие по биоэтике и биобезопасности написано с учётом программы учебной дисциплины «Основы биоэтики и биобезопасности» для студентов высших медицинских учебных заведений III – IV уровней аккредитации по специальностям:

7.110101 «Лечебное дело»

7.110104 «Педиатрия»

7.110105 «Медико-профилактическое дело»

7.110106 «Стоматология»

Содержание обучения соответствует учебно-квалификационной характеристики и учебно-профессональной программе подготовки специалистов, утверждённых приказом Министерства здравоохранения Украины №239 от 16.04.03, а также:

а) основывается на изучении студентами общих вопросов биоэтики и биобезопасности, медицинской деонтологии, психологии профессиональной деятельности врача;

б) обеспечивает формирование умений применять знания по практическим аспектам биоэтики и биобезопасности;

в) закладывает основы познания врачом гуманным смыслом жизни и деятельностью, усвоению ими моральных и нравственных ценностей и использованию их в своей повседневной жизни и профессиональной деятельности.

Учебное пособие используется при организации учебного процесса по кредитно-модульной системе в соответствии с требованиями Болонского процесса.

Учебная информация, представленная в учебном пособии, обеспечивает достижения конечных целей обучения:

· использовать принципы и методы медицинской деонтологии в практической деятельности врача;

· демонстрировать умение общаться с коллегами, больными и их родственниками с учётом их психологических особенностей, способствовать созданию здорового психологического климата в медицинской среде;

· обосновывать биоэтическую оценку применения новых репродуктивных технологий;

· обосновывать биоэтическую оценку использования новейших медицинских технологий, клинических испытаний лекарственных средств;

· определять биоэтические вопросы в медицинской генетике, генной инженерии, генной терапии и генетически репродуктивных технологий;

· определять биоэтические вопросы в клинической медицине (акушерстве-гинекологии, педиатрии, семейной медицине, психиатрии-наркологии, стоматологии, реаниматологии, хирургии, онкологии, трансплантологии-трансфузиологии, диагностике и лечении ВИЧ и СПИД;

· давать медико-этическую оценку эвтаназии и суицида.

Раздел 1

ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ПРЕДМЕТ, ЗАДАНИЯ, ПРИНЦИПЫ И ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ БИОЭТИКИ. ПРЕДМЕТ И ОСНОВЫ НООЭТИКИ. СОЦИАЛЬНАЯ ЭТИКА МЕДИЦИНЫ. СОЦИАЛЬНО-ЭТИЧЕКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ РЕСУРСОВ В СИСТЕМЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ

Актуальность темы: Развитие медицинской науки требует установление научно обоснованного баланса между новейшими медико-биологическими технологиями и принципами гуманизма, правами человека и социального прогресса. Системным анализом действий человека в биологии и медицине в контексте моральных ценностей и принципов занимается биоэтика – наука о законах, принципах и правилах регулирования профессионального поведения медицинских работников и исследователей, что способствует безопасности использования новейших медицинских технологий и предупреждает врачей и учёных о недопустимости нанесения вреда человеку, его потомству, человечеству.

Сегодня биоэтика - это больше чем просто раздел философии. Биоэтика - это междисциплинарная область человеческого знания, в формировании которой участвуют медики, биологи, юристы, социологи, философы и представителей других профессий. Биоэтика руководствуется биофилософскими идеями, идеалами и принципами, а также правовыми требованиями к ученым, медикам, ко всем специалистам, имеющим то или иное отношение к жизни вообще, нацеливает их защиту и сбережения здоровья людей. В тоже время биоэтика сама в современной системе здравоохранения имеет и особую профессиональную составляющую. Она выдвигает на первый план задачи сбережения жизни вообще (в земной биосфере) и человеческой жизни в частности, укрепление физического, психического и умственного здоровья людей. В этих целях устанавливается качественно иные морально-правовые отношения во всей системе здравоохранения между взаимодействующими субъектами – учёными, врачами, медсёстрами и пациентами.

Одной из важнейших проблем, возникающих в медицине и здравоохранении на всем протяжении существования человечества, является проблема справедливости и распределения ресурсов в системе охраны здоровья. Необходимо заметить, что вопросы справедливости касаются не только медиков, но и каждого человека, поэтому их обсуждение является необходимым для каждого из нас.

Цель обучения (общая): Уметь определять предмет, цели и задачи биомедицинской этики и нооэтики, использовать методы биоэтики и нооэтики в практической деятельности, использовать и реализовать на практике биоэтические принципы социальной справедливости.

Проверить степень своей подготовки Вы можете, решив предложенные задания.

Задание № 1. По определению Аристотеля, человекесть?

А. Мера всех вещей

В. Микрокосмос

С. Существо общественное

D. Творение божье

Е. Ничто из перечисленного

Задание №2. Какие четыре телесных сока лежали в основе гуморальной теории древних греков?

