В ответе основным понятием является «корпоративная культура». Корпоративная культура – это система материальных и духовных ценностей, проявлений, взаимодействующих между собой, присущих данной корпорации, отражающих ее индивидуальность и восприятие себя и других в социальной и вещественной среде, проявляющаяся в поведении, взаимодействии, восприятии себя и окружающей среды (В.А.Спивак). Корпоративная культура – атмосфера, в которой мы пребываем, это все то, что нас окружает, с чем мы имеем дело на работе (Е.Л.Катасонова).
Необходимо отметить основные характеристики корпоративной культуры:
- культурная корпорация – это современная организация по всем факторам культуры (материальным и духовным);
- культурная корпорация – гармоничная организация, в которой отдельные элементы культуры по уровню своего развития, по направленности, по идеям, целям, задачам соответствуют друг другу;
- культурная корпорация – это организация, живущая по закону;
- культурная корпорация - это организация, опирающаяся на современные достижения наук;
|
|
- культурная корпорация - это организация, в которой людей воспринимают как главную ценность, организуют взаимодействие между людьми и группами на психологическом уровне.
При ответе на данный вопрос необходимо обозначить основные функции корпоративной культуры:
-воспроизводство лучших элементов накопленной культуры, продуцирование новых ценностей и их накопление;
-оценочно-нормативная функция (сравнение реального поведения человека, группы, корпорации с нормами культурного поведения);
-регламентирующая и регулирующая функции культуры, (применение культуры как индикатора и регулятора поведения);
-познавательная функция (познание и усвоение корпоративной культуры, осуществляемое на стадии адаптации работника; способствует его включению в жизнь коллектива, в коллективную деятельность, определяет его успешность);
-смыслообразующая функция (влияет на мировоззрение человека; зачастую корпоративные ценности человека превращаются в ценности личности и коллектива, ибо вступают с ними в конфликт);
-коммуникационная функция обеспечивает взаимопонимание работников и их взаимодействие;
-рекреативная функция обеспечивает восстановление духовных сил в процессе восприятия элементов культурной деятельности корпорации.
В ответе следует остановиться на основных составляющих структуры корпоративной культуры:
-культура условий труда – совокупность объективных условий и субъективных факторов, определяющих поведение человека в производственной деятельности. Эта часть культуры включает характеристики и показатели санитарно-гигиенических, психофизиологических, социально-психологических и эстетических условий труда;
|
|
-культура средств труда и трудового процесса характеризуют такие элементы, как внедрение новейших достижений науки и техники в производство, качество оборудования и инструментов, ритмичность и планомерность работы предприятия, уровень материально-технического обеспечения, методы оценки труда, обеспечения дисциплины;
-культуру межличностных отношений в трудовом коллективе определяют социально-психологический климат, наличие чувства коллективизма, взаимопомощи, наличие и разделение всеми работниками ценностей и убеждений компании;
-культуру управления определяют методы управления, стиль руководства, гуманизм, индивидуальный подход. Профессионализм управленцев включает коммуникативную компетентность, применяемые методы стимулирования, восприятие персонала как достояния фирмы и др.;
-культура работника – совокупность нравственной культуры (нравственность мышления, ценностные ориентации, убеждения, культура чувств, сопереживания и т.д.) и культуры труда (уровень образования, квалификации, отношение к труду, дисциплинированность, исполнительность, творчество на рабочем месте).
В конце ответа следует назвать условия развития корпоративной культуры в ДОУ. Ими выступают:
1.Разработка программ, планов, проектов развития учреждения.
2.Модернизация воспитательно-образовательного процесса (повышение уровня материально-технического обеспечения образовательного процесса, внедрение достижений науки в воспитательно - образовательный процесс и процесс управления ДОУ)
3.Совершенствование организации труда (анализ и оценка труда, дополнительное, профессиональное обучение педагогов, формирование потребности в самосовершенствовании через проведение психолого-педагогические аутотренинги, создание в ДОУ творческих педагогических групп, планирование рабочих мест, разделение труда работников через закрепление конкретной работы за специалистами, обеспечение дисциплины и заинтересованности работника в трудовом процессе).
4.Формирование общественного мнения о ДОУ (предоставление новостей и информации о ДОУ и его услугах через организацию семинаров, выставок, презентаций, дней открытых дверей, налаживание обратной связи с группами общественности, повышение интереса к деятельности ДОУ, повышение рейтинга ДОУ, лоббирование интересов ДОУ в органах управления образованием).
5. Совершенствование корпоративного имиджа ДОУ (создание престижной фирменной информации, фирменного стиля и атрибутики ДОУ, проведение имиджевых мероприятий, поддержание корпоративных ритуалов и традиций, обеспечение внешнего вида сотрудников, стиль и дизайн здания ДОУ и помещений).
6.Развитие культуры руководителя и сотрудников (формирование мировоззрения, профессионально-ценностных ориентаций, развитие профессиональных навыков, организаторских способностей, педагогической техники).
7.Формировнаие культуры общности трудового коллектива (формирование атмосферы высокой требовательности, уважения, доверия, созвучие мыслей, чувств, убеждений, сплочение коллектива, обеспечение вклада каждого в общее дело).