Лекция методы и методические приемы обучения правовым дисциплинам

В зависимости от осознанной активности двух субъектов в обучении можно говорить о различных дидактических методах (Дидактика от греч. didaktikos – поучающий - наука, изучающая закономер­ности усвоения знаний, умений и навыков, формирования убеждений; определяет объем и структуру содержания образования; совершенствует методы и организационные формы обучения. а коммуникативные процессы сообщения и получения информации при этом выступают только средством, оставляя одну из сторон обучения пассивной (обучающегося).) и моделях обучения.

Авторитарные методы обучения позволяют передать инфор­мацию от одного субъекта (преподавателя) к другому (обучающемуся),

Коммуникативные методы обучения обеспечивают активное взаимодействие субъектов на основе усвоения знаний через осознан­ный опыт и понимание.

Использование тех и или иных моделей обучения, в основе которых лежат авторитарные и коммуникативные методы, обусловлено особенностями психофизиологического общения людей, и прежде всего процессом получения и обработки информации (восприятия)

Широко используемое в настоящее время нейролинг-вистическое программирование (НЛП) в рекламе, в технике продаж, в связях с общественностью, в проведении бизнес-презентаций, переговоров и тренингов основано на использовании трех основных сфер сенсорного, чувственного опыта:

• визуальной - внешняя и внутренняя информация представляет $ собой комплекс зрительных образов.

• аудиальной - информация является комплексом звуков.

• кинестетической - информация выступает в виде комплекса ощущений. Эти особенности человеческого восприятия подтверждены спе­циальными исследованиями, которыми установлено, что при использо­вании авторитарных методов обучения восприятие информации осу­ществляется преимущественно пассивно. При этом обучаемые сохра­няют в памяти 10% прочитанного, 20% услышанного, 30% того, что увидели и 50% того, что услышали и увидели. В то же время при использовании коммуникативных методов происходит активное вос­приятие информации, что позволяет удержать в памяти 80% того, что говорили сами, 90% того, что делали сами. Через 72 часа (трое суток) после получения сведений в памяти обучающегося остается при аудио-восприятии (услышал) примерно 10% информации; при визуальном (увидел) - 20%; при аудиовизуальном (услышал и увидел) - 50%; при аудиовизуальном восприятии и обсуждении - 70%; при аудиовизуаль­ном восприятии, обсуждении и при наличии возможности практи­ческого приложения - 90% информации1. Аналогичные выводы делают и другие авторы, утверждая, что при лекционной подаче материала усваивается не более 20% информации, при дискуссионном обучении -75%, а в деловых играх - около 90%2.

Современные образовательные технологии позволяют обеспе­чить наиболее эффективные коммуникации с обучающимися в про­цессе обучения с включением всех каналов восприятия: визуального, аудиального и кинестического. Разумное сочетание авторитарных и коммуникативных методов обучения, а также соответствующих им средств и форм обучения позволяет выделить четыре модели обучения: авторитарное, самообучение, интерактивное и диалогическое самообучение.

Авторитарное обучение - модель обучения, в которой главной, ведущей является деятельность преподавателя, а ведомой, пассивной -собственная учебная деятельность субъекта учения - обучающегося. В этой связи, лекционная модель обучения предназна­чена для предварительной ориентации обучающихся в целях и содер­жании предстоящего об учения, пробуждения интереса к последующей активности обучающихся к учению, т.е. к их собственной, самостоя­тельной учебной работе

Самообучение - модель обучения, в котором собственная, самостоятельная самоуправляемая учебная деятельность обучающегося является главной, ведущей, а деятельность преподавателя - содей­ствующей, способствующей эффективному обучению. Требования к уровню познавательной активности обучающихся, к их умениям в организации и управлении своей самостоятельной работой высоки. Обучающиеся с внутренним локусом контроля3 [5] вполне успешно

Интерактивное самообучение - модель обучения, в которой осуществляется постоянное взаимодействие преподавателя и обучаю­щихся в течение всего процесса обучения, реализуется постоянный мониторинг учебной деятельности обучающегося, целенаправленный распределенный текущий контроль. В интерактивном обучении, по сравнению с традиционными технологиями, меняется роль преподава­теля. Его активность уступает место активности самих обучаемых, задача же преподавателя - управление процессом обучения и развития, организация взаимодействия обучающихся, создание условий для их инициативы и творческого поиска эффективных решений конкретных ситуаций.

Диалогическое самообучение - модель самообучения, основан­ная на прямом, индивидуализированном, двухстороннем взаимодействии преподавателя и обучающегося. В этом случае приоритетным является учение (собственная самостоятельная учебная деятельность обучающегося) перед преподаванием, которое выступает в форме консультаций.

Современный образовательный процесс видится интегративным, объединяющим различные методы, модели и формы обучения. Использование технических средств, таких, как мультимедиа, электронная почта, компьютерные обучающие программы, обучающие видеокурсы, развитие интернет-технологий позволяют обеспечить взаимодействие (интерактирность) всех участников образовательного процесса.

Интерактивное обучение - это активное, постоянное взаимо­действие между преподавателем и студентом в процессе обучения с использованием таких форм, которые обеспечивают реализацию внут­реннего механизма саморазвития обучающихся, тем самым повышая качество их учения и текущий контроль самостоятельной работы обучающихся.

Интерактивное обучение предполагает внутригрупповую и межгрупповую активность обучающихся и направленность действий (инициативу). Активность обучающихся в процессе интерактивного обучения может быть представлена тремя основными группами.

Физическая активность обучающихся заключается в прост­ранственном перемещении, изменении образа действий партнеров по взаимодействию, например, в деловой или ролевой игре. Обучающиеся могут менять рабочее место, пересаживаться, делать презентацию у доски или перед аудиторией, работать в малых группах, говорить, писать, слушать, делать рисункии т.д.

Социальная активность обучающихся проявляется в том, что они сами инициируют взаимодействие друг с другом, используют различные приемы и техники обмена информацией: задают вопросы и отвечают на них, обмениваются мнениями, репликами, комментариями и т.д.

Познавательная активность обучающихся проявляется в необходимости самостоятельно формулировать и ставить проблему (ситуационный анализ), определять способы ее решения, предлагать рекомендации, вырабатывать советы.

Интерактивное обучение основано также на взаимной обрат­ной связи между студентом и преподавателем. Такое обучение позво­ляет незамедлительно и своевременно дать обучающимся оценку их действий, результатов и их последствий, а также получить информа­цию о необходимости внесения дополнений и изменений в методи­ческое обеспечение учебного процесса.

Итак, метод - прием теоретического исследования или практического осуществления чего-нибудь, исходящий из знания закономерностей развития объективной действительности и исследуемого предмета, явления, процесса.

Активные методы обучения —это такие способы организации учебного процесса, которые обеспечивают включение обучающихся в активное взаимодействие и общение в процессе их познавательной деятельности

К преимуществам активных методов обучения относятся:

· стимулируют обучающихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом,

· способствуют развитию мышления, познавательных интересов и способностей,

· обладают высокими оценочными возможностями,

· способствуют формированию умений и навыков самообразования,

· обеспечивают более эффективный перенос усвоенных знаний в практическую плоскость.

Последовательность проведения занятия при использовании данных методов сводится к:

· Активизация познавательной деятельности, стимулирование интереса к изучаемому материалу и учебной мотивации;

· Изучение теоретического материала: лекция с использованием принципов дидактики и приемов риторики, либо самостоятельная работа студентов;

· Закрепление знаний, развитие умений и навыков в ходе индивидуального или группового выполнения практических заданий;

· Контроль усвоенных знаний.

Лабораторно-бригадный исследовательский метод – получил распространение в 20-е гг. XX века. Ученики изучали источники, самостоятельно искали ответы на поставленные вопросы. Методические рекомендации по организации бригадно-лабораторной работы были представлены в книге Б.Н. Жаворонкова и С.Н. Дзюбинского “Подвижная лаборатория по обществоведению”.

Метод проблемного изложения. Используя самые различные источники и средства, педагог, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи. Школьники и студенты становятся как бы свидетелями и соучастниками научного поиска.

Объяснительно-иллюстративный метод - метод, благодаря которому учащиеся получают знания, слушая рассказ, лекцию, из учебной или методической литературы, через экранное пособие в “готовом” виде. Воспринимая и осмысливая факты, оценки, выводы, они остаются в рамках репродуктивного (воспроизводящего) мышления.

Проблемный метод обучения - совокупность действий, приемов, направленных на усвоение знаний через активную мыслительную деятельность

Репродуктивный метод предполагает применение изученного на основе образца или правила. Деятельность обучаемых носит алгоритмический характер, т.е. выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам в аналогичных, сходных с показанным образцом ситуациях.

Частично-поисковый, или эвристический, метод заключается в организации активного поиска решения выдвинутых педагогом (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач либо под руководством педагога, либо на основе эвристических программ и указаний. Процесс мышления приобретает продуктивный характер, но при этом поэтапно направляется и контролируется педагогом или самими учащимися на основе работы над программами (в том числе и компьютерными) и учебными пособиями. Такой метод, одна из разновидностей которого эвристическая беседа, — проверенный способ активизации мышления, возбуждения интереса к познанию.

Устные методы обучения правовым дисциплинам- Методы обучения, способы совместной деятельности педаго­га и обучающегося, при помощи которых обучающийся овладе­вает знаниями, умениями и навыками, формирует свое мировоз­зрение, развивает способности.

Наглядные методы - приемы использования образных и условных средств наглядности; сюжетный рассказ; объяснение и беседа по наглядным пособиям; анализ графиков и диаграмм; составление и вычерчивание таблиц. Наблюдение яв­лений общественной жизни и использование собранных материа­лов в учебной работе по предмету. Форма отчётности по теме - показ фрагментов уроков по работе с наглядностью в курсе права.

Контрольные вопросы

1) Дайте определение методу обучения.

2) Классифицируйте методы обучения

3) Какова взаимосвязь методов обучения социально-гуманитарным дисциплинам?

4) Назовите принципы отбора методов обучения.

5) Дайте определение активным методам обучения.

6) Назовите отличительные особенности данного метода

7) Классифицируйте активных методов обучения.

8) Охарактеризуйте основные активные методы обучения.

ЛЕКЦИЯ МЕТОДИКА РАБОТЫ С ЮРИДИЧЕСКИМИ ДОКУМЕНТАМИ

Слово «документ» происходит от латинского слова «documentium» и означает «материальный носитель какой либо информации», предназна­ченной для передачи.

В методике права существуют различные под­ходы к вопросу об использовании в правовом обучении доку­ментов. Сторонники практико-ориентированного подхода счи­тают, что изучение права должно основываться именно на практической работе обучаемых с различными документами, в том числе источниками права. По их мнению, обучаемых необ­ходимо знакомить и с особенностями юридической техники ведь в реальной жизни они будут часто сталкиваться с юридическими документами и должны уметь свободно в них ориентироваться. Другие же считают, что работа с документами не должна подменять все многообразие методов и приемов обучения праву, ведь мы не готовим профессиональных юристов в системе общего образо­вания, а даем лишь основы представлений о праве вообще.

При работе с юридическими документами у учеников зак­репляются правовые знания теоретического характера, форми­руется интерес к праву, значимость которого они ощущают предметно. На учебных занятиях по праву целесообразно обра­тить внимание на следующие виды юридических документов:

— источники права, нормативно-правовые акты (закон, указ Президента, постановление правительства, локальные пра­вовые акты);

— правоприменительные акты (приговор суда по конкретно­му делу, обвинительное заключение и проч.);

— индивидуальные договоры (брачный контракт, договор под­ряда и проч.);

— заявления (исковые, о приеме на работу и проч.).

Некоторые методисты считают, что изучение права может осуществляться исключительно на основе первоисточников (на­пример, законов). Однако юридические документы не могут служить основным источником формирования правовых зна­ний учеников, и причин этому много. Юридически документ не адаптирован и может быть непонятен ученикам, в нем встреча­ется сложная юридическая речь и т. д.

Использование документов может осуществляться в про­цессе изучения темы для подтверждения мысли, показа того, как действует юридическая норма. У учеников активизируется интерес к теме, если они учатся читать документ, оценивать его значение. Учитель может цити­ровать документ. Работа с источниками права должна постепен­но усложняться.

Обучение работе с документами осуществляется поэтапно. Выделяют такие этапы работы с документом:

1. Учитель дает образец разбора документа.

2. Ученики анализируют документ под руководством учителя.

3. Работают под руководством учителя и самостоятельно.

4. Самостоятельно изучают документ в классе и дома. Ученики могут самостоятельно сформулировать вопросы к документу, найти его составляющие части и т. д.

Документ, который используется на уроке, должен быть доступен обучаемым по содержанию и объему. Он должен быть интересным с позиции познания права, информативным, а также типичным, распространенным в практике. На уроках юридический документ может использоваться и учителем права, и обучаемыми.

Изучая отдельные нормы права отраслевого законодатель­ства, целесообразно использовать в обучающем процессе извле­чения из законов или подзаконных нормативно-правовых актов. Прочитывать весь закон нет смысла. Необходимо отобрать ту его часть, которая соотносится с темой разговора и предложить школь­никам выполнить на основе ее анализа задания.

В практике работы со старшеклассниками используют сис­тему анализа нормы права по такой схеме:

1. Прочти норму права и определи ее структуру.

2. Поясни способ изложения нормы права в статье закона.

3. Объясни сущность правовой нормы, ее вид.

В других случаях, после изучения в старших классах вопро­сов семейного права, ученикам можно предложить работу по сравнению норм различных законов.

Школьники должны научиться объяснять юридические термины документа, уметь пересказывать его содержание, от­рабатывая навыки толкования, предположим, закона, соотно­сить нормы источника права с анализируемой жизненной ситуацией. В других случаях учеников знакомят с вымышленным доку­ментом, т. е. специально составленным для учебных целей.

При изучении структуры закона обращаем внимание на то, что он состоит из статей, каждая статья имеет свой номер и название. В статье могут быть выделены части — пункты (пронумеро­ванные части) и абзацы. Абзацы номеров не имеют и отсчитываются от начала пункта или статьи. Для удобства пользования статьи объединяются в главы, главы — в параграфы, а парагра­фы — в разделы.

В старших классах, при углубленном изучении права, школьники могут знакомиться с позициями юристов по изуча­емым вопросам, прочитывая журнальные статьи, юридические книги или отрывки из них. Необходимо приучать ребят крити­чески воспринимать информацию, высказывать свою точку зре­ния по теме, анализировать приводимые в материалах факты. Для организации такой работы необходимо четко сформулировать задание, поставить вопросы, а может, даже определить пошаговую работу ученика.

При работе с документами никогда не следует заставлять школьников заучивать нормы действующего законодательства и статьи, в которых они выражены. Это же правило относится и к системе работы с литературой (книгами, статьями и проч.), где представлены различные школы права и позиции юристов по отдельным правовым проблемам.

На уроках права необходимо отработать с учениками на­выки конспектирования — так называют письменное краткое изложение основного содержания правового текста. В методике обучения праву выработан алгоритм деятельности ученика по конспектированию:

1. Выпиши название источника, место и год создания.

2. Прочитай текст полностью, выбери основные мысли.

3. Разработай условные знаки сокращения слов.

4. Выпиши главные положения текста.

5. Проанализируй их содержание.

Контрольные вопросы

1) Какие виды юридических документов Вам известны?

2) Охарактеризуйте иерархию нормативно-правовых актов по юридической силе в РФ.

3) Дайте определение и назовите виды правовых методов (диахронного сравнения, синхронного сравнения, макросравнения, микросравнения, исторический, герменевтический, антропологический, формально-юридический, конфликтологический).

ЛЕКЦИЯ ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

В зависимости от содержания темы, профиля и уровня подготовки обучающихся, специфики учебной дисциплины выбирается' форма проведения занятия, среди которых: развернутая беседа на основании плана, предложенного преподавателем; устный опрос обучающихся по вопросам плана семинара; прослушивание и обсуждение докладов (рефератов) обучающихся; обсуждение письменных рефератов, заранее подготовленных отдельными обучающимися (слушателями) и затем до семинара прочитанных всей группой; семинар - кейз-стади; «мозговая атака»; семинар-коллоквиум; комментированное чтение и анализ документов (литературы); семинар-дискуссия; семинар - деловая игра.; семинар - ролевая игра; семинар-тренинг; семинар - «круглый стол»; семинар - практическое занятие; смешанная форма, с элементами различных форм проведения.

Семинарское занятие представляет собой комплексную форму и завершающее звено в изучений определенного раздела предусмот­ренных учебно-тематическим планом проблем (тем) дисциплины.

Комплексность данной формы занятий определяется тем, что в ходе его проведения сочетаются выступления обучающихся и препода­вателя; положительное толкование (рассмотрение) обсуждаемой проб­лемы и анализ различных, часто дискуссионных позиций; обсуждение мнений обучающихся и разъяснение (консультация) преподавателя; углубленное изучение теории и приобретение навыков умения ее использовать в практической работе.

Особенность семинарского занятия - возможность равноправ­ного и активного участия каждого обучающегося в обсуждении рас­сматриваемых вопросов. По своему назначению семинарское занятие, в процессе кото­рого обсуждается та или иная научная проблема, способствует:

• углубленному изучению определенного раздела дисциплины, закреплению знаний;

• отработке методологии и методических приемов познания;

• выработке аналитических способностей, умения обобщения и формулирования выводов;

• приобретению навыков использования научных знаний в практи­ческой деятельности.

• выработке умения кратко, аргументированно и ясно излагать обсуждаемые вопросы;

• осуществлению контроля преподавателя за ходом обучения.

Как показывает практика, весьма эффективным способом овладения материалом служит использование на семинаре таких форм обучения, как решение задач, анализ статистического материала, рассмотрение разного рода ситуаций, решение задач по кодексу и тд.

«Круглый стол» - форма учебной работы с обучающимися, как правило, имеющими опыт работы, практической деятельности в области обсуждаемого вопроса. На «круглом столе» обучающиеся могут и должны попробовать обоснованно поставить злободневные вопросы по теме обсуждения, серьезно аргументировать подходы к их решению, а также сообщить об удачном и неудачном опыте. «Kpyглый стол» - это своего рода совещание по обмену опытом и обсуждению практического опыта, достижений и ошибок. Таким способом участники «круглого стола» осваивают содержание темы, ее ключевые проблемы. Преподаватель выступает в роли ведущего обсуждение, отчасти направляет его, в необходимых случаях дает комментарии и пояснения.

Дискуссия - одна из активных форм учебного процесса, приз­ванная мобилизовать практические и теоретические знания обучаю­щихся на поприще «сражения истин», «сражения подходов», взглядов на одну и ту же реальность с существенно отличающихся точек зрения. Дискуссия уместна и даже незаменима при освоении теорети­ческих общественных дисциплин. Здесь основания для дискуссии создаются реальной включенностью обучающихся в демократические (многосубъектные) общественные процессы, в злободневное столкно­вение идеологий. За этими пределами форма дискуссии также приме­нима, но при определенных условиях и в определенном смысле.

Тренинг - форма учебного занятия, призванная подобрать, закрепить, сделать привычными способы, формы, навыки, манеры действия, выигрышные при данных индивидуальных особенностях и полезные для эффективного выполнения профессиональных или общественных функций. Тренинг используется для обучения и организационного развития. Тип тренинга определяется его целевой направленностью.

Ролевая игра - одна из наиболее эффективных активных форм учебного процесса, развивающая навыки свободного владения и опе­ративного комбинирования накопленными теоретическими и приклад­ными знаниями, практическим опытом и жизненными ценностными установками. Цель ролевой игры - проявить имеющиеся знания, показать умение пользоваться ими, получить навыки уяснения комплексных проблем и выработки подходов к их решению.

Деловая игра - популярная и эффективная активная форма учебного процесса, развивающая: во-первых, навыки свободного владения и оперативного комбини­рования накопленными теоретическими и прикладными профес­сиональными знаниями, а также практическим профессиональным опытом; во-вторых, способность уяснять постановку новых профессиональ­ных задач и самостоятельно или в команде находить пути их решения; в-третьих, способность и манеру работать в команде профес­сионалов, т.е. коллективно. Цель деловой игры - проявить имеющиеся знания, показать умение самостоятельно (автономно) или в кооперации (в команде) пользоваться ими, получить навыки уяснения комплексных проблем и выработки подходов к их решению.

«Мозговая атака» - активная форма обучения, быстрый и эф­фективный способ выработки путей преодоления трудностей и разре­шения противоречий, с которыми столкнулась организация (система) -реальная или виртуальная, выдуманная. «Мозговая атака» позволяет найти нестандартные решения, привлечь к управлению людей, обычно не принимающих участия в выработке решения. «Мозговая атака» -способ интенсивного использования интеллектуального потенциала собственных или приглашенных специалистов, который позволяет выработать гибкую стратегию и тактику организации хозяйственной системы в изменяющейся обстановке.

Ситуационный анализ состоит в том, что обучающиеся, ознакомившись с описанием организационной проблемы, самостоятельно анализируют ситуацию, диагностируют проблему и представляют свои идеи и решения в дискуссии с другими обучаемыми.

Кейз-стади отождествляют с методом конкретной ситуа­ции в целом, однако, он один из наиболее популярных вариантов этого метода. Некоторые авторы считают, что кейз-стади представляет собой сжатую во времени деловую игру. Его временная офаниченность обусловлена заданностью ситуации и предполагает анализ конкретной описанной ситуации в рамках строго установленного учебного сцена­рия. Конкретная ситуация предполагает знание и закрепление на практике ранее пройденного материал

Контрольные вопросы

1) Назовите основные организационные формы учебных занятий.

2) Охарактеризуйте интерактивное обучение, дайте определение, назовите преимущества и формы

3) Определите роль и значение интерактивных форм проведения занятий в образовательном процессе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: