Обобщая многолетний опыт педагогического проектирования с различными типами образовательных учреждений, можно определить логику разработки общешкольной программы воспитания и социализации, а затем тематических и профильных программ и планов. Данная программа может составляться на несколько лет, но уточняется и корректируется ежегодно.
1 этап. Подготовка педагогического коллектива к разработке программ, которая включает следующие действия:
-создание проблемной группы (совета дела) по разработке идей модели и программы воспитания и социализации школьников;
-осмысление организаторами процесса проектирования, составление плана действий, распределение обязанностей;
-изучение следующих документов:
Ø Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;
Ø Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России;
Ø Фундаментальное ядро содержания общего образования;
Ø Примерная программа воспитания и социализации обучающихся на основной ступени общего образования;
-разъяснительная работа в педагогическом коллективе о необходимости и важности создания программы воспитания и социализации с учетом специфики и возможностей своей школы;
-знакомство педагогов с современными идеями и моделями организации урочной, внеурочной и внешкольной деятельности обучающихся;
-коллективное обсуждение различных идей и моделей, выбор наиболее благоприятных для условий школы.
2 этап. Изучение состояния и результатов воспитательной деятельности в образовательном учреждении (см.главу 1 второй части пособия «Технологии педагогической деятельности»), которое включает:
а) определение реальных условий и возможностей для составления школьной программы воспитания и социализации; к ним можно отнести:
- изучение особенностей региона, социальной среды, в которой находится школа;
-изучение возможностей школы, ее внутренних и внешних условий;
-анализ ресурсного обеспечения и материально-технической базы;
-изучение запросов обучающихся и их родителей;
-анализ опыта работы прошлых лет.
б) определение целей и задач программы, уточнение критериев и показателей, по которым можно оценивать результаты воспитательной работы;
в) отбор методик для «замера» результатов реализации программы (воспитанность, социализированность, конкурентоспособность выпускников; уровень развития коллектива и отношений в нем; профессионализм педагогов; удовлетворенность школьников, педагогов, родителей, выпускников, окружающих жителей организацией внеурочной деятельностью и др.);
г) проведение «срезовых» методик с учащимися, педагогами, родителями, выпускниками, представителями социума, социальными партнерами;
д)обработка материалов диагностики в виде таблиц, схем, графиков;
е) анализ результатов деятельности детей на основе данных диагностики;
з) написание текста анализа проблемной группой;
и) обсуждение материалов анализа на расширенном педсовете с участием актива учащихся и выпускников учреждения, родителей, социальных партнеров, представителей социума.