Лекция как метод обучения праву

Лекция - метод обучения, одна из основных форм организации учебного процесса, представляющая собой устное, монологическое, систематическое, последовательное изложение преподавателем учеб­ного материала. Она предшествует всем другим формам организации учебного процесса, позволяет оперативно актуализировать учебный материал дисциплины.

Цель лекции - организация целенаправленной познавательной деятельности обучающихся по овладению программным материалом учебной дисциплины.

Задачи лекции:

• обеспечивать формирование системы знаний по учебной дисциплине;

• учить умению аргументировано излагать научный материал;

• формировать профессиональный кругозор и общую культуру;

• отражать новые, еще не получившие освещения в учебниках и учебных пособиях знания;

• оптимизировать все другие формц организации учебного процесса с позиций новейших достижений науки, техники, культуры и искусства.

Функции лекции

• информационная (изложение системы знаний);

• мотивационная (формирование познавательного интереса к содержанию учебного предмета и профессиональной мотивации обучающегося);

• ориентировочная (обеспечение основы для дальнейшего усвоения учебного материала);

• воспитательная (формирование сознательного отношения к процес­су обучения, стремление к самостоятельной работе и всестороннему овладению специальностью, развитие интереса к учебной дисциплине, содействие активизации мышления обучающихся).

К типичным структурным элементам лекции относятся вступление, основная часть, заключение. Вступление - часть лекции, цель которой - заинтересовать и настроить аудиторию на восприятие учебного материала. В его состав входят:

• формулировка темы лекции, характеристика ее профессиональной значимости, новизны и степени изученности, цели лекции;

• изложение плана лекции, включающего наименования основных вопросов, подлежащих рассмотрению на лекции;

• характеристика рекомендуемой литературы, необходимой для организации самостоятельной работы обучающихся;

• ретроспекция-напоминание о вопросах, рассмотренных на прошлой лекции, связь их с новым материалом, указание на его роль, место и значение в данной дисциплине, а также в системе других наук.

Основная часть - изложение содержания лекции в строгом соответствии с предложенным планом. Она включает раскры­вающий тему лекции концептуальный и фактический мате­риал, его анализ и оценку, различные способы аргументации и доказательства выдвигаемых теоретических положений и определяется видом лекции.

Заключение - подведение общего итога лекции, обобщение материала, формулировка выводов по теме лекции, ответы на вопросы слушателей.

Для повышения эффективности лекций целесообразно» воспользоваться следующими рекомендациями:

• четко и ясно структурировать занятие;

• рационально дозировать материал в каждом из разделов;

• использовать простой, доступный язык, образную речь с примерами и сравнениями;

• отказаться, насколько это возможно, от иностранных слов;

• использовать наглядные пособия, схемы, таблицы, модели, графики и т.д;

• применяя риторические и уточняющие понимание материала вопросы;

• обращаться к техническим средствам обучения: проектору, видео­записи, магнитофону, слайдам и т. п. (их использование позволяет повысить эффективность занятия по сравнению с обычнойлекцией на 20-50%).

В практике преподавательской работы принято выделение нескольких типов лекций:

Проблемная лекция. Проблемная лекция имеет своей целью обновить, углубить знания обучающихся, раскрыть новые научные подходы и разработки важнейших проблем практики. Единого рецепта для подготовки и чтения проблемной лекции не может быть. Однако существует ряд общих требований, которые следовало бы учитывать при подготовке и чтении таких лекций. Проблемная лекция, как правило, вызывается необходимостью:

• дать представление об основных проблемах одного из разделов курса;

• показа вклада того или иного ученого, научной школы в развитие науки, отдельных ее направлений;

• углубленного раскрытия узловых и острых проблем современ­ности.

Правила проведения проблемной лекции:

1. В начале проблемной лекции следует назвать тему, план, указать дополнительную к имеющемуся у обучающихся списку литературу. Наиболее приемлемым может быть план лекции, включающий три-четыре вопроса.

2. Проблемная лекция не должна быть перегружена вопросами, часть которых можно будет рассмотреть на семинарских занятиях, при проведении дискуссий.

3. Внимание в проблемной лекции необходимо сосредоточить на наиболее сложных теоретических вопросах, имеющих большое научное и практическое значение в современных условиях.

4. Проблемная лекция в значительной степени должна носить методологический характер.

5. Особого внимания требует логическая структура изложения материала. От четкости изложения, логических переходов от одного вопроса к другому, умения подчеркнуть главные положения, выделить сложные и важные в теоретическом и практичес­ком отношении вопросы, сделать необходимые выводы и обобщения во многом зависят качество и успех лекции, а также ее эффективность.

6. В проблемной лекции нельзя уходить от дискуссионных вопросов, однако широкий аспект дискуссионных проблем рассматривается обычно в лекциях-дискуссиях.

7. Эффективное использование времени при демонстрации иллюстраций, статистических и других материалов. Объем иллюстраций зависит от научной сложности рассматриваемой проблемы и от продолжительности лекционного времени, отводимого на данную тему.

Лекция-дискуссия - эта форма обучения представляет собой объединение обычной лекции с дискуссиями об изложенном материале. Во время дискус­сионной фазы учебный материал лекции анализируется, освещается и оценивается со всех сторон. В дискуссию должны включаться по возможности все участники. Необходимость данного вида лекций обусловлена наличием большого количества сложных, часто мало или совсем не разрабо­танных теоретических и трудно решаемых практических проблем.

Основные требования к лекции применимы и к данному виду обучения:

1. Цель лекции-дискуссии - рассмотрение, анализ различных позиций, точек зрения ученых на содержание той или иной проблемы, концепции выбора путей практической реализации стоящих перед обществом задач, обучение методике анализа важнейших проблем, ведения научных дискуссий, применения и умелого использования необходимых аргументов для защиты своих позиций или критики точек зрения оппонентов.

2. Структура лекционного материала определяется преподавателем, который выбирает дискуссионные вопросы. Необходимо остановить свой выбор для анализа в ходе лекции на наиболее значимых теоретических и практических проблем.

3. Критический анализ дискуссионных вопросов, осуществляе­мый в лекции на основе научной методологии, способствует формиро­ванию позиции обучающихся при решении сложных социально-эконо­мических и управленческих проблем.

4. Грамотно методологически и методически построенная лекция прививает навыки теоретического анализа слож­ных процессов, протекающих в нашей стране, обучает приемам вести эффективные дискуссии со своими оппонентами по возникающим спорным научным и практическим вопросам.

5. В случае чтения лекции в небольшой аудитории вполне воз­можно разрешить задавать вопросы по ходу лекции и тут же отвечать на них. В многочисленной аудитории, где возможен большой разброс мнений, рациональнее будет разрешить задавать вопросы и отвечать на них после окончания анализа относительно самостоятельной проблемы (вопроса плана лекции). Вопросы, реплики по ходу лекции в этом случае могут перерасти в неуправляемую дискуссию.

Для повышения эффективности дискуссии преподаватель должен подготовить не только доклад, но и дискуссию, что предполагает:

• подготовку провокационных вопросов;

• определение проблем, дающих импульсы к размышлениям;

• разработку дополнительных примеров и сравнений;

• подбор конкретных материалов для дискуссии;

• выделение и структурирование ожидаемых узловых вопросов (главных пунктов) дискуссии.

Дискуссия всегда должна завершаться обзором высказываний участников и подведением итогов..

Лекция-консультация. Лекции-консультации отличаются от проблемных лекций, прежде всего своим назначением и методическим содержанием.

Методическое содержание лекции-консультации имеет свою специфику, обусловленную ее назначением. Исходным положением при этом следует считать смысл ключевого слова в названии данной формы занятий - «консультация» - совещаюсь, забочусь, обсуждаю. Конечно, эти действия осуществляются в данном случае в рамках лекции, а не других форм консультаций.

Целевая направленность лекций-консультаций определяет их методологическое содержание. При этом к данному виду лек­ций применимы основные требования к лекции как форме обучения: отбор для рассмотрения наиболее актуальных вопросов, четкость изложения, выделение главного, аргументация выдвигаемых положе­ний, использование технических средств обучения и раздаточного материала и т.д.

Некоторые положения той или иной проблемы, четко их определив, можно рекомендовать обучающимся для самостоятельного изучения, указав для этого необходимую учебную литературу.

В случае если тема лекции-консультации непосредственно свя­зана с предстоящим семинарским занятием, собеседованием или други­ми формами занятий, то необходимо дать рекомендации обучающимся по подготовке их к активному участию в обсуждении выносимых на эти занятия проблем.

Одним из достоинств лекции-консультации является возмож­ность в достаточной мере раскрыть методологические и методические подходы к анализу социально-экономических процессов. Преподава­тель при этом может передать свой опыт использования методических приемов анализа, применения аргументов и доказательств в защиту или для критики тех или иных положений.

В целом лекция-консультация, выполняя свои функции:

· способствует познанию содержания учебного материала,

· углубленному изучению теоретических проблем,

· повышению эффектив­ности самостоятельной работы обучающихся,

· раскрытию значения изучаемых теоретических положений для выработки практических рекомендаций.

Контрольные вопросы

1) Раскройте понятие и назовите отличительные черты проблемной лекции, лекции консультации, лекции дискуссии.

2) Назовите цель и задачи лекции.

3) Охарактеризуйте функции лекции консультации.

4) Классифицируйте виды лекций


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: