Теории моделей общения

Существует целый ряд специальных теорий, затрагивающих отдельные аспекты общения: это прагматика в ее многочисленных толкованиях, теория речевых актов, теория речевой деятельности, теория массовой коммуникации, теория, риторика и неориторика, теория аргументации и др. Комплексная теория моделей общения направлена на деятельный аспект языка с полным учетом при этом психологического и социального фактора.

Основная целостная единица речевого общения – это речевой коммуникативный акт, являющийся законченной частью языкового взаимодействия, имеющей естественные границы. Коммуникативный акт (КА) входит в состав некоторого акта совместной деятельности, включающей физическую, интеллектуальную, эмоциональную, бессознательную, а также неречевую деятельность. Типовая разновидность КА – диалог, хотя в общем случае сюда включается и монолог. Границы КА обычно определяются достижением некоторой стратегической (для данного акта)цели. В случае, когда она не достигается, акт общения квалифицируется как неудачный.

Выделяют следующие основные компоненты КА, различающиеся по своей сущности:

· Коммуниканты: К1, К2, …, Кn.

· Коммуникативный текст (в случае диалога – диалогический текст).

· Процессы вербализации (словесного выражения) и понимания.

· Обстоятельства данного КА.

· Практические цели (ПЦ).

· Коммуникативные цели (КЦ).

Рассмотрим каждый из данных компонентов.

1) Коммуниканты рассматриваются как автоматы с определенным внутренним устройством, с особой организацией субъективных банков информации – знаний, представлений, образов и чувств.

2) Коммуникативный текст состоит из речевых произведений (более или менее развернутых реплик), которые поочередно создаются коммуникантами.

3) Психологические процессы общения сводятся к двум принципиально различным, но тесно взаимосвязанным процессам – вербализации и пониманию. Начальный этап вербализации – формирование коммуникативного замысла, может рассматриваться и как относительно самостоятельный процесс.

4) Обстоятельства КА включают непосредственный акт совместной деятельности и привходящие. Фоновые обстоятельства.

Пятый и шестой компоненты КА являются сквозными, связующими и пронизывают все другие компоненты.

Практические цели вытекают из хода той практической деятельности, в которую включен КА.

Коммуникативные цели – это намерения, придающие осмысленность обращению коммуниканта к своему партнеру.

В соответствии с приведенной схемой КА, мы можем говорить о комплексных моделях КА в целом, или моделях его отдельных компонентов.

С прикладной и теоретической точек зрения, одним из важнейших принципов моделирования КА следует считать принцип зависимости моделей от типа акта общения. Реальные компьютерные системы моделируют определенные типы общения и не претендуют на универсальность. Типы общения тесно связаны с понятием подъязыка, означающим совокупность языковых средств, которые необходимы и достаточны для построения и понимания текстов определенной сферы общения.

Рассмотрим основные информационные группы, которые можно использовать при описании всего диалогового пространства, а ткже при разработке конкретных КА или иных ограниченных подъязыков.

1. Сфера общения. Это первый вид признаков не только по номеру, но и по важности. В признаках этой группы отражается круг потенциальных участников диалога, виды удовлетворяемых ими функций.

2. Место, в котором происходит диалог. Имеется в видусоциальный статус места – например, цех завода, справочное бюро, кабинет министра, трибуна пресс конференции и др.

3. Вид практической деятельности, частью которой является данный диалог.

4. Характеристика коммуникантов и их взаимоотношений. Эта группа признаков богата информацией, которую можно учесть при классификации диалогов. Сюда входят: социально-психологический тип каждого коммуниканта, социальные отношения между ними, степень знакомства и опыт предшествуюшего взаимодействия, степень активности в данном диалоге, характер активности, эмоциональный настрой и др.

5. Хронологический период, к которому относится данный диалог.

6. Тип стратегической практической цели каждого коммуниканта. Важно, когда эта цель является общей для партнеров, например: выполнить определенную производственную операцию, понять причину взрыва, выработать приемлемое для обеих сторон определение, и т.д.

7. Тип стратегической коммуникативной цели каждого коммуниканта (например: информирование, разъяснение, инструктаж, проверка знаний, спор в поисках истины, совместное вспоминание и др.).

8. Тематика диалога. Различаются монотематические и политематические диалоги.

9. Характер информации, развертываемой в диалогическом тексте (обобщающая-конкретная; прямая-эфемическая; качественная– количественная, и т.д.).

10. Объемные характеристики диалогического текста в целом и отдельных составляющих его речевых произведений (измерение может быть в словах, в символах, во времени и др.).

11. Композиция диалога (схемы диалогического текста, отражающие динамику на уровне чередования тактических коммуникативных целей).

12. Речевой стиль. Эта группа признаков связана с принципами выбора языковых средств из потенциально приемлемых для данной тематики и данной стратегической коммуникативной цели, то есть предпочтение одних, а не других из многочисленных вариантов перефразирования: телеграфный стиль, педантичный стиль, цветастый стиль, мутный стиль и т. п.

13. Степень искусственности языковой игры. Здесь учитываются различные степени неискренности, а также принадлежность диалога к реальности или фантазии художника.

Названные базовые понятия комплексной теории моделей общения и важнейшие признаки типологии коммуникативных актов позволяют последовательно и объективно подходить к конкретным компьютерным моделям общения.

Вопросы и упражнения

1. Что понимают под единицей речевого общения?

2. Какие выделяют компоненты коммуникативного акта?

3. Назовите основные информационные группы, которые можно использовать при описании диалогового пространства.




double arrow
Сейчас читают про: