Структура расходов средств консолидированных избирательных фондов политических партий, списки которых были зарегистрированы (тыс. руб.)

  Агитация на теле- и радиоканалах Агитация в печатных СМИ Печатные и иные материалы Остальные расходы*
«Единая Россия»        
«Справедливая Россия»        
ЛДПР        
КПРФ        
«Союз Правых Сил»        
«Патриоты России»        
«Яблоко»        
«Гражданская Сила»        
Демократическая партия России        
Аграрная партия России        
Партия социальной справедливости        

Исключая избирательный залог.

Все партии, собиравшие подписи, затратили на этот процесс, если верить их отчетам, незначительные (в сравнении, скажем, с размером избирательного залога) суммы. Дороже всех сбор подписей обошелся Демократической партии России (667 тыс. руб., или чуть больше 3 руб. за одну подпись), а дешевле всех - Партии социальной справедливости (82 тыс. руб., или около 40 коп. за подпись), у которой и доля «брака» при этом оказалась наименьшей (см. раздел 5.4.2). Однако, по оценкам экспертов, собрать 200 тыс. подписей избирателей при таких затратах невозможно. Из этих данных можно сделать вывод, что либо сбор подписей оплачивался преимущественно помимо избирательного фонда, либо подписи реально не собирались.

Проведение публичных массовых мероприятий также не было заметной статьей расходов. Больше всего на них потратили «Единая Россия» (29,5 млн. руб.) и ЛДПР (18 млн. руб.). Еще менее заметными были у большинства партий расходы на оплату работ (услуг) информационного и консультационного характера, лишь у «Справедливой России» такие затраты были более существенными (16,5 млн. руб.).

«На оплату других работ (услуг), выполненных (оказанных) юридическими лицами или гражданами РФ по договорам» расходы партий заметно различались. Наибольшую сумму по этой статье потратила «Единая Россия» (118 млн. руб.), а доля расходов по этой статье была наибольшей у «Союза Правых Сил» (40 млн. руб., или 19%) - возможно, это связано с активным использованием данной партией агитации в Интернете. «На оплату иных расходов, непосредственно связанных с проведением избирательной кампании», расходы «Единой России» были наибольшими как по сумме (150 млн. руб.), так и по их доле в общих расходах (9,6%).

Литература:

1. Дюверже, М. Политические партии / М. Дюверже. – М.: Мысль, 2000.

2. Голосов, Г.В. Партийные системы России и стран Восточной Ев­ропы: генезис, структура, динамика / Г.В. Голосов. – М.: Интерра, 1999.

3. Лапаева, В.В. Право и многопартийность в современной России / В.В. Лапаева. – М.: Норма, 2003.

4. Михельс, Р. Социология политической партии в условиях демокра­тии / Р. Михельс // Диалог. – 1990. -№3.

5. Пшизова, С.Н. От подражания к имитации: партийное строительство на постсоветском пространстве / С.Н. Пшизова. – Власть. – 2003. -№12.

6. Холодковский, К.Г. Социально психологическая дифференциация рос­сийского населения и процесс формирования партий. / К.Г. Холодковский // Полис. – 2003. -№5.

7. Исаев, Б.А., Баранов, Н.А. Политические отношения и политический процесс в современной России. / Б.А. Шаев, Н.А. Баранов. – СПб.: Питер, 2008.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: