Теории моделей общения

Существует целый ряд специальных теорий, затрагивающих отдельные аспекты общения: это прагматика в ее многочисленных толкованиях, теория речевых актов, теория речевой деятельности, теория массовой коммуникации, теория, риторика и неориторика, теория аргументации и др. Комплексная теория моделей общения направлена на деятельный аспект языка с полным учетом при этом психологического и социального фактора.

Основная целостная единица речевого общения – это речевой коммуникативный акт, являющийся законченной частью языкового взаимодействия, имеющей естественные границы. Коммуникативный акт (КА) входит в состав некоторого акта совместной деятельности, включающей физическую, интеллектуальную, эмоциональную, бессознательную, а также неречевую деятельность. Типовая разновидность КА – диалог, хотя в общем случае сюда включается и монолог. Границы КА обычно определяются достижением некоторой стратегической (для данного акта)цели. В случае, когда она не достигается, акт общения квалифицируется как неудачный.

Выделяют следующие основные компоненты КА, различающиеся по своей сущности:

· Коммуниканты: К1, К2, …, Кn.

· Коммуникативный текст (в случае диалога – диалогический текст).

· Процессы вербализации (словесного выражения) и понимания.

· Обстоятельства данного КА.

· Практические цели (ПЦ).

· Коммуникативные цели (КЦ).

Рассмотрим каждый из данных компонентов.

1) Коммуниканты рассматриваются как автоматы с определенным внутренним устройством, с особой организацией субъективных банков информации – знаний, представлений, образов и чувств.

2) Коммуникативный текст состоит из речевых произведений (более или менее развернутых реплик), которые поочередно создаются коммуникантами.

3) Психологические процессы общения сводятся к двум принципиально различным, но тесно взаимосвязанным процессам – вербализации и пониманию. Начальный этап вербализации – формирование коммуникативного замысла, может рассматриваться и как относительно самостоятельный процесс.

4) Обстоятельства КА включают непосредственный акт совместной деятельности и привходящие. Фоновые обстоятельства.

Пятый и шестой компоненты КА являются сквозными, связующими и пронизывают все другие компоненты.

Практические цели вытекают из хода той практической деятельности, в которую включен КА.

Коммуникативные цели – это намерения, придающие осмысленность обращению коммуниканта к своему партнеру.

В соответствии с приведенной схемой КА, мы можем говорить о комплексных моделях КА в целом, или моделях его отдельных компонентов.

С прикладной и теоретической точек зрения, одним из важнейших принципов моделирования КА следует считать принцип зависимости моделей от типа акта общения. Реальные компьютерные системы моделируют определенные типы общения и не претендуют на универсальность. Типы общения тесно связаны с понятием подъязыка, означающим совокупность языковых средств, которые необходимы и достаточны для построения и понимания текстов определенной сферы общения.

Рассмотрим основные информационные группы, которые можно использовать при описании всего диалогового пространства, а ткже при разработке конкретных КА или иных ограниченных подъязыков.

1. Сфера общения. Это первый вид признаков не только по номеру, но и по важности. В признаках этой группы отражается круг потенциальных участников диалога, виды удовлетворяемых ими функций.

2. Место, в котором происходит диалог. Имеется в видусоциальный статус места – например, цех завода, справочное бюро, кабинет министра, трибуна пресс конференции и др.

3. Вид практической деятельности, частью которой является данный диалог.

4. Характеристика коммуникантов и их взаимоотношений. Эта группа признаков богата информацией, которую можно учесть при классификации диалогов. Сюда входят: социально-психологический тип каждого коммуниканта, социальные отношения между ними, степень знакомства и опыт предшествуюшего взаимодействия, степень активности в данном диалоге, характер активности, эмоциональный настрой и др.

5. Хронологический период, к которому относится данный диалог.

6. Тип стратегической практической цели каждого коммуниканта. Важно, когда эта цель является общей для партнеров, например: выполнить определенную производственную операцию, понять причину взрыва, выработать приемлемое для обеих сторон определение, и т.д.

7. Тип стратегической коммуникативной цели каждого коммуниканта (например: информирование, разъяснение, инструктаж, проверка знаний, спор в поисках истины, совместное вспоминание и др.).

8. Тематика диалога. Различаются монотематические и политематические диалоги.

9. Характер информации, развертываемой в диалогическом тексте (обобщающая-конкретная; прямая-эфемическая; качественная– количественная, и т.д.).

10. Объемные характеристики диалогического текста в целом и отдельных составляющих его речевых произведений (измерение может быть в словах, в символах, во времени и др.).

11. Композиция диалога (схемы диалогического текста, отражающие динамику на уровне чередования тактических коммуникативных целей).

12. Речевой стиль. Эта группа признаков связана с принципами выбора языковых средств из потенциально приемлемых для данной тематики и данной стратегической коммуникативной цели, то есть предпочтение одних, а не других из многочисленных вариантов перефразирования: телеграфный стиль, педантичный стиль, цветастый стиль, мутный стиль и т. п.

13. Степень искусственности языковой игры. Здесь учитываются различные степени неискренности, а также принадлежность диалога к реальности или фантазии художника.

Названные базовые понятия комплексной теории моделей общения и важнейшие признаки типологии коммуникативных актов позволяют последовательно и объективно подходить к конкретным компьютерным моделям общения.

Вопросы и упражнения

1. Что понимают под единицей речевого общения?

2. Какие выделяют компоненты коммуникативного акта?

3. Назовите основные информационные группы, которые можно использовать при описании диалогового пространства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: