Исследования, инновации и патенты. Научные основы анализа инновационной деятельности 3 страница

8.3. Характер и содержание труда в инновационном процессе

Объективными факторами, формирующими, в конечном счете, мотивацию социальных и экономических субъектов, выступают потребности, определяющие реальные комбинации воздействия на сознание субъекта в зависимости от содержания и актуальности конкретных условий для их существования и развития. Без удовлетворения базисных потребностей невозможно существование социального субъекта, поэтому потребность выступает как причина его деятельности, а сама деятельность становится предметом потребности, в свою очередь, формирующая новые потребности, поскольку любая деятельность нуждается в средствах, необходимых для ее осуществления.

Понятие деятельности охватывает целесообразную, целенаправленную, носящую поисковый характер активность, приводящую к изменению внешнего мира[31]. Предметная деятельность или практика вызывает преобразование мира, возникающее как следствие использования мира субъектом. Потребление субъектом созданного им предметного мира характеризует процесс распредмечивания. Частным случаем взаимодействия субъекта и окружающего мира является творчество, реализующееся через процесс самосовершенствования субъекта и развития им окружающей среды.

Категория деятельности отражает процесс разрешения противоречия между реальным и желательным состояниями отношения «индивид — внешняя среда». Человеческая деятельность предполагает выделение индивида из внешней среды с целью ее преобразования посредством изменения распределения энергии и материи во времени и пространстве при помощи техники — материальных искусственных средств. Эволюция человеческого общества привела к тому, что взаимодействие индивида с материальным миром осуществляется преимущественно через технические средства, выступающие, по Н. Бердяеву, как «продукт объективизации духа»[32].

В структуре материальной и духовной деятельности социального субъекта выделяются потребности (мотивы), побуждающие к деятельности; цели и результаты, на достижение которых деятельность направлена; средства, с помощью которых деятельность осуществляется. Разновидностью деятельности является труд.

Взгляды на труд и трудовые отношения, теоретические и практические представления о труде претерпели эволюцию[33]. Практически для всех народов в донаучных представлениях о труде отражается приоритет физических усилий в трудовой деятельности, ее материальный характер и связь с природными явлениями, что характеризует трудовой процесс преимущественно как технологический. Методологически подобные представления развиты Г. Гегелем, философия которого понятие труда распространяет лишь на сферу практической деятельности, разрывая связь теории и практики Теория и практика рассматриваются этим философом не как взаимосвязанные, а как родоположенные понятия, а практическая и теоретическая деятельность лишь сосуществуют во времени, причем чувственно-материальный труд (практическое отношение к действительности) становится условием для теоретической (познавательной) деятельности лишь в той степени, в какой утилитарно-практическая деятельность выступает как средство физического самовоспроизводства субъекта, а последнее служит развертыванию всего богатства мысленного отношения к окружающему миру. По Г. Гегелю, лишь прерогативой теоретической деятельности является познавательный элемент, которого лишена практическая деятельность, на сферу которой и распространяет этот философ понятие труда. В процессе труда приобретается практическая культура, состоящая как в профессиональных умениях и мастерстве, так и в самой привычке трудится и потребности к труду[34].

Г. Гегелю принадлежит положение о труде как всеобщей субстанции человеческого бытия. Труд выступает формой реализации сознания вообще, индивидуального сознания человека, в частности, т. е. в труде реализуется дух, развитие которого имеет решающее значение. И хотя в труде самоосуществляется человек, производственная деятельность людей вторична по отношению к потребностям. Характер труда и его разделение (теоретический труд, труд по производству предметов, труд во имя общих интересов, творческий, художественная деятельность, осуществление функций веры) зависят от характера потребностей[35]. Во взаимозависимости труда и удовлетворения потребностей субъективный эгоизм превращается в содействие удовлетворению потребностей для других[36].

Среди западных социологов распространены представления о труде исключительно как утилитарно-практической деятельности, являющейся условием существования человека, однако не имеющей никакого элемента духовности и творческого начала. Так, персоналисты считают, что духовность для своего существования объективно нуждается в труде. При этом труд не увязывается с родовой сущностью человека мыслящего[37]. Утилитарно-практическая (материально-производственная) деятельность объявляется персоналистами внешней по отношению к человеку, тогда как художественно-теоретическая деятельность, по их мнению, характеризует истинно человеческое бытие. В подобных взглядах материальное и духовное оказывается метафизически противопоставленным.

Материалистический подход к проблемам трудовой деятельности отличает взгляды К. Маркса, рассматривавшего основные механизмы функционирования и развития производства как объективную реальность, основу общественного бытия. К. Маркс определяет труд как целесообразную деятельность и отмечает неразрывное единство деятельности сознания и деятельности рук. По К. Марксу, труд это процесс, в котором слиты воедино материально-предметное воздействие на природу и целеполагание в идеально-духовной форме. Осуществление труда немыслимо без взаимополагания двух его компонентов — действия и сознания, т. е. в процессе труда человек осуществляет идеальный замысел, сообщает идее из сферы субъективного состояния внешнее реальное бытие.

Марксизм обосновал функцию труда в антропосо-циогенезе (труд позволил людям выделиться из животного мира, он создал человека), показал, что труд находится в основании пирамиды общественных отношений как источник и двигатель прогресса общества. Труд в разные эпохи неодинаково проявляет свою социальную природу, имеет исторически обусловленные формы.

По К. Марксу, производство развертывается как процесс общественного труда, тождественный ему в характере и предназначении. Исходными данными для общественного производства и процесса труда выступают сам труд, орудия и предметы труда. «Экономические эпохи различаются не тем, что производится, а тем как производится, какими средствами труда»[38].

Ученые-социологи еще до К. Маркса пришли к выводу, что историю творят люди благодаря своей практической деятельности. Трудовая теория стоимости А. Смита и Д. Рикардо стала одним из теоретических источников марксизма. Однако К. Маркс выделил как решающую для общественного развития не деятельность вообще, а деятельность в материальной сфере, не производство вообще, а материальное производство, не всякий труд, а живой производительный труд в качестве фактора производства.

Методологические положения о труде К. Маркса раскрывают механизмы функционирования и развития производства как объективной реальности. Целеустановка классиков марксизма на построение коммунистического общества отразилась на их гносеологии и методологии, что делает оправданными критические замечания в адрес марксизма, в том числе и по вопросам труда. В данном учении общесоциологический принцип разделения труда трансформировался из механизма формирования общества в источник социального антагонизма между трудом и капиталом, устранимого только революционным путем.

Российские философы-идеалисты конца XIX — начала XX вв. отвергали материалистическое видение мира, утверждали нравственные основы труда, отдавали предпочтение этическому началу перед экономическим по вопросу о цели хозяйственной деятельности. Так, В. С. Соловьев утверждал, что необходимость трудиться для добывания средств к существованию есть лишь толчок, принуждающий человека к деятельности, дальнейший ход которой определяется уже причинами психологического и этического свойства[39]. Нравственные начала трудовых отношений во взглядах идеалистически настроенных российских деятелей науки и культуры раскрывались через понятия о труде-созидателе, труде-чести, труде-счастье и т. п.

В отличие от социоцентристской и экономикоцентристской парадигм представлений о труде, характерных для марксизма и позитивизма, русская социально-философская мысль раскрывала труд и трудовые отношения с мировоззренческой позиции космической картины мира. В. С. Сольвьев и Л. Н. Толстой рассматривали трудовые отношения через проявление духовности, имеющей религиозную нравственную основу. С. Л. Франк, И. А. Ильин, П. И. Новгородцев искали истоки духовности в гражданском обществе, существенными чертами которого выступают свобода и сотрудничество между людьми. Общее, что характеризует воззрения этих русских ученых, сводится к тому, что трудовые отношения являются опосредующим государство и общество звеном, они конструируются планомерной деятельностью субъектов (социотворческая функция). Однако трудовые отношения не могут полностью регламентироваться сверху государством, которое регулирует гражданскую жизнь в пределах, заданных родовой сущностью человека. Противопоставление государства и общества является «выражением свободы и разнообразия частной жизни, не подавляемое и не поглощаемое единством общей государственной цели»[40].

Значимость рыночных отношений в том, что они непрерывно активизируют трудовую деятельность. Труд не только создает материальные и духовные блага, но и определяет социотворческий характер человеческой культуры, на что обращали внимание русские философы начала XX в. Мы не претендуем на исчерпывающее освещение проблемы труда в целом и социально-трудовых отношений. Предпринятый нами анализ проблемы труда служит обоснованием постановки вопроса об экономических аспектах анализа этой дефиниции.

В обыденном знании труд — это затрата мускульной и нервной энергии. В экономических исследованиях любые действия человека (умственные и физические) определяются как деятельность, а труд относят к специфической деятельности по производству экономических благ. Являясь разновидностью деятельности вообще, труд имеет специфические характеристики, отличающиеся от общих свойств человеческой деятельности, которыми являются наличие и детерминированность цели деятельности социального субъекта его потребностями. В условиях рыночной экономики отдельный субъект свободно выбирает цель своей деятельности благодаря свободе мыслительной деятельности, ее неограниченности, тогда как свободу определенных поступков ограничивают потребности субъекта.

Свобода выбора труда индивидом или группами ограничена на микроуровне потребностью в определенном количестве благ, получаемых в результате их деятельности, что устанавливает необходимость в определенном количестве конкретного труда и приводит к конкуренции выбирающих данный вид труда за право им заниматься.

Для свободной деятельности и свободного труда необходимо равенство возможностей для всех хозяйствующих субъектов.

Для труда как специфической деятельности характерны следующие особенности:

• производительный характер, проявляющийся в исключительной направленности на производство благ;

• общественный характер, обеспечиваемый взаимной связью раздельных (индивидуальных и конкретных) видов труда, поскольку на уровне социальных явлений индивид выступает членом общества (социума).

Следовательно, труд — это специфическая форма человеческой деятельности, в результате осуществления которой возникает благо. Труд отличается целесообразностью, специализацией, связывающей различные виды труда между собой и придающей труду свойство общественного.

Трудовая деятельность, не создающая материальных и нематериальных благ или не компенсирующая недостаток в благах по отношению к потребности в них, не может считаться производительной.

Понятие «производительный труд» характеризует деятельность, продукт которой удовлетворяет определенные потребности или может быть использованным для производства новых благ. Труд выступает первичным фактором производства, поскольку его результатом является благо.

Как целесообразная деятельность, труд должен соответствовать как качественно, так и количественно его цели — производству блага.

Между потребностями социального субъекта и их удовлетворением стоит трудовая деятельность. Орудия и средства труда превращаются в предметы потребностей, формируя основу общественного богатства благодаря тому, что (в отличие от предметов потребления), они не исчезают в процессе использования. Выступая побудительной причиной для трудовой деятельности, потребности не являются ситуационными мотивами самого трудового процесса. Целью труда являются его результаты, проявляющиеся в конкретных благах, к которым относятся не только предметы материального мира, но и идеальные продукты, а также способы организации совместной жизнедеятельности людей, формирование производственных структур, необходимых для воспроизводства социальных субъектов и т. д. Побуждения к трудовой деятельности определяют ее детерминированность, тогда как ситуативные мотивы предстают как целеобразующие трудового процесса, связанные с его результами, содержанием и условиями протекания, определяющими структуру и объем трудовой деятельности, степенью сложности трудовых функций.

Зависимость положения социального субъекта от объективных условий его существования и развития приводит к восприятию этой зависимости на субъектном уровне и к определенному виду реакций на состояние и изменение объективных условий, связей между прежними и новыми системами представлений (формирующимися в сфере науки), осуществлении преобразующей деятельности, приводящей к созданию благ.

Трудовая деятельность может различаться на инновационную, приводящую к созданию нового продукта (результата), либо применяющую для достижения цели новые средства, и репродуктивную (рутинную), постоянно воспроизводящую прежние трудовые процессы. Инновационная деятельность выступает средством преодоления актуализировавшихся противоречий между социальным субъектом и внешней средой, формирующих новые общественные потребности, и противоречиями, присущими общественному производству. Общественная потребность обуславливает появление новшества. В то же время последнее само может порождать новые потребности. Таким образом, обнаружение и осознание субъектом новой потребности (что само представляет определенную творческую деятельность) является поводом осуществления инновационной активности.

Инновационная и рутинная трудовая деятельность это формы общественной, а не только индивидуальной активности, в которую вовлекаются специализированные индивиды. При этом неизбежна специализация индивидов по уровням субъективности, поскольку не всякий участник трудовой деятельности является его субъектом. Социальное действие отличает осмысленность и ориентированность на других субъектов. Не является субъектом трудовой деятельности лицо или группа, бессмысленно ее осуществляющие (традиционно и подражательно), аффективно или рационально недоосмысленно, ценностно-рационально или осмысленно только в отношении способа. Псевдосубъектом предстает лицо, деятельности которого присущ разрушительный, а не созидательный характер.

Субъекта трудовой деятельности отличает целерациональность, т. е. осмысленность в отношении конечной цели и способов деятельности, ее созидательном характере. Субъект в инновационной деятельности осуществляет функцию целеполагания (выбор цели, способа деятельности, контроля над ее результатами), тогда как в рутинной деятельности реализуется функция целевоплощения.

Трудовую деятельность можно квалифицировать как творческую и исполнительскую, управляющую и управляемую. Творческий труд «сам устанавливает цели для себя и осуществляет свою функцию»[41]. Различия между управленческим и управляемым трудом в том, что «... труд по управлению занимает к управляемому труду господствующее положение,... труд по управлению несет в себе нечто творческое...»[42].

Творческий характер труда по созданию нового основывается на особенностях взаимодействия субъекта с окружающим миром. Эти особенности являются проявлением потенциального и постоянно актуализирующего обратного влияния обособившейся от мира его части в качестве самостоятельного целого, способного на преображение, переработку отражаемого внешнего воздействия в собственный механизм внутреннего развития, а также самораскрытие во внешнем мире. Творческая активность субъекта изменяет внешний мир под влиянием внутреннего. Постоянное изменение самого себя, т. е. самодвижение субъекта реализуется одновременно с процессами самодетерминации и самоорганизации, составляющими в единстве активность субъекта. Внутреннее развитие субъекта следствие изменение качества окружающего его мира. Активность опосредуется внутренним выбором субъекта, но решающее влияние на активность субъекта оказывает окружающий мир. Активность субъекта выступает как родовое понятие по отношению к деятельности.

В отличие от трудовой деятельности творчество свободно от физической потребности, для удовлетворения которой и предназначен продукт труда. Творческий труд не детерминирован внутренним или внешним принуждением. Поэтому творческий труд связан с нахождением нового способа удовлетворения актуальной общественной потребности, с прогрессивным развитием человека и мира, способствующим раскрытию возможностей субъекта.

Следовательно, приобретение трудом творческого характера связано с изменением причинности деятельности — вместо удовлетворения потребности в вещах на первый план выходит воплощение в них универсальных возможностей человека как социального субъекта, т. е. материализация в вещах возможностей человека. Творчество — это такой уровень развития субъекта, который предполагает рефлексию действий, самооценку в качестве мотива и условия трудовой деятельности. Не всякая работа в обществе творческая, что связано с условиями реализации зависящих от человека возможностей влияния на процессы жизнедеятельности, всегда опосредуемых состоянием социально-экономических отношений.

Во второй половине XX в. наметилась тенденция отнесения творческого труда к производительному труду. Творческий труд имеет своим результатом информацию, т. е. новые идеи, знания и преобразование их в формы, обеспечивающие обогащение духовной жизни общества или управление производством, создающие новые средства труда и предметы потребления. Результаты творческого труда представляют собой непосредственную общественную полезность, а труд, ее создающий, является производительным. Результаты творческого труда составляют национальный доход, и становится важным элементом общественного богатства.

Творческая активность, связанная с реализацией творческого потенциала человека, является не природным свойством индивида, а характеристикой социальной сферы. Творческая деятельность характеризует активность субъекта в конкретных условиях, детерминированных социально-экономической системой, частью которой является и сам субъект деятельности, которая в то же время представляет собой источник саморазвития. В экономической сфере творческая активность изменяет отношения участников производства ко всем его факторам и видам экономического поведения хозяйственных агентов, находящим проявление в их состязательности или сотрудничестве. В мотивации к творческой деятельности экономического субъекта, как носителя экономических отношений, на первый план выступает потребность в самореализации, предполагающая развертывание и закрепление способностей человека в сферах производства и реализации продуктов производительного труда, благодаря чему изменяются (преобразуются) социально-экономические условия производства. В творческой активности различаются аспекты природности и социальности. Реализацию творческой активности осуществляют субъекты производства, т. е. в ней проявляется социализация природных свойств индивида. Субъективные свойства индивида инициируются обществом через взаимосвязи людей и коллективов к творческой активности, в чем и выражается ее детерминированность социальной средой.

Творческая активность развивается и реализуется в соответствии с закономерностями развития материального мира, охватывающими экономические отношения субъектов творческой активности, ее объекты, саму экономическую действительность. Под материальностью экономических отношений понимается их возникновение независимо от сознания субъектов этих отношений. Творческой активности присущ идеальный компонент, связанный с оценкой субъектами своей деятельности (рефлексией), т. е. в субъектах творческой активности персонифицируются (отражаются) сущность, способы, результаты деятельности, а непосредственно в экономической сфере — кооперация и разделение труда, комбинирование отношений собственности, достижение целей экономической деятельности и т. д.

В инновационном труде реализация творческого потенциала превращается из индивидуального побуждения в объективную общественную потребность. Посредством инновационной деятельности личность имеет возможность сохранения и проявления своей индивидуальности, как закономерности и необходимости ее становления и развития. Господствующая форма собственности предопределяет цель, условия, возможности проявления творческой активности.

Наконец, трудовая деятельность подразделяется на физическую и умственную, квалифицированную и неквалифицированную. Квалифицированный труд не тождественен творческому; первый адресуется к работнику, а второй — к субъекту. Творческое действие приводит к преобразованию знаний, полученных научным и интуитивным путем. Интуиция — это индивидуально-психическая способность индивида генерировать новые идеи посредством непосредственного видения истины. Научное знание предполагает обоснование его достоверности и достаточности. В процессе творческой деятельности приобретается опыт, мастерство, вырабатываются способности, приводящие к последующему превращению этой деятельности в рутинную.

Инновационная деятельность является интеллектуальной, творческой, субъективной, вследствие ее реализуются нововведения. Импульсом для инновационной деятельности являются процессы познания (в научной и интуитивной формах), формирующие идеальный потенциал нововведений, получающий реальное (предметное) воплощение через инновационную деятельность. В дельнейшем повторная и последующие случаи получения блага (продукта), ранее бывшего нововведением и впервые воплощающегося в инновационном процессе, опираются на ставшие рутинные производственные процессы, состоящими из апробированных способов, методов, приемов, операций, позволяющих получить благо.

«Инновационная деятельность — непрерывный и всеобщий процесс опредмечивания ментального и материального производства человеческого бытия, выражающаяся в насыщении их объектами и связями искусственного происхождения»[43]. Инновационная деятельность (артификация) имеет различные результаты. В мире физических объектов ее результатами становятся производственные новшества, в мире, охватывающем различные состояния сознания, — сформированные идеи образов, в мире объективного содержания мышления — научные идеи, как формы экспликации (уяснения) мира[44]. Само новшество при этом выступает как аномалия, отрицание нормы.

Инновационная деятельность начинается с осознания противоречия «субъект — внешняя среда» и с формирования цели деятельности, способной разрешить выявленное противоречие с учетом конкретных социально-экономических, культурно-этнических и прочих условий, опосредующих жизнедеятельность социального субъекта и процесс создания новшества, обеспечивающего разрешение противоречий. Целепологание содержит описание цели и критериев, позволяющих оценить результаты инновационной деятельности. Объективно сложившееся состояние внешней среды предшествует инновационной деятельности как причина, получающая отражение в сознании субъекта как необходимость. Действию предшествует его идеальная модель в виде цели, содержания самой деятельности и ее средств.

Ментальное предвосхищение инновационной деятельности связано с принятием объективной потребности, вызывающей формирование соответствующей мотивации как условия для развертывания мыслительной деятельности, направленной на осуществление целеполагания. Реальная инновационная деятельность всегда полимотивирована, поскольку творческие действия ради получения новшества (внешняя мотивация) подкрепляются проявлениями познавательной активности субъекта (внутренняя мотивация).

Инновационное мышление как форма инновационной деятельности характеризуется (в отличие от мышления научного) ориентацией субъекта на коммерчески эффективное создание новшества. В отличие от других видов творческой деятельности (научная, художественная, изобретательская и др.), для которых характерен неочевидный результат и высокая значимость его эмоциональной оценки, инновационная деятельность ориентируется на рационально оцениваемые действия, позволяющие обеспечить уверенно-прогнозируемый результат, реально зависящий от предшествующего состояния внешней среды, в т. ч. от наличных ресурсов. Открытия (установление неизвестных ранее закономерностей, вносящих коренные изменения в уровень познания) осуществляются в научной деятельности. К сфере научной деятельности относятся прикладные исследования, связанные с поиском возможностей применения научного знания в общественной практике. Специфику фундаментальных исследований составляют следующие свойства: нематериальная неповторимость, неопределенность, вероятностный характер получения ожидаемых результатов.

Содержательную основу инновационной деятельности образует прикладная наука, предполагающая освоение новшества в общественном производстве. Целевая ориентация прикладной науки предполагает достижение социально-значимых результатов посредством инновационной деятельности.

Инновационная деятельность реализуется посредством экономических отношений, носит непосредственно общественный характер и выступает как существенная предпосылка развития, как общественного производства, так и субъектов экономических отношений. Ретроспективный анализ позволяет судить о наличии закономерности повышения инновационной активности субъектов экономических отношений, как на уровне производительных сил, так и с точки зрения экономических отношений. Так, расширение степени экономической свободы для наемных работников в XX в. привело к появлению таких специфичных форм инновационной деятельности, как интрапредпринимательство, кружки качества и др. Отмеченная закономерность характеризует весь период человеческой истории, однако конкретные формы ее реализации различны и непосредственно зависят от степени экономической свободы непосредственных субъектов инновационной деятельности.

Инновационная деятельность в преобладающей своей части является местом приложения высокосложного, интеллектуального по своему содержанию труда. Спецификой труда работника, осуществляющего инновационную деятельность, является не только содержание труда (интеллектуальный труд). Технология крупного машинного производства жестко фиксирует функциональную роль промышленного работника, закрепляет его на рабочем месте, тогда как рабочее место работников, осуществляющих инновационную деятельность, часто оказывается рабочим местом пользователя. Этим обстоятельством объясняется широкое распространение мелких компаний, реализующих инновационный продукт. Инновационная деятельность в существенной степени связана с процессами обмена информацией, сведениями, знаниями — представляет собой единство материальной и абстрактно-идеальной сторон.

В условиях рыночной экономики преобладающим субъектом инновационной деятельности становится предприниматель, определяющий динамизм развития экономики и выступающий как движущая сила изменений, возмущающих равновесие экономической системы. Таким образом, предприниматель является персонифицированной экономической властью, вносящей элемент случайности в равновесную экономику, тогда как другие хозяйствующие субъекты, наоборот, стремятся к ее равновесию. Так, управленческий труд, непосредственно связанный с отношениями собственности и рынком, как регулятором экономической системы, призван отвечать действиями на изменения показателей внешней среды, т. е. управляющий функционирует в рамках, заданных извне. Предприниматель изменяет условия хозяйствования, менеджеры вынуждены следовать изменениям, подстраивать предприятие под изменяющиеся условия. В отличие от изобретателя и научного работника предприниматель не является «духовным творцом новых комбинаций»[45], но претворяет их в жизнь. Результатом предпринимательского труда становится нарушение равновесия экономической системы, а в качестве факторов используются «новые комбинации», реализуемые благодаря предпринимательской деятельности. Вынужденными распространителями нового оказываются управляющие, теряющие в процессе нарушения этого равновесия прибыль из-за сокращения рынка сбыта.

Творчество сближает деятельность предпринимателя и научный труд. Однако труд предпринимателя в большей степени ориентирован на практическое воплощение его замыслов, а не на потребление благ. В мотивах предпринимательской деятельности велика роль социально-технологических аспектов, связанных со стремлением к успеху, радости творчества, власти. Последнее обеспечивается расширением границ предприятия благодаря росту накопленного капитала, что обеспечивает и расширение личной свободы предпринимателя.

Инновационный труд предпринимателя определяет развитие экономической системы, хотя с точки зрения результата, используемых средств и мотивов он не является трудом в экономическом смысле слова (направленным на получение потребительских благ). Субъект инновационного предпринимательского труда сам находится вне рамок экономической системы (действует не ради создания и потребления благ), руководствуется в значительной степени социально-психологическими мотивами. Свобода хозяйственной деятельности предпринимателя ограничена величиной собственного капитала, конкуренцией со стороны других предпринимателей и в меньшей степени поведением других участников рыночных отношений — потребитель, государство, наемные работники и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: