В начале ответа необходимо выделить актуальность проблемы. Нужно отметить, что в современных социокультурных условиях России развитие системы дошкольного образования в значительной степени определяется тем, насколько эффективно осуществляется управление всеми его звеньями. Управление – это целенаправленная деятельность всех субъектов, направленная на обеспечение становления, стабилизации, оптимального функционирования и обязательного развития ДОУ.
При ответе необходимо обозначить основные исследования в области управления образовательными системами рассматривали такие ученые, как Ю.А.Конаржевский, М.М.Поташник, В.С.Лазарев, Л.Л.Редько, Т.И.Шамова и др. Вопросы управления дошкольным образованием изучали Н.Ф.Виноградова, О.Сафонова, Р.М. Чумичева, Л.И.Фалюшина и др. Нужно отметить, что исследователи подчеркивают: качество педагогического процесса определяется не только деятельностью всех сотрудников детского сада, но и деятельностью отдельных педагогов. Решающая роль здесь отводится деятельности руководителя, а именно профессиональной компетентности руководителя.
|
|
В ответе необходимо отметить, что профессиональную компетентность руководителя определяют методы управления, стиль руководства, гуманизм, индивидуальный подход, профессионализм управленцев, применяемые методы стимулирования, восприятие персонала как достояния организации, повышение уровня удовлетворенности трудом и т.д. Цель руководителя – дать каждому работнику и организации возможность максимально проявить свои способности.
По мнению А.Агеева и М.Грачева профессиональная компетентность руководителя характеризуется способностью вести за собой людей, создавать ценностную структуру, осуществлять функции «социального архитектора». М. Вудкок и Д.Френсис предъявляют следующие требования к современному лидеру: навыки руководства, умение обучать и развивать подчиненных, способность формировать коллектив. Некоторые исследователи называют более 200 качеств, характеризующих успешного управленца.
В ответе необходимо перечислить основные характеристики профессиональной компетентности менеджера в образовании:
1.Управленческая компетентность (наличие профессиональных знаний и умений в сфере управления деятельностью и людьми, знание работы на конкретной управленческой должности.
2.Организаторские качества; тяга к лидерству, умение контактировать с людьми, умение организовывать совместную деятельность.
3.Деловые качества: умение стратегически мыслить, предприимчивость, личная организованность.
4.Нравственные качества: духовные – порядочность, честность, добросовестность и т.д., культура поведения – вежливость, уравновешенность, тактичность, располагающий внешний вид и т.д.
|
|
5.Работоспособность: здоровье, возраст, отсутствие вредных привычек.
6.Умение управлять социальными процессами – создавать необходимые условия труда, морально-психологический климат, обеспечивать трудовую дисциплину.
7.Умение управлять самим собой – личная организованность, самодисциплина, способность формулировать свои личные цели, самоконтроль и т.д.
В конце ответа необходимо выделить основные показатели высокого уровня управления ДОУ:
-высокая оценка деятельности воспитателей родителями и детьми, повышение тем самым престижа детского сада как фактора сохранения и развития ДОУ;
-успешность деятельности педагогов и детей;
-сохранение здоровья детей;
-полное усвоение выбранных программ, качественная подготовка детей к школе;
-благоприятный климат в коллективе;
-атмосфера творчества, сотрудничества (Л.И. Фалюшина).