Решает учитель-логопед
| Решают воспитатели
|
Создание условий для развития у детей речевого общения со взрослыми и сверстниками.
Побуждать детей:
• обращаться ко взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями;
• побуждать детей к речевому общению между собой.
| Встреча детей после летних каникул, побуждение их к речевой активности (по летним впечатлениям).
Постоянное активное общение с детьми:
- отвечать на все вопросы детей;
- побуждать к познавательному общению во время прогулок;
- беседовать по поводу прочитанного и т. д.
|
Обследование речи детей, состояния психических процессов, связанных с речевой деятельностью (сентябрь, май).
Заполнение речевой карты.
| Обследование уровня общего развития детей, их знаний, навыков по программе предыдущего года (сентябрь). Отслеживание динамики развития (январь, май).
Заполнение протокола обследования.
|
Количественный и качественный анализ результатов обследования речевого и общего развития детей. Выявление причин затруднений у детей. Выделение проблемных видов деятельности и основных направлений коррекционно-развивающей работы. Выбор наиболее эффективных методов и приемов работы с детьми, требующих особых условий обучения, особого подхода к усвоению учебного материала.
|
Составление перспективного тематического плана работы.
Обеспечение преемственности в изучении речевого материала и более углубленной работы над ним на 2-м голу обучения.
| Составление перспективного плана воспитательно-образовательной работы.
Обеспечение контроля за правильной речью детей с учетом их возможностей.
|
Соблюдение алгоритма в изучении речевого материала.
|
Логопед:
| Воспитатель:
|
-начинает работу над звукопроизношением;
- использует наработанный воспитателями словарь на логопедических занятиях;
-начинает работу над грамматическими темами;
- расширяет объем высказываний детей, формирует навык употребления сложных предложений, использует выработанный воспитателями навык связной речи (диалогической и монологической).
| - продолжает, закрепляет, контролирует развитие навыков звукопроизношения;
- начинает работу по обогащению и накоплению словаря по той или иной лексической теме;
- закрепляет на своих занятиях и в повседневной жизни группы изучаемые грамматические темы;
- начинает работу над развитием связной речи детей.
|
Предъявление требований к речи сотрудников ДОУ, работающих с детьми; проведение среди них разъяснительной работы:
- речь взрослых должна быть четкой, ясной, красочной, грамматически правильной;
- общение с детьми — вежливое и доброжелательное; необходимо отвечать на все их вопросы и просьбы, обсуждать возникающие у них проблемы;
- при общении с детьми большое значение имеет тактильный контакт;
- обращаясь к детям, вопросы нужно формулировать конкретные, без лишних слов, поручения давать в соответствии с правилами этикета.
| Предъявление детям образцов правильной литературной речи:
- включение в речь разнообразных образцов речевого этикета;
- обогащение речи пословицами, поговорками, стихами;
- прослушивание грампластинок и аудиокассет с записями литературных произведений в исполнении артистов и профессиональных чтецов;
- поощрение детского словесного творчества (составление загадок, сочинение потешек, чистоговорок, изменение форм слов и т. д.);
- организация и проведение специальных речевых игр; — приобщение детей к культуре чтения;
- развитие образной стороны речи (уточнение оттенков смысла слов, знакомство с переносным значением).
|
По возможности включение в работу по лексико-тематическим циклам проблемных вопросов, жизненных ситуаций, обсуждение поступков литературных героев и сверстников для формирования.жизненной компетенции детей (ОБЖ для дошкольников).
|
Развитие внимания и памяти (слуховой, зрительной, вербальной):
-выполнение и отчет о выполнении постепенно увеличивающихся многоступенчатых инструкций;
-передача с помощью речи последовательности совершаемых действий;
-использование различных форм обращений к детям;
- включение различных дидактических игр и упражнений во фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия;
- решение речевых логических задач, создание проблемных ситуаций;
- заучивание речевого материала разной степени сложности.
| Систематизация и составление картотеки коррекционных и речевых игр; активное использование их в работе. Картотека включает игры:
- на внимание;
- тренирующие наблюдательность;
- на быстроту реакции;
- приучающие ценить время;
- развивающие глазомер;
- воздействующие на эмоции и чувства;
- на смекалку;
- на ориентировку в пространстве и на плоскости листа;
- игры-диалоги, игры-сценки.
|
Развитие фонематического восприятия:
- полный звукослоговой анализ и синтез слов типа кот, суп (начало учебного года); косы, замок, шапка (2-й период обучения) стол, шарф и трехсложные: (3-йпериод обучения);
-преобразование слов путем замены, перестановки, добавления звуков;
- преобразование слогов в слова (ко — шко — школа);
- дифференциация звуков по акустическим, артикуляторным и перцептивным свойствам (гласные - согласные, твердые - мягкие, звонкие - глухие);
- усвоение терминов: слово - слог - звук, гласный звук, согласный звук, предложение.
| Закрепление навыка звукослогового анализа и синтеза слов в игровой занимательной форме с элементами соревнования.
|
Развитие доступных детям форм словесно-логического мышления:
-описание предметов (выделение существенных признаков);
-сравнение предметов (анализ, обобщение);
-исключение «четвертого лишнего» (объяснительная речь);
-установление причинно-следственных связей во временных и сезонных явлениях;
-выявление скрытого смысла, переносных значений слов и т.д. при работе по сериям картинок, обсуждении проблемных ситуаций.
| Обогащение знаний и представлений об окружающем — важнейший источник развития речи детей.
Развитие познавательных интересов.
Развитие познавательной активности.
|
Совершенствование словообразования и словоизменения (грамматический строй речи):
-суффиксальный способ;
-префиксальный способ;
-словосложение;
-омонимия;
-образование грамматических форм одного и того же слова, выражающих его отношение к другим словам (падежные конструкции);
-сопоставление грамматических форм глагола (число, лицо, род, время);
-формулирование вопросов и ответов на них;
- образование однокоренных слов.
| Обеспечение частого повторения в речи взрослых и детей сложных грамматических форм и грамматических конструкций.
Развитие образной стороны речи:
- уточнение оттенков смысла различных слов (лес - лесок - лесочек);
- толкование фразеологизмов, образных выражений, иносказаний;
- образование новых слов путем словосложения (теплоход, чернозем);
- включение всевозможных образных слов и выражений в практику речи (в игру, предметную деятельность, коммуникацию).
|
Использование в учебной речевой деятельности словаря, наработанного воспитателями в процессе ознакомления детей с окружающим и предметным миром:
-овладение названиями предметов, явлений; их свойств и признаков; рассказ о них;
-включение обобщающих понятий в объяснительную речь;
- знакомство со словами-омонимами;
- дифференциация синонимов (сосуд для питья — стакан, кружка, чашка и др.);
- подбор эпитетов;
-использование антонимов, в упражнениях на противопоставление;
- расширение глагольного словаря;
- различение слов, обозначающих часть и целое
| Продолжение работы по обогащению и накоплению словаря по лексико-тематическим циклам.
Создание условий для активизации словарного запаса детей: развитие умения использовать в свободной речи синонимы, обобщающие понятия, антонимы, слова разных частей речи точно по смыслу.
Проведение словесных игр, направленных на формирование семантических полей.
|
Продолжение работы по развитию ритмико-слоговой структуры слов.
| Заучивание скороговорок, проговаривание трудных слов с одновременным отбиванием ритма, использование различных игр-диалогов и т. д.-
|
Закрепление навыков диалогической речи в различных играх (подвижных, речевых, настольно-печатных, сюжетно-ролевых, играх-драматизациях); в пересказах художественных текстов; в общении со взрослыми и сверстниками.
|
Обучение рассказыванию; активизация речевого высказывания, совершенствование его содержательной и языковой стороны; знакомство с правилами объединения отдельных предложений в единое связное целое; развитие мотивации речевой деятельности.
Совершенствование умения составлять рассказы:
- рассказы-описания;
- рассказы по серии картинок;
- рассказы по сюжетным
картинкам;
- пересказы художественных текстов;
- пересказы с разнообразными заданиями (от первого лица, с изменением времени
и т. д.);
- рассказы с элементами iтворчества;
- сочинение сказок
| Опережающая работа по формированию навыков составления рассказов:
- интонационное выделение первого, центрального и конечного предложения короткого рассказа;
- заполнение схемы (начало, середина, конец рассказа) различным содержанием;
- уточнение характеристики персонажей и их действий;
- включение в рассказ диалогов действующих лиц;
- использование графического плана, различных таблиц, схем, символов и пособий для наглядного моделирования сюжета.
|
Практические упражнения по распространению предложений путем введения однородных членов, по построению г ложных предложений разных видов.
|
Периодическое проведение контрольных занятий (по мере необходимости).
| Повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей на каждом этапе коррекционного процесса.
|
Четкая формулировка заданий по закреплению речевого материала, запись заданий в «Тетради для вечерних занятий воспитателя с детьми».
| Освоение с детьми всех видов деятельности, предусмотренных программой воспитания и обучения детей в детском саду, с одновременным решением задач по коррекции речи и психических процессов.
|
Продолжение работы по формированию у детей коммуникативных умений (полноценное речевое общение).
|
Четкое взаимодействие в решении организационных вопросов.
|
Логопед:
| Воспитатель:
|
- составляет расписание занятий;
- дает рекомендации по организации в группе предметно-развивающей среды в соответствии с коррекционными задачами;
- использует фронтальные, подгрупповые и индивидуальные формы работы для осуществления коррекционных задач;
- привлекает родителей к коррекционной работе (консультации и практические советы, показы открытых фронтальных занятий, демонстрация приемов и упражнений по закреплению речевых навыков детей и т. д.);
- направляет детей при необходимости на консультации к специалистам (психологу, невропатологу, детскому психиатру, массажисту и др.).
| - обеспечивает соблюдение режима дня (организация смены деятельности детей, пребывания их на воздухе, оздоровительных мероприятий, коррекционной работы, досуга и т. д.);
- обновляет предметно-развивающую среду в соответствии с очередным этапом коррекционной работы;
-создает условия для воспитания общего и речевого поведения детей;
- осуществляет ежедневную связь с родителями через индивидуальные контакты (беседы, сообщения об успехах или затруднениях детей, ответы на вопросы, объяснения и т. д.);
- осуществляет контроль за выполнением рекомендаций специалистов.
|
| | |