Только то в человеке прочно и надежно,
что всосалось в природу его в первую пору жизни.
Я.А. Коменский
Ученые убедительно доказали, что индивидуальность – это высший уровень (кульминационный этап) развития человека. Полное и яркое раскрытие данного качества происходит чаще всего за длительный промежуток человеческой жизни, включающий детство как важнейший период взращивания общего, особенного и единичного в растущем человеке. Отсюда становится очевидной целесообразность продолжения по окончании начальной школы работы по педагогическому обеспечению становления и проявления индивидуальности ребенка.
Эффективным педагогическим средством достижения поставленной цели может стать комплексная форма «Стройград», участники которой создают в пятом классе строительную компанию для возведения «Города наших Я». Образ города с его самобытностью и уникальностью соответствует неповторимому своеобразию каждого ребенка. Строительство города, становление его «индивидуального лица» сопоставимо с самостроительством и самовыражением ученика. Многоликий мегаполис со своей особой системой отношений подобен индивидуальности, творчески созидающей не только себя, но и окружающую действительность.
|
|
Задачами применения данной комплексной формы можно рассматривать следующие:
- содействие развитию задатков и способностей детей, проявлению их индивидуальности;
- формирование у учащихся авторского отношения к себе и своему бытию, социальному окружению;
- обучение детей умениям и навыкам самоопределения, самостроительства, самореализации, самоутверждения и саморефлексии;
- формирование у учащихся субъектного опыта решения собственных проблем.
Внутреннее единство всех структурных элементов «Стройграда» определяется возрастными особенностями подросткового возраста, главной приметой которого является становление чувства взрослости. Стремление к самоутверждению себя в роли взрослого определяет интерес учащихся к совместной деятельности, создающей шансы на самоутверждение и возможность самореализации. В этом возрасте школьники нуждаются в разнообразных активных творческих делах, в проявлении инициативы и самостоятельности.
Развитие индивидуальности в рамках сюжета данной формы можно соотнести со строительством города: от отдельного дома до целого квартала, от микрорайона до мегаполиса. Продолжительность ее использования и соответственно деятельности – 5 лет, весь период учебы в основной школе. В пятом классе в ходе творческого дела рождается проект возведения «Города наших Я». С целью его реализации из членов классного сообщества формируется стройкомпания. Каждый учебный год является отдельным этапом развертывания сюжета, имеет свое название и главный целевой ориентир. Каждый этап включает, как правило, проведение четырех ключевых дел, первое из которых – планирование деятельности по личностному развитию и самостроительству индивидуальности учащихся класса, а последнее – коллективная и индивидуальная рефлексия того, что удалось достичь, какие резервы остались, каковы перспективы на будущее.
Таблица13