Введение. Становление и развитие новых социально-экономических и политических отношений в обществе обусловили необходимость пересмотра требований к организации учебного

Становление и развитие новых социально-экономических и политических отношений в обществе обусловили необходимость пересмотра требований к организации учебного процесса. В последнее десятилетие реформирование национальных систем высшего образования в Европе проходит в рамках так называемого Болонского процесса, целью которого выступает создание единого общеевропейского пространства высшего образования. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., закрепляющей направления государственной политики в области образования, нет упоминания ни о Болонской декларации, ни о других документах Болонского процесса. Однако если сравнить текст Концепции с положениями, отраженными в документах Болонского процесса, то нетрудно заметить определенную схожесть между ними. Так, 19 сентября 2003 г. Россия подписала Болонскую декларацию и официально присоединилась к процессу формирования единого общеевропейского образовательного пространства, которая требует от нас серьезной модернизации образовательного процесса.

Очевидно, что проблема информатизации и непосредственно связанной с ней компьютеризации всех сфер человеческой деятельности является одной из глобальных проблем российской реформы образования. Причина тому - неслыханное для предшествующих эпох повышение роли информации, превращение ее в одну из важнейших движущих сил всей производственной и общественной жизни. Происходящий параллельно стремительный скачок в развитии аппаратных средств, т.е. собственно компьютеров как технических устройств за последние несколько лет сделал эту технику достаточно доступной. Поэтому внедрение компьютерных технологий в образование можно охарактеризовать как логичный и необходимый шаг в подготовке квалифицированных юристов отвечающих потребностям экономики.

Важнейшее значение исследования современных технологий обучения праву в сфере теории и практики общеобразовательного процесса определяется местом и ролью педагогической технологии в условиях всё возрастающего информационного поля. Эффективность и качество образования не возможны без всестороннего внедрения новых педагогических технологий. Поэтому исследования в сфере теории и практики образовательного процесса педагогических технологий является важнейшей задачей современного юридического образования, здесь кроется значительный резерв развития самого образования и выход его из кризисной ситуации. Разрывом между содержанием образования и реальными образовательными запросами учащихся и развивающимися потребностями общества. Все углубляющимся социальным неравенством в области образования и воспитания; растущим дисбалансом между сферой образования и рынком труда, неспособностью образования адаптироваться к новым условиям профессиональной деятельности; увеличивающимся разрывом между потребностью в информации и способами доступа к ней.

Бесспорно, увеличивающийся поток информации (за счет освоения компьютерной техники и др.) требует подготовки нового поколения высококвалифицированных и конкурентоспособных специалистов, однако образование современного поколения в большинстве случаев остается на прежнем уровне: изменения в общеобразовательных учебных заведениях идут медленно и, как правило, касаются только содержательных аспектов и в меньшей мере технического и технологического совершенствования. Высокотехнологичная, наукоемкая и динамичная в пространстве и во времени сфера материального производства явно выраженного диалектического характера вошла в глубокое противоречие со своей диалектической противоположностью - низкотехнологичной, эмпирико-рецептурной и консервативной сферой духовного производства, поставив педагогический процесс перед необходимостью перехода от освоения обширного и быстро устаревающего чувственно-конкретного знания фактуально-рецептурного содержания, для которого давно существует емкая память компьютера, к опережающему освоению крупных фрагментов реальности на уровне понятий и категорий, в педагогическую науку - перед необходимостью перехода от частных методик к методологии, к смене акцентов и приоритетов в сторону базовых теорий.

Наиболее остро отмеченные противоречия проявляются во взглядах субъектов педагогической отрасли наук на правомерность, необходимость, теоретическую, логико-методологическую и социальную обусловленность технологизации педагогического процесса. С одной стороны, значительная часть представителей педагогики (как педагогов-теоретиков, так и педагогов-практиков) необходимость технологизации педагогического процесса не подвергает сомнению, что находит свое отражение в большом количестве публикаций достаточно высокого теоретико-методологического уровня. По степени обобщения рассматриваемых проблем их можно условно классифицировать по трем составляющим: публикации всеобщего (философского), общенаучного социального и частно-научного (собственно технолого-педагогического) содержания. К первому уровню следует отнести работы, направленные на выявление сущности основного противоречия между природой и обществом с целью нахождения исходных философских ориентиров для концептуального построения общей теории взаимодействия общества и природы, в основе которого лежит социальная технология (или просто технология) (Ю.Н. Абабков, В.И. Белозерцев, В.И. Загвязинский, В. Коска-релли, И. Марев, И. Кучинов, Д. Шопова и др.). Ко второму уровню относятся работы, направленные на исследование качественного содержания технологического движения внутри общества как необходимой предпосылки его успешного функционирования и развития (А.Д. Бондаренко, В.Г. Горохов, В.В. Давыдов и др.). В целом в философско-социологической литературе нашла свое отражение целостная философская концепция технологии, получившая наибольшее свое завершение в трудах В.П. Каширина в теории технологической формы материи и технологической формы движения материи. Третий уровень составляют работы собственно технолого-педагогического содержания, к наиболее значимым из которых следует отнести: В.П. Беспалько, Ю.И. Борщ, М.И. Ботов, И.В. Горлинский, И. Ибнуманаф, М.В. Кларин, Р. Митчелл, Монахов, В.Ю. Питюков, С.А. Сминов, Ю.М. Тоболов, Ф. Янушкевич. С другой стороны, не менее значительная часть представителей педагогической науки (как теоретиков, так и практиков) отмеченную проблему не замечают. Отмеченные противоречивые тенденции находят свое широкое отражение даже на страницах учебников и учебных пособий (В.В. Воронов, Т.А. Стефановская, И.Ф. Харламов и др.). Налицо проблемная ситуация: когда новые научно-педагогические факты не укладываются в рамки существующей теории, что сопровождается возникновением несовместимых самостоятельных подходов, объясняющих одно и тоже педагогическое явление с принципиально разных позиций и, следовательно, постоянно между собой конкурирующих. В снятом виде отмеченная проблемная ситуация отражается в комплексе проблем, связанных с ограниченностью знаний о генезисе педагогической технологии, с не достаточной разработанностью соответствующего методологического аппарата и с отсутствием концептуальной теоретической модели, адекватно отражающей в развернутой системе понятий сущность исследуемого технолого-педагогического феномена. Итак, не разработанность теоретико-методологического комплекса проблем педагогической технологии и определяет актуальность темы дипломного исследования.

Исследования педагогических технологий, дает возможность применить самые различные подходы, исследуя его категориально, в «чистом» виде, так и во взаимосвязи с другими социальными явлениями, во всех аспектах образовательного пространства. Междисциплинарное положение исследуемой тематики потребовало обращения к работам, выполненным в рамках различных научных дисциплин - философии и социологии, юридическому познанию, а также к педагогическому науковедению в частности, педагогики и психологии. В каждом из направлений в той или иной мере анализируются определенные направления образовательных (педагогических) технологий и условия оптимального их функционирования. Природу, сущность, механизмы функционирования. Зарождение в начале XX века философии и социологии образования связывают с именем Э. Дюркгейма, заложившего основы социологического видения образования. Интерес к вопросам образования проявлен М. Вебер, У. Уоллер, Л. Уорд и другие представители классической европейской и американской социологи, анализируя социальные функции образования, его место и роль жизнедеятельности общества. Значительный вклад в разработку теоретико-методологических и эмпирических проблем становления отечественной социологии образования внесли Е.С. Баразгоева, Ю.Р. Вишневский, Г.Е. Зборовский, Л.Н. Коган, Л.Ф. Колесников, В.Т. Лисовский, А.В. Меренков, И.М. Модель, В.Я. Нечаев, Б.С. Павлов, И.С. Розов, Л.Я. Рубина, З.И. Файнбург, Ф.Р. Филиппов, В.Н. Шубкин. Важными в настоящее время стали исследования в области методического и общетеоретического содержащиеся в педагогике и психологии, представленные в работах B.C. Безруковой, А.С. Белкина, Б.Л. Вульфсона, Л.С.Выготского, В.П. Зинченко, В.Д. Семеновой. Существующие подходы к теории технологии, осуществляемые с 50-х годов двадцатого столетия, можно разделить по трем основным типам: во-первых, отождествление технологии с любой формой организации процесса: проблемный обучением, развивающим обучением и др. (С.В. Игнатьев, В.А. Мелехин, Н.Д. Никандров и др.); во-вторых, технологии методологического уровня (В.Ф. Башарина); уровни обобщенных технологий (например, технологии воспитания А.С. Макаренко, А.В. Сухомлинского); обобщенные технологии в обучении программированное обучение Б.Скиннер, Л. Ланда, проблемное обучение (А.Матюшкин, И Лернер, М.И. Махмутов и др.); в-третьих, развиваются многообразие конкретных технологий как образцов творческой педагогической деятельности представленных в сборнике Г.К. Селевко. Учитывая не разработанность проблемы педагогической технологии в обучении правовым дисциплинам, подтверждают результаты анализа научной литературы по данному вопросу о необходимости рассмотрения вопросов по проблемам педагогических технологий в сфере теории и практики образовательного процесса, и как важного компонента всей социальной технологии.

Учебное пособие может использоваться в лекционных курсах и на практических занятиях по теории и методике обучения праву, современным технологиям обучения праву, методологии правового воспитания, образовательному праву.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: