Основное содержание ответа

Глобальное Воспитание как важнейший фактор решения экологических проблем, предусматривает постановку экологических вопросов в центр всех образовательных программ. «Наше выживание, защита окружающей среды могут оказаться лишь абстрактными понятиями, если мы не внушим каждому ребенку простую и убедительную мысль: люди - это часть Природы...» (Генеральный директор ЮНЕСКО Ф. Майор: Обращение к Глобальному форуму по защите окружающей среды и развитию. Москва,1990 г.).

На всех этапах развития Российского образования проблемам воспитания придавалось значение «вопросов жизни». Основная функция воспитания состоит в воспроизводстве культуры через человека, точнее - в человеке (Е.В.Бондаревская). В качестве глобальной цели современного российского воспитания рассматривается человек культуры - человек экологической культуры. Это означает такой тип личности, ядром которого являются субъектные свойства. Мир отношения личности к окружающей действительности, сфера её чувств не совпадают ни с содержанием её знаний об этой действительности, ни с её навыками и умениями. Это особая сфера. «Ничто - ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования...» (К.Д.Ушинский).

Исследования Н.Н.Моисеева, С.Д.Дерябо, В.А.Ясвина, С.Н.Николаевой, Н.Н.Вересова, Н.Н.Кондратьевой, Н.А.Рыжовой, Н.В.Цветковой отмечают, что система воспитания, формировавшая «покорителей природы», породила ряд противоречий:

· между активной природой ребёнка, его эмоциональностью, мифологически восприятием окружающего мира и преобладающим воздействием на интеллектуальную сферу его личности;

· между значимостью непосредственного контакта ребёнка с природой идоминированием вербальных методов в практике экологического воспитания, крайним ограничением возможностей его, происходящим в результате урбанизации и замкнутости образовательного процесса стенами учреждения.

Исследования Н.Н.Вересова, В.Т.Кудрявцева, Д.Н.Кавтварадзе, А.А.Брудного, В.И. и С.Г.Ашиковых, И.Н.Белавиной, Н.Н.Найденской, Н.Н.Кондратьевой, Н.В.Цветковой раскрыли проблемы экологического воспитания, которые состоят:

1. в переосмыслении значимости чувственно-образного восприятия природы, ценностного отношения к ней в экокультурном развитии ребёнка,

2. в переосмыслении: образа Природы, транслируемого в образовательном процессе,

3. в переосмыслении возможностей национального образа Природы.

Недооценка чувственно-образного восприятия, ценностного отношения к ней - это и есть проблема экологического образования и воспитания дошкольников сегодня. Исследования конца ХХ и началаХ1Х века показали, что педагогам пришлось заново осознавать:

· что культура чувств не совпадает с культурой мышления, с объёмом и системностью знаний ( И.Я.Лернер);

· что воспитание - это не запреты (нельзя рвать листья, нельзя мусорить в лесу, нельзя...),

· воспитывать - это пробуждать способность любить (любить Природу:«... природа, что это такое как объект любви? Природа в своем отношении к человеку выступает как эстетическая категория» С.Л.Рубинштейн ),

· что опыт эмоциональной воспитанности тесно связан с системой потребностей: потребности в безопасности («быть»), потребности в развитии («жить»), в познании мира, себя, смысла своей жизни (работа над своей душой); потребности в общении («для других»), потребности в любви.

В большинстве современных исследований экологическое воспитание рассматривается как:

экологическое воспитание дошкольников (в свете идей гуманитарного подхода к экологии) – процесс целостного приобщения растущей личности к ценностно-смысловой, духовно-нравственной Культуре, которая содержит в себе систему отношений, выработанных человечеством и закреплённых в особых символических формах. (Н.Н.Вересов).

Или как: экологическое воспитание – целенаправленное воздействие на духовное развитие детей, формирование у них ценностных установок, нравственно-экологической позиции личности, умений и навыков экологически обоснованного взаимодействия с природой и социумом. Экологическое воспитание оперирует такими понятиями как «ценности – отношение – поведение» (И.В.Цветкова).

Для сравнения хорошо знать и определения экологического образования дошкольников.

Экологическое образование – целенаправленное воздействие на формирование мировоззрения, осознанного отношения к окружающему, формирование экологических знаний, умений, навыков. Экологическое образование определяется такими понятиями как «сознание – мышление – знание» (И.В.Цветкова).

Экологическое образование дошкольников - непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребёнка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определённых моральных норм, в системе ценностных ориентаций (Н.А.Рыжова).

Исследование Наталии Николаевны Кондратьевой посвящено поиску педагогических условий становления экологической воспитанности дошкольников, которая выражается в гуманно-ценностном отношении к природе, основными проявлениями которого служат:

· доброжелательность к живым существам,

· эмоциональнальная отзывчивость на их состояние,

· интерес к природным объектам,

· стремление осуществлять с ними позитивное взаимодействие, учитывая их особенности как живых существ,

· желание и умение заботиться о живом, создавать необходимые для жизни условия.

Первым условием учёная называет необходимость освоения педагогами важной нравственно-философской категорией «МЫ», т.е. принятие в сознание воспитателей понимания идеи единства человека и Природы (Концепция рождения экологического миропонимания).

МЫ – это жители планеты, всё живое на Земле: люди, животные, растения.

МЫ – это выражение нашего родства и гуманного способа совместного проживания.

МЫ – это всё, от кого зависит жизнь планеты и каждого живущего на ней; те, кто уже владеет опытом взаимодействия с природой и кто начинает приобщение к ней.

МЫ – это коллектив единомышленников: учёных, методистов, воспитателей, родителей, осуществляющих экологическое образование детей с использованием отечественного и зарубежного педагогического опыта.

Особенности отношения ребёнка к природе: примитивный гуманизм, прагматизм восприятия, познавательный характер отношения к природе. Принятие педагогами идеи разумности и гуманности.

Жизненный путь человека с самого первого шага немыслим вне мира живого. Через познание живого происходит одухотворение бытия, эстетическое восприятие природы, формируется этика взаимодействия человека с миром.

Разумность человека проявляется в его способности думать, говорить, выражать свои мысли, осознанно действовать, предвидеть последствия своих поступков, осознанно относиться к себе, к другим живым существам, к природе в целом.

Гуманность человека проявляется уважении принципов милосердия как нормы отношения, в умении осуществлять взаимодействие с любым живым существом на основе признания его самоценности и права на жизнь.

Самоценность Природы заключается в неповторимости каждого объекта природы (в том числе и человека), в существовании самого по себе (а не для человека и удовлетворения его потребностей), благодаря этому окружающий мир разнообразен, богат.

Ценность природы как среды обитания человека: природа Земли является естественной средой человека, он не может жить без условий неживой природы и живых существ (растений и животных). Земля - общий дом всего живого, и человек – один из его жителей, взаимосвязанный с другими. Природа приспособилась сама очищать, перерабатывать ненужное. Благодаря этому природные условия сохраняются в качестве нужном для жизни человека.

Познавательная ценность природы: человек учится у Природы. Наблюдая за особенностями приспособления животных и растений к среде обитания, человек научился создавать предметы, машины, приборы с подобными свойствами (рыба, лягушка – подводная лодка, ласты, вёсла; крылья птиц, лопасти семян растений – самолёт, пропеллер; когтистые лапы крота – экскаватор; предсказания погоды /ласточки, рыба-вьюн/ и стихийных бедствий /собаки, кошки/, определять качество среды /белые мыши, угорь/). По аналогии с естественными экосистемами человек создаёт искусственные (аквариум, сад, огород, зимний сад).

Эстетическая ценность Природы: общение с природой вызывает у человека эстетическое удовольствие (от красоты растений и животных, от пения птиц, запаха цветов). Особую радость человек получает, общаясь с детёнышами животных, наблюдая за их весёлым поведением, созерцая прелесть цветущих растений. Красоту природы, эмоциональные впечатления о природе человек отражает в разнообразной творческой деятельности, в красиво оформленных предметах быта и произведениях искусства, в общении с людьми.

Нравственная ценность Природы: общение с природой развивает человека нравственно, замечая состояние живых существ, заботясь о них, помогая в удовлетворении потребностей, человек сам становится лучше, добрее, человечнее.

Практическая ценность Природы: человек приспособился удовлетворять свои потребности путём приручения животных и выращивания растений. Он содержит домашних животных, чтобы использовать их как помощников в домашнем хозяйстве (собака, лошадь), получать от них продукты питания (корова, куры), материал для изготовления вещей (овцы). Человек использует экосистемы в своей деятельности (лес – для строительства, в водоёмах ловит рыбу).

Ценность человека для человека: человек стремиться объединиться с другими людьми, чтобы вместе жить, общаться, трудиться. Это помогает выживать и получать в чём нуждается человек: общение, получение знания, уважение, дружбу, любовь, создание семьи.

Идея единства и взаимосвязи живого и неживого как основа экологической культуры личности, раскрывается Н.Н.Кондратьевой: неживая природа – источник и условие существования живого. Взаимосвязь организма со средой обитания проявляется в конкретных формах приспособления живого существа к её условиям. Понимание этой связи обеспечивает развитие у ребёнка элементарных представлений о причинности и взаимной обусловленности явлений в природе, создаёт основу для экологически целесообразного поведения. Реализация этой идеи воплощена в программе через раскрытие понятия «живой организм».

В Концепции экологического миропонимания раскрывается естественнонаучная идея многообразия живого и системного строения природы и её целостности: каждый организм - система, в которой взаимосвязаны органы и их функции, -объединён в сообщества(системы) организмов одного вида, являясь их составной частью, связанной с другими. Сообщества живых организмов включены, в процессе жизнедеятельности, в ещё более широкие системы (экосистемы леса, степи), где они также взаимосвязаны между собой.

…идея единства человека и природы (основа экологической культуры личности): Человек – живое существо, похожее на животных и растения. Природа влияет на жизнь человека и человек – на природное окружение.

Вокруг Концепции экологического миропонимания объединились исследования учёных кафедры дошкольной педагогики РГПУ СПб Н.Н.Кондратьевой, Т.А.Шиленок, Т.А.Марковой, Т.А.Виноградовой.

Результатом поиска этих учёных стала программа «МЫ»: Азбука экологии. Программа экологического образования детей. Цель программы – воспитание гуманно-ценностного отношения к природе, способствовать формированию экологической воспитанности ребёнка, являющейся закономерным результатом приобщения к экологической культуре в ходе экологического образования.

Формирование экологической воспитанности предполагает решение следующих задач:

· развитие у детей дошкольного возраста экологических представлений, знаний о ценностях природы и правилах поведения в ней,

· формирование умений разнообразной деятельности в природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с её объектами,

· накопление детьми эмоционально позитивного опыта общения с природой.

Условия реализации программы «МЫ»:

· готовность педагога к осуществлению экологического образования детей,

· личностно-ориентированное взаимодействие взрослого и ребёнка в процессе освоения программы,

· постоянное общение детей с природой ближайшего окружения,

· построение экологически развивающей среды в ДОУ,

· активное участие родителей в воспитательном процессе,

· установление связей со школой, общественными организациями, учреждениями дополнительного образования.

Структура программы «МЫ»: в основе экологические знания о живом организме и его взаимодействии со средой. В программе три раздела:

· «Живые…, какие мы?»

· «Как живые приспосабливаются к среде»

· «Мы нужны друг другу на Земле»

Каждый раздел включает блоки:

ЗНАНИЯ (растения и животные, человек как живой организм и социальное существо, ценность природы, правила взаимодействия в природе).

ОТНОШЕНИЕ к ПРИРОДЕ, ЭКОЛОГИЧЕСКИ ОРИЕНТИРОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (разнообразная деятельность организованная (сначала педагогом, а затем и самостоятельно ребёнком) так, чтобы в ней приобретался опыт гуманного взаимодействия с природой).

Программа «МЫ» - программа системного типа. Системные знания о Природе – это факты, закономерно взаимосвязанные друг с другом (а не «от простого к сложному, по порядку»).

Это позволяет ребёнку продвигаться от познания внутренних связей живого к освоению внешних связей организма и среды и далее к раскрытию многообразных связей живого в экосистеме. Раскрытие всё новых и новых знаний о живом создаёт предпосылки для обобщения представлений детей о ценности природы и нормах взаимодействия с её объектами, для овладения умениями экологически ориентированного взаимодействия с природой, дальнейшего накопления опыта гуманно-ценностного отношения к ней. Для формирования системных знаний необходим другой подход к обучению дошкольников. Наталия Николаевна Кондратьевна предлагала проблемный метод обучения, создания на занятии игровой проблемной ситуации, мотивация которой задаётся куклами Незнайкой, Капитошой (капелькой), Гердой, Жалейкиным, Домовичком, Лесовичком. Дальнейшая беседа взрослого и детей строиться на вопросах поискового эвристического характера (почему, зачем, отчего), когда детям предоставляется возможность вступить в диалог и высказать предположения, выстроить причинно-следственные связи, установить, как произошла та или иная ситуация, и высказать предположения о том, как можно выйти из неё.

Н.Н.Кондратьева, доказала, что метод наглядного моделирования, помогает изменить содержание занятий в экологическом образовании дошкольников. Модель - система объектов или знаков, воспроизводящая существенные свойства системы-оригинала. Модель служит обобщенным отражением явления и используется для обобщения представлений дошкольников о природе, овладения ими действиями наглядного моделирования (обобщенными способами деятельности). Назовите модели, разработанные Н.Н.Кондратьевой:

· модели «растения», «птицы», «рыбы», «звери», «насекомые» отражают существенные признаки живого и его основных эколого-систематических групп,

· модели функций органов живого: «корень», «стебель», «лист», особенности строения и повадок живых существ для передвижения, защиты от врагов, добывания пищи в среде (строение ног водоплавающих, защитная окраска животных),

· модели роста и развития живых существ,

· модели, которые помогают детям в организации разных видов деятельности – в речевой деятельности для составления рассказов, в трудовой деятельности, в наблюдениях (способы сенсорного наблюдения).

При реализации программы особое внимание уделяется накоплению у детей эмоционально-положительного отношения к растениям и животным:

-опыта самостоятельного дружеского общения с живыми существами, осознание значимости такого отношения для живого, терпимость к внешне непривлекательным животным и растениям;

- радости от хорошего самочувствия живого объекта в естественной для него среде или аналогичных условиях, созданных человеком;

- интереса к особенностям жизнедеятельности живого организма: к самочувствию, приспособлению к среде, росту и развитию. Стремление самостоятельно находить ответы на вопросы, решать проблемные ситуации.;

-понимание того, что любовь к живому – это созерцание красоты окружающего, ощущение запахов природы, восприятие мелодии её звуков, помощь живому, переживание чувства удовлетворения от правильного общения с природой, единения и согласия с живущими рядом, окружающим миром.

В организации педагогического процесса акцент сделан на взаимосвязь трёх основных направлений:

1. специально организованное обучение в форме занятий

2. совместная деятельность взрослого с детьми является основной в формировании экологической культуры детей (полноценное использование наблюдений, опытов, экологических игр, чтения художественной литературы экологического содержания, фольклора, труда в природе в повседневной жизни детей);

3. самостоятельная деятельность детей. – это в первую очередь создания педагогом условий: экологизация развивающей среды.

Для выявления характера представлений ребёнка о живом организме были использованы

· метод индивидуальной беседы, включающей три части: а) о существенных признаках живого и целостности как важнейшем условии жизни организма, б) о свойствах целостного живого организма, его потребностях в условиях среды, состоянии, в) о приспособлении к различным средам обитания,

· метод индивидуальной беседы, включающей вопросы на понимание ценности природных объектов (Зачем нужны животные и растения? Могут ли люди прожить без животных и растений? Почему?),

· метод индивидуальной беседы, по поводу ситуации, в которой герой предпочитает развлечение помощи живому существу.

Для выявления характера отношения ребёнка к животным, растениям и сверстникам в естественных условиях, в специально созданных условиях, в ситуации выбора. Для выявления умения ребёнка осуществлять уход за растениями.

Н.Н.Кондратьева выявила три уровня экологической воспитанности детей дошкольного возраста. При организации работы по экологическому образованию, отмечает исследователь, следует ориентироваться преимущественно на второй уровень, характерный для большинства дошкольников. Характерным достижением для большинства детей к концу дошкольного возраста является следующий уровень экологической воспитанности:

· ребёнок радуется встрече с природой, с животными и растениями, эмоционально отзывается на проявления их жизни и поведения, По собственной инициативе длительно наблюдает за живыми существами, проявляя элементарную любознательность: задаёт поисковые вопросы, высказывает эвристические суждения;

· владеет первоначальными представлениями о живом, умеет доказать принадлежность к живому людей, животных, растений, называет всю совокупность существенных признаков (двигаются, дышат, питаются, растут, развиваются, рождают себе подобных, приспосабливаются к среде, чувствуют);

· знания характеризуются основами системности: ребёнок осознаёт, что для нормального существования живого не должны быть нарушены внутренние связи, и связи с условиями среды и другими живыми. Ребёнок видит и признаёт многообразное значение природы им ценность жизни, имеет полное представление о правилах взаимодействия в природе, применяет их в конкретных жизненных ситуациях, предвидит последствия разного отношения к природе. Самостоятельно пользуется доступными познавательными умениями;

· ребёнок охотно и доброжелательно общается с живыми существами, учитывает их желание общаться, оберегает целостность, привычные условия существования. Вступает в активную защиту живого, с помощью взрослого, других детей пытается поправить последствия неправильных действий. Мотивом такого отношения выступает понимание самоценности живого, общая гуманная позиция ребёнка. Проявляет гуманное отношение в любых обстоятельствах к любому живому существу, понимает нравственный смысл своих действий и поступков.

Исследование д.пед.н., кан.биол.н., ведущий научный сотрудник Центра «Дошкольное детство», преподавателя Высшей школы наук об окружающей среде, редактора журнала «Обруч», соавтора проекта «Национальная стратегия экологического образования РФ» Натальи Александровны Рыжовой также обращено к сознанию педагогов словами Концепции «Экология и экологическое образование», в которой раскрываются вопросы:

· Экология – «наука о доме»

· Экологическое образование и устойчивое развитие

· Современные дети и природа

· Человек – не «царь» природы

· Проявление стереотипов в содержании экообразования дошкольников

· Проявление стереотипов в методике работы с детьми

· Возрастные особенности дошкольников и экологическое образование

· Цели и задачи экологического образования дошкольников.

Под экологическим образованием дошкольников Н.А.Рыжова понимает непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребёнка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определённых моральных норм, в системе ценностных ориентаций.

Комплекс взаимосвязанных задач экологического образования дошкольников, по мнению Н.А.Рыжовой, включает:

· формирование системы элементарных научных экологических знаний как средства становления осознано-правильного отношения к природе,

· развитие познавательного интереса к миру природе,

· формирование первоначальной системы ценностных ориентаций: восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой,

· формирование первоначальных умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями, умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребёнка поведения, навыков рационального природопользования в повседневной жизни,

· воспитания гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом, развитие чувства эмпатии к объектам природы.

Эти задачи помогает решить программа «Наш дом – природа», акцент в которой сделан на развитии у детей элементарных научных представлений о существующих в природе взаимосвязях; на развитии понимания, что природные компоненты связаны между собой, что живые организмы зависят от среды обитания, что человек – неотъемлемая часть природы. Важное значение придаётся нравственному аспекту: развитию представлений о самоценности природы, эмоционально-положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту.

Структура программы отражает проблемный подход в обучении и воспитании: комплекс блоков программы связанных между собой предусматривает многократное повторение содержания на четырёх уровнