Частные задачи коррекционной работы

Решает учитель-логопед Решают воспитатели
Создание условий для развития у детей речевого общения со взрослыми и сверстниками. Побуждать детей: • обращаться ко взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями; • побуждать детей к речевому общению между собой. Встреча детей после лет­них каникул, побуждение их к речевой активности (по летним впечатлениям). Постоянное активное общение с детьми: - отвечать на все вопросы детей; - побуждать к познаватель­ному общению во время прогулок; - беседовать по поводу прочитанного и т. д.
Обследование речи детей, состояния психических процессов, связанных с рече­вой деятельностью (сентябрь, май). Заполнение речевой карты. Обследование уровня общего развития детей, их зна­ний, навыков по программе предыдущего года (сентябрь). Отслеживание динамики развития (январь, май). Заполнение протокола обследования.
Количественный и качественный анализ результатов обследования речевого и общего развития детей. Выявление причин затруднений у детей. Выделение проблемных видов деятельности и основных направлений коррекционно-развивающей работы. Выбор наиболее эффективных методов и приемов работы с детьми, требующих особых условий обучения, особого подхода к усвоению учебного материала.
Составление перспективного тематического плана работы. Обеспечение преемственности в изучении речевого материала и более углубленной работы над ним на 2-м го­лу обучения. Составление перспективного плана воспитательно-образовательной работы. Обеспечение контроля за правильной речью детей с уче­том их возможностей.
Соблюдение алгоритма в изучении речевого материала.
Логопед: Воспитатель:
-начинает работу над звукопроизношением; - использует наработан­ный воспитателями словарь на логопедических занятиях; -начинает работу над грамматическими темами; - расширяет объем высказываний детей, формирует навык употребления сложных предложений, использует выработанный воспитателями навык связной речи (диалоги­ческой и монологической). - продолжает, закрепляет, контролирует развитие навыков звукопроизношения; - начинает работу по обо­гащению и накоплению словаря по той или иной лексической теме; - закрепляет на своих занятиях и в повседневной жизни группы изучаемые грамма­тические темы; - начинает работу над раз­витием связной речи детей.
Предъявление требова­ний к речи сотрудников ДОУ, работающих с детьми; проведение среди них разъяснительной работы: - речь взрослых должна быть четкой, ясной, красоч­ной, грамматически правильной; - общение с детьми — вежливое и доброжелательное; необходимо отвечать на все их вопросы и просьбы, обсуждать возникающие у них проблемы; - при общении с детьми большое значение имеет тактильный контакт; - обращаясь к детям, во­просы нужно формулировать конкретные, без лишних слов, поручения давать в соответствии с правилами этикета. Предъявление детям об­разцов правильной литературной речи: - включение в речь разно­образных образцов речевого этикета; - обогащение речи посло­вицами, поговорками, стихами; - прослушивание грампластинок и аудиокассет с за­писями литературных произ­ведений в исполнении артистов и профессиональных чтецов; - поощрение детского словесного творчества (составление загадок, сочинение потешек, чистоговорок, изменение форм слов и т. д.); - организация и проведе­ние специальных речевых игр; — приобщение детей к культуре чтения; - развитие образной сто­роны речи (уточнение оттенков смысла слов, знакомство с переносным значением).
По возможности включение в работу по лексико-тематическим циклам проблемных вопросов, жизненных ситуаций, обсуждение поступков литературных героев и сверстников для формирования.жизненной компетенции детей (ОБЖ для дошкольников).
Развитие внимания и па­мяти (слуховой, зрительной, вербальной): -выполнение и отчет о выполнении постепенно увеличивающихся многоступенчатых инструкций; -передача с помощью речи последовательности со­вершаемых действий; -использование различных форм обращений к детям; - включение различных дидактических игр и упражне­ний во фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия; - решение речевых логических задач, создание про­блемных ситуаций; - заучивание речевого материала разной степени сложности. Систематизация и составление картотеки коррекционных и речевых игр; ак­тивное использование их в работе. Картотека включает игры: - на внимание; - тренирующие наблюда­тельность; - на быстроту реакции; - приучающие ценить время; - развивающие глазомер; - воздействующие на эмо­ции и чувства; - на смекалку; - на ориентировку в пространстве и на плоскости листа; - игры-диалоги, игры-сценки.
Развитие фонематического восприятия: - полный звукослоговой анализ и синтез слов типа кот, суп (начало учебного года); косы, замок, шапка (2-й период обучения) стол, шарф и трехсложные: (3-йпериод обучения); -преобразование слов путем замены, перестановки, добавления звуков; - преобразование слогов в слова (кошкошкола); - дифференциация звуков по акустическим, артикуляторным и перцептивным свойствам (гласные - согласные, твердые - мягкие, звонкие - глухие); - усвоение терминов: слово - слог - звук, гласный звук, согласный звук, предложение. Закрепление навыка звукослогового анализа и синтеза слов в игровой занимательной форме с элементами соревнования.
Развитие доступных детям форм словесно-логического мышления: -описание предметов (выделение существенных признаков); -сравнение предметов (анализ, обобщение); -исключение «четвертого лишнего» (объяснительная речь); -установление причинно-следственных связей во временных и сезонных явлениях; -выявление скрытого смысла, переносных значений слов и т.д. при работе по сериям картинок, обсуждении проблемных ситуаций. Обогащение знаний и представлений об окружающем — важнейший источник развития речи детей. Развитие познавательных интересов. Развитие познавательной активности.
Совершенствование словообразования и словоизменения (грамматический строй речи): -суффиксальный способ; -префиксальный способ; -словосложение; -омонимия; -образование граммати­ческих форм одного и того же слова, выражающих его отно­шение к другим словам (па­дежные конструкции); -сопоставление грамма­тических форм глагола (число, лицо, род, время); -формулирование вопро­сов и ответов на них; - образование однокоренных слов. Обеспечение частого повторения в речи взрослых и детей сложных грамматических форм и грамматических конструкций. Развитие образной сто­роны речи: - уточнение оттенков смысла различных слов (лес - лесок - лесочек); - толкование фразеологиз­мов, образных выражений, иносказаний; - образование новых слов путем словосложения (тепло­ход, чернозем); - включение всевозмож­ных образных слов и выражений в практику речи (в игру, предметную деятельность, ком­муникацию).
Использование в учеб­ной речевой деятельности сло­варя, наработанного воспита­телями в процессе ознакомле­ния детей с окружающим и предметным миром: -овладение названиями предметов, явлений; их свойств и признаков; рассказ о них; -включение обобщающих понятий в объяснительную речь; - знакомство со словами-омонимами; - дифференциация сино­нимов (сосуд для питьяста­кан, кружка, чашка и др.); - подбор эпитетов; -использование антони­мов, в упражнениях на проти­вопоставление; - расширение глагольного словаря; - различение слов, обозначающих часть и целое Продолжение работы по обогащению и накоплению словаря по лексико-тематическим циклам. Создание условий для активизации словарного запа­са детей: развитие умения ис­пользовать в свободной речи синонимы, обобщающие поня­тия, антонимы, слова разных частей речи точно по смыслу. Проведение словесных игр, направленных на форми­рование семантических полей.
Продолжение работы по развитию ритмико-слоговой структуры слов. Заучивание скорогово­рок, проговаривание трудных слов с одновременным отбиванием ритма, использование различных игр-диалогов и т. д.-
Закрепление навыков диалогической речи в различных играх (подвижных, речевых, настольно-печатных, сюжетно-ролевых, играх-драматизациях); в пересказах художественных текстов; в общении со взрослыми и сверстниками.
Обучение рассказыва­нию; активизация речевого высказывания, совершенствование его содержательной и языковой стороны; знакомство с правилами объединения от­дельных предложений в еди­ное связное целое; развитие мотивации речевой деятельности. Совершенствование умения составлять рассказы: - рассказы-описания; - рассказы по серии кар­тинок; - рассказы по сюжетным картинкам; - пересказы художественных текстов; - пересказы с разнообразными заданиями (от первого лица, с изменением времени и т. д.); - рассказы с элементами iтворчества; - сочинение сказок Опережающая работа по формированию навыков со­ставления рассказов: - интонационное выделе­ние первого, центрального и конечного предложения корот­кого рассказа; - заполнение схемы (на­чало, середина, конец расска­за) различным содержанием; - уточнение характерис­тики персонажей и их дей­ствий; - включение в рассказ ди­алогов действующих лиц; - использование графического плана, различных таблиц, схем, символов и пособий для наглядного моделирования сю­жета.
Практические упражнения по распространению предло­жений путем введения однородных членов, по построению г ложных предложений разных видов.
Периодическое проведение контрольных занятий (по мере необходимости). Повседневное наблюде­ние за состоянием речевой де­ятельности детей на каждом этапе коррекционного про­цесса.
Четкая формулировка за­даний по закреплению речево­го материала, запись заданий в «Тетради для вечерних заня­тий воспитателя с детьми». Освоение с детьми всех видов деятельности, преду­смотренных программой вос­питания и обучения детей в детском саду, с одновремен­ным решением задач по кор­рекции речи и психических процессов.
Продолжение работы по формированию у детей коммуни­кативных умений (полноценное речевое общение).
Четкое взаимодействие в решении организационных вопросов.
Логопед: Воспитатель:
- составляет расписание занятий; - дает рекомендации по организации в группе пред­метно-развивающей среды в соответствии с коррекционными задачами; - использует фронтальные, подгрупповые и индивидуаль­ные формы работы для осуще­ствления коррекционных за­дач; - привлекает родителей к коррекционной работе (кон­сультации и практические со­веты, показы открытых фрон­тальных занятий, демонстра­ция приемов и упражнений по закреплению речевых навыков детей и т. д.); - направляет детей при необходимости на консульта­ции к специалистам (психоло­гу, невропатологу, детскому психиатру, массажисту и др.). - обеспечивает соблюде­ние режима дня (организация смены деятельности детей, пре­бывания их на воздухе, оздоро­вительных мероприятий, кор­рекционной работы, досуга и т. д.); - обновляет предметно-развивающую среду в соответ­ствии с очередным этапом кор­рекционной работы; -создает условия для вос­питания общего и речевого поведения детей; - осуществляет ежеднев­ную связь с родителями через индивидуальные контакты (бе­седы, сообщения об успехах или затруднениях детей, отве­ты на вопросы, объяснения и т. д.); - осуществляет контроль за выполнением рекомендаций специалистов.
     

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: