В конце ХІХ века академик В.И. Вернадский заявил о наступлении новой эпохи в эволюции живого вещества, собственно жизни на Земле — эпохи регулирования ее человеческим разумом. По убеждению В.И. Вернадского, «под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое состояние — ноосферу». По его мнению, «Ноосфера — это биосфера, переработанная научной мыслью»; она включает в себя поток информации, знаний и теорий. Это новая специфическая «оболочка» Земли, оказывающая на биосферу все большее преобразующее воздействие. В ноосфере преобладает духовное начало, которое материализуется в усовершенствованной природе, машинах, орудиях, творениях искусства. Однако человек, создавший мощную науку и технику, оказался в то же время способен к хищническому отношению к природе, которое чревато экологической катастрофой, вплоть до самоуничтожения себя как вида. Гибель человечества означает и падение, гибель всей космической эволюции, породившей жизнь и человеческое сознание. Поэтому В. И. Вернадский отстаивал необходимость формирования «сознания нравственной ответственности ученых за использование научных открытий и научной работы для разрушительной, противоречащей идее ноосферы, цели».
|
|
Как и В.И. Вернадский, современные ученые рассматривают ноосферу как новую, высшую ступень эволюции биосферы, связанную с возникновением и развитием в ней человечества. Познавая законы природы и совершенствуя технику, человечество постепенно начинает оказывать существенное воздействие на ход природных процессов. Ноосфера, которая сформировалась на планете Земля, приобрела тенденцию к постоянному расширению, превращаясь уже в особый структурный элемент космоса.
В ХХ столетии человечество столкнулось с катастрофическими последствиями научно-технического прогресса — глобальным экологическим кризисом. Это принципиально новый феномен, который поставил под угрозу вопрос физического выживания, продолжения человеческого рода и развития всей цивилизации. Глобальный экологический кризис представляет собой критическую фазу отношений и противоречий между обществом и природой, обусловленных гигантским ростом потребления естественных ресурсов, изменением ландшафтов, созданием новой антропогенной среды и нарушением динамического равновесия в биосфере на различных уровнях ее организации. Стало очевидным, что решение проблемы глобального экологического кризиса связано с решением вопроса совмещения на этической основе целей экономического развития с поддержанием экологического равновесия и ресурсной устойчивости. Медицинскими последствиями глобального экологического кризиса стали новая экологическая патология и новые экологические нозоформы. Возникли философские и мировоззренческие проблемы взаимодействия человека и природы. Психосоциальные аспекты глобального экологического кризиса, существующие на фоне идеологической несостоятельности общества, потребовали психологической и философской поддержки человечества.
|
|
Одесская медико-философская школа обосновала начало нового этапа исторического развития медицинской этики, которая стала называться «Нооэтика». Предпосылками к становлению новой науки стало понимание разрушения человечеством контрольных механизмов биосферы. Преобразуя природу и окружающую среду, человек последствиями интеллектуального труда изменил условия жизни на планете, создал свою ноосферу, которая, в отличие от биосферы, не имеет собственных контрольных механизмов.
К сожалению, в новой реальности прежние биоэтические принципы, методы и теории не являются достаточно адекватными и эффективными. В условиях реализованной ноосферы взаимодействие индивидуума или человечества в целом с объектами живой и неживой природы в большей мере происходит не только прямым, но и непрямым путем через модифицированную биосферу.
Если деятельность человека в ноосфере не начнет регулироваться новыми этическими принципами, то последствия современного ноосферного кризиса могут иметь глобальный и катастрофический характер. Для сохранения всего живого, для всей природы и экосистемы в целом новая этика должна стать Нооэтикой, то есть правилами поведения в ноосфере, которые бы максимально способствовали глобальным интересам всех составляющих ноосферы: планеты Земля, человечества и трансформированной им биосферы. Нооэтика предназначена стать одним из многочисленных контрольных механизмов ноосферы, которые должны обеспечить ее стабильное существование и развитие. Создание нооэтики можно рассматривать как стратегию развития этики и обеспечение выживания человечества на современном этапе его существования. Нооэтика как высшая ступень развития биоэтики должна органично войти в этику как раздел философии, стать ее неотъемлемой и очень важной частью. Нооэтика будет способствовать дальнейшему развитию медицины и медико-биологической науки, что позволяет обоснованно назвать современный этап развития медицинской этики «нооэтическим».
Основное требование нооэтики заключается в том, чтобы гуманистические цели всегда преобладали над научно-исследовательскими, коммерческими, необдуманно потребительскими. Следует отметить, что инструментом нооэтики должны стать не ограничительные мероприятия, а формирование нового отношения к природе, чувства персональной и социальной ответственности за состояние био- и ноосферы с тем, чтобы гуманное отношение к природе приобретало такое же моральное значение, как и отношение человека к человеку.
Внедрение нооэтики позволит модифицировать деятельность человека с учетом приоритетов Ноосферы, Биосферы, а в конце концов, и конкретной личности. Основными постулатами нооэтики являются ориентация на полноту жизненного процесса с органическим соединением понимания прошлого, настоящего и будущего, контактом и единением с природой и социальной гармонией. Следование этим постулатам является необходимой предпосылкой сохранения и утверждения жизни на Земле.
Нооэтическая концепция позволяет по-новому оценить такие вызовы XXI столетия, как достижения информатики, медицинской генетики, биобезопасность и биотерроризм, нанотехнологии и робототехника. Согласно мнению большинства ученых, развитие цивилизации в ХХІ веке будут определять именно эти технологии.
|
|
Одним из формирующих компонентов ноосферы и предметом изучения нооэтики является эволюционно новая среда обитания человека — информационная.Она представляет собой совокупность информационных ресурсов, информационных технологий и информационную инфраструктуру. Стремительное развитие информационной сферы, или «инфосферы», обусловлено созданием и постоянным совершенствованием электронных носителей информации — компьютерных технологий.
С позиций нооэтики можно утверждать, что информатизация, которая привела к созданию всемирной компьютерной сети, обеспечивающей неограниченный доступ к информации и общению, в то же время стала источником глобальных проблем психосоциального характера. Одна из них — это сохранение индивидуальности человеческой личности и человека как элемента биосоциальной структуры. Постоянно увеличивающийся информационный поток постепенно разрушает этнические, национальные и социальные традиции, заставляет человека одновременно жить в разных культурах, позволяет мнимо существовать в виртуальных пространствах. Это постепенно приводит к изоляции личности. Исключительная роль нооэтики состоит в создании общества, основанного на знаниях, способности к творчеству, на взаимодействии разнообразных культур, мировоззрений, образов мышления. В этом основа стабильности глобального социума нашего века, залог дальнейшего развития человечества.
Нооэтические прогнозы касаются последствий прогресса биотехнологий. Предположим, что компьютерные технологии преуспеют в совершенствовании разумных машин, которые всё смогут делать лучше, чем люди. Тогда, по-видимому, вся работа будет выполняться многочисленными высокоорганизованными системами машин, и людские усилия окажутся ненужными. Произойдет одно из двух: либо машинам может быть разрешено делать всё, что они сочтут нужным, без человеческого присмотра, либо человеческий контроль над машинами будет сохранен. В случае если люди решат сохранить за собой контроль над компьютерами, в руках рядового человека может оказаться управление лишь маленькими киберсистемами — дом, машина, персональный компьютер. В руках же тончайшего слоя «элиты» — контроль над колоссальными системами управления корпорациями и государством. Возможности этой «элиты» по управлению обществом в таком случае станут почти безграничными, причем по управлению, незаметному для самого общества. Так называемая элита управляла обществом и раньше, однако в эпоху развитой робототехники появляется очень важное новое обстоятельство — «рядовые» жители будут больше не нужны экономике. Производство впервые освободится от зависимости от живых людей. Благодаря быстрому прогрессу молекулярной электроники компьютерные операции смогут выполняться посредством перемещения атомов и молекул. Будут созданы компьютеры в миллион раз более мощные, чем современные. Компьютерная мощь в сочетании с роботами размером не более макового зерна и возможностями генетики конструировать живые организмы по заданной программе способны как на добрые, так и на злые чудеса. Ожидается, что к 2030 году мощь искусственного интеллекта сравняется с мощью человеческого.
|
|
Очевидно, что на смену старой цивилизации приходит новая, во многом альтернативная ей цивилизация будущего, которой предстоит остановить экологическую и социальную катастрофу и обеспечить народам мира не только выживание, но и прогрессивное развитие, а в перспективе — процветание. Однако важно не только дать оценку уходящей цивилизации, но и попытаться определить ведущие тенденции идущей ей на смену нооэтической цивилизации. Определяя общий вектор развития новой цивилизации, нооэтика подразумевает, что человечество начинает движение из «мира вещей» в «мир духовных ценностей», из мира, где доминирует потребность «взять» — в мир, где будет преобладать потребность «отдать» для блага людей.
Нооэтика призвана стать этическим компонентом законов развития ноосферы, которые должны продолжить эволюцию биосферы. Решающую роль в этом процессе должно играть объединение науки и этического разума человечества. Развивая теорию В. И. Вернадского о ноосфере, во имя предотвращения глобальной экологической катастрофы нооэтика объединяет три составляющих — научный разум человечества, его нравственный разум и технический прогресс.
Как носителю нравственного императива нооэтике должна принадлежать ведущая роль в решении ноосферных проблем. Необходимо добиться того, чтобы человек знал, как правильно поступить в тех или иных обстоятельствах, и чтобы он не мог, в силу воспитания убеждений,поступить иначе. Если люди хотят сохранить себя, свою природу, свой род, все накопления культуры, то есть собственно весь человеческий мир, то им необходимы не только знания, но и навыки этической оценки окружающей действительности.
В структуру нооэтики входит изучение взаимодействия человека и окружающей среды, человека и заболевания, особенности этики генетической медицины, изучение гармонии жизни. Раздел «Изучение человека и окружающей среды» изучает:
- нооэтическую оценку концепций стихий
- океан и стихию
- тайны зарождения жизни
- проблематику мужчины и женщины
- человека и космос
- человека и социум
- человека в большом городе
Раздел «Человек и болезнь» включает в себя следующие темы:
- что есть болезнь?
- как сберечь своё сердце
- онкология. Пути продвижения к успеху
- ВИЧ – инфекция – проблема современного общества
В раздел «Генетическая медицина» входит изучение следующих вопросов:
- стволовые клетки
- экстракорпоральное оплодотворение
- трансгенные продукты
- генетика и современные лекарства
- клонирование
Раздел «Гармония жизни» состоит из следующих разделов:
- резервы человеческого организма
- основы долголетия
- превентивная медицина
- красота и здоровье