А. Кровь, вода, слизь, пот

В. Кровь, слизь, черная желчь, желтая желчь

С. Пот, слеза, гной, моча

D. Пот, кровь, сперма, слеза

Е. Ничего из перечисленного

Задание №3. В психиатрическом стационаре находится на лечении больной 25 лет с диагнозом Параноидная шизофрения. Его пришли проведать сотрудники и хотели выяснить у лечащего врача диагноз. Врач в информации отказал. Назовите описанную этическую проблему?

А. Конфиденциальность

В. Эвтаназия

С. Информирование больного о диагнозе его заболевания

D. Патернализим

Е. Лечение без согласия

Задание №4. У испытуемого по методике Айзенка показатель по шкале нейротизма составляет 19 баллов, по шкале экстраверсии – 5 баллов, по шкале коррекции – 10 баллов. О каком типе темперамента свидетельствуют полученные результаты?

А. Сангвиник

В. Холерик

С. Меланхолик

D. Флегматик

Е. Ничего из перечисленного

Задание №5. Больная Н., 26 лет, обратилась к участковому терапевту с жалобами на неприятные ощущения в эпигастральной области, которые она связывает с «наличием у неё язвы желудка». За последний год неоднократно обращалась к различным врачам по поводу указанного выше. Имеются объективные данные об отсутствии у неё патологии со стороны желудочно-кишечного тракта. Какие анамнестические сведения позволяют участковому терапевту направить больную Н. на консультацию к психиатру?

А. Пол

В. Возраст

C. Жалобы

D. Частые обращения к врачам

E. Результаты обследования

Задание №6. На приём к терапевту обратился пациент В., 25 лет, с жалобами на головные боли. Во время физикального обследования у больного было обнаружено повышение АД до 140/90 мм.рт.ст. Учитывая возраст больного, врач выставил диагноз: Нейроциркуляторная дистония. Оцените, достаточно ли этих сведений для постановки данного диагноза?

А. Да, учитывая данные измеренного давления

В. Да, учитывая возраст пациента

C. Нет, т.к. недостаточно собраны жалобы

D. Нет, т.к. не собраны данные о наследственной отягощённости

E. Нет, т.к. пациент недостаточно обследован

Задание №7. Пациент К., 48 лет, находится на лечении в психиатрической больнице. За последнюю неделю после переохлаждения появился сухой кашель. В настоящее время температура 38.8°С. Аускультативно – дыхание жесткое, хрипов нет. Перкуторно легочной звук. Какое дополнительное исследование необходимо провести больному?

А. Флюорография

В. Бронхоскопия

C. Рентгеноскопия

D. ЭКГ

E. Рентгенография

Задание №8. Больной л., 55-ти лет обратился с жалобами на сердцебиение, периодическую боль в предсердной области, головную боль, преимущественно в затылочной области. Кожные покровы и видимые слизистые обычной окраски, чистые. Над легкими везикулярное дыхание, тоны сердца звучные, акцент второго тона на аорте. Пульс 90 ударов в минуту. Живот мягкий, безболезненный, печень не увеличена. Стул обычной консистенции. АД - 180/120 мм рт.ст.. В программу дальнейшего обследования, помимо общего обязательного комплекса лабораторных и инструментальных исследований, включены: ЭКГ, ультразвуковое исследование почек; доплерография сосудов шеи; анализ мочи по Аддис-Каковскому. Предположительный диагноз: Артериальная гипертония II степени. Достаточно ли обоснован этот диагноз, и достаточен ли объем дополнительных исследований?

А. Предположительный диагноз достаточно обоснован, дополнительные исследования не требуются

В. Диагноз поставлен без достаточных оснований

С. Предположительный диагноз и план обследования не обоснованы

D. Предположительный диагноз поставлен правильно, но дополнительные исследования намечены в недостаточном объеме

Е. Дополнительные исследования намечены неправильно

Если при выполнении приведенных выше тестовых заданий у вас возникли трудности, необходимо обратиться к следующей литературе.

1. Миронов В.В. Философия. Учебник для вузов. - Политическая литература. – М., 2010.- с.678-694.

2. Лисицын Ю.П. История медицины: ГЭОТАР – Медиа.-2008, с.178-196.

3. Абрамов В.А. та інш. Медична психологія. Навч.посібник. – Донецьк, 2010.- с.112-132.

4. Вітенко Н.В. Загальна та медична психологія. К. «Здоров’я».- 1994. – с.76-89.


СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Граф.логической структуры темы «ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ПРЕДМЕТ, ЗАДАНИЯ, ПРИНЦИПЫ И ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ БИОЭТИКИ. ПРЕДМЕТ И ОСНОВЫ НООЭТИКИ»

Граф.логической структуры «СОЦИАЛЬНАЯ ЭТИКА МЕДИЦИНЫ. СОЦИАЛЬНО-ЭТИЧЕКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ РЕСУРСОВ В СИСТЕМЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ».

Социальная этика

Социальная справедливость
  Социальная ответственность
Модели организации охраны здоровья  
     

Распределительная
Платная медицина
Государственная медицина
Страховая медицина
Уравнительная
Социально-этические проблемы распределения ресурсов в системе охраны здоровья


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: