Задачи анализа заключаются в следующем:
- привлечь всех членов коллектива (педагогов, учащихся, родителей), представителей общественности, социальных партнеров к выявлению достижений и проблем в организации урочной, внеурочной и внешкольной деятельности;
- обеспечить осознание каждым участником анализа своей причастности к организации данной деятельности;
- смотивировать взрослых и детей на разработку идей и программы воспитания и социализации, обеспечивающих решение выявленных ими проблем.
К проведению коллективного анализа важно собрать информацию о том, чем увлекается и интересуется каждый учащийся, где и как он реализует свои интересы и потребности, чем бы хотел заниматься в свободное время. Также целесообразно выяснить мнение родителей об организации свободного времени их детей, используя анкетирование, беседу. Данная информация необходима для составления индивидуальной программы (маршрута) деятельности детей.
В процессе коллективного анализа могут обсуждаться следующие вопросы:
|
|
1. Какие проблемы нам удалось решить при организации учебной деятельности детей за последний период?
-Какие интересы и потребности детей удовлетворяются во внеурочное время?
-Какие достижения имеются в организации учебных занятий и во внеурочной деятельности?
-Насколько успешно у нас решается проблема взаимодействия с семьями учеников, а также с социальными партнерами школы?
2. Что не удовлетворяет в организации урочной, внеурочной и внешкольной деятельности?
-Что необходимо изменить и почему?
3. -Какие потребности и интересы детей выявлены в ходе опроса школьников?
-Каков заказ детей и их родителей на организацию различных видов деятельности?
- Какие задачи мы будем решать при организации урочной, внеурочной деятельности и внешкольной деятельности?
-Какие результаты мы планируем получить?
-Какие имеются ресурсы в школе и социуме для составления программы воспитания и социализации учащихся?
-Кого можно привлечь к составлению данной программы?
Коллективный анализ может включать не только обсуждение вопросов, но и выполнение учащимися и педагогами творческих заданий, отражающих их мнение о состоянии школьной жизни и ее перспективах (см. главу 2 второй части пособия «Технологии педагогической деятельности»).
Кроме общих вопросов по организации школьной жизни могут анализироваться конкретные направления, виды деятельности детей, в том числе в творческой форме.
Организация коллективного анализа деятельности, направленной на воспитание и социализацию обучающихся, может включать следующие действия:
|
|
- разработка содержания, этапов и методики коллективного анализа деятельности детей;
- обсуждение методики коллективного анализа с педагогами, активом учащихся и родителей;
- проведение коллективного анализа в классах, разновозрастных группах, кружках, оформление его результатов в наглядной форме (по предложенной заранее структуре, схеме);
- коллективное обсуждение идей, предложений, возможных моделей организации процесса воспитания и социализации с участием педагогов, родителей, детей, общественности;
- обобщение результатов коллективного анализа в школе и представление их в наглядной форме;
- оформление текста анализа проблемной группой;
- обсуждение и утверждение текста анализа на педагогическом совете.