В ответе необходимо отметить, что современный подход к организации образовательного процесса в образовательных учреждениях, определенный новой редакцией Закона РФ «Об образовании» и Национальной доктриной образования на период до 2025 года, диктует необходимость обращения к образовательному маркетингу. Маркетинг образовательных услуг ориентирован не столько на сегодняшние потребности социума, сколько на долгосрочные перспективы удовлетворения образовательного спроса через обеспечение наилучшего согласования внутренних возможностей дошкольного учреждения с требованиями внешней среды.
Дошкольное образовательное учреждение является организацией, предоставляющей комплекс услуг населению в области воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Маркетинг образовательных услуг может быть применим к различным субъектам: образовательным учреждениям, организациям-потребителям, органам государственного и автономного управления. Маркетинг в образовательном учреждении может быть представлен в следующих аспектах: - оказание услуг, соответствующих потребительскому спросу; - анализ и прогноз потребностей; - определение возможностей образовательного учреждения в удовлетворении выявленных потребностей; - формирование политики образовательного учреждения (программы и стратегии развития, учебные планы, кадры, договоры с потребителями, реклама и т. д.) - удовлетворение потребностей в образовательных услугах; достижение целей образовательного учреждения. В ДОУ осуществляется стратегическое планирование маркетинга, которое реализуется во взаимоcвязи с разработанным планом деятельности детского сада. Изучение маркетинговой среды ДОУ позволяет сформулировать стратегии дальнейшего поведения ДОУ относительно качества предлагаемых услуг, обеспечения конкурентоспособности, иcпользования внутренних резервов и т.д.
|
|
Маркетинговая среда ДОУ - это совокупность активных субъектов и сил, действующих за пределами ДОУ и влияющих на возможности руководства ДОУ устанавливать и поддерживать с потребителями образовательных услуг отношения успешного сотрудничества.
Маркетинговая среда ДОУ слагается из микросреды и макросреды.
В микросреде действуют: внутренние силы организации, представленные ее подразделениями, влияющими своей деятельностью на принятие решений руководством ДОУ; внешние силы, представленные поставщиками, клиентами, конкурентами и контактными аудиторами.
Поставщики - это деловые фирмы и отдельные лица, обеспечивающие ДОУ материальными ресурсами, необходимыми для организации образовательного процесса. События в среде поставщиков могут серьезно повлиять на маркетинговую деятельность ДОУ (цены на товары поставщиков, качество товара и др. факторы).
|
|
Клиенты – родители детей, посещающих ДОУ. Маркетинговая деятельность ДОУ направлена изучение потребительского спроса клиентов и предоставление образовательных услуг.
Контактные аудитории - организации, распространяющие новости, статьи, комментарии (газеты, журналы, радио- и теле- центры) о ДОУ, государственные учреждения, местные контактные аудитории (окрестные жители и общинные организации), внутренние контактные аудитории (сотрудники ДОУ).
Макросреда включает в себя основные факторы, влияющие на интересы фирмы: демографические, научно-технические, политико-правовые, культурные, экономические, природные.
Демография - наука, изучающая население, с точки зрения его численности, плотности и т.п. Для маркетинга образовательных услуг демографическая среда представляет большой интерес, поскольку деятельность учреждений дошкольного образования, увеличение их численности напрямую зависит от демографической ситуации в стране.
Научно – технические факторы включают:
-ускорение научно - технического прогресса;
-появление возможностей в создании новых информационных технологий в сфере образования и т.п.;
-рост ассигнований на проведение научных исследований в области дошкольного образования.
Политико-правовые факторы представлены:
- законодательством по регулированию предпринимательской деятельности в области дошкольного образования;
- повышением требований со стороны государства к образовательным учреждениям, следящим за соблюдением законов и т.д.
Культурные факторы определяются:
-приверженностью к культурным традициям в воспитании детей;
-субкультурой ребенка в рамках единой культуры;
- временными изменениями вторичных культурных ценностей (прически, мода);
- отношением людей к самим себе - приверженностью к определенным образовательным услугам.
Экономические факторы. Финансирование деятельности дошкольных образовательных учреждений, спрос на образовательные услуги и т.д. обуславливаются уровнем экономического развития страны.
Природные факторы. Рост загрязнения среды обуславливает необходимость проведения мероприятий по профилактике различных заболеваний детей дошкольного возраста.
При организации маркетинговой деятельности все факторы микро и макросреды необходимо учитывать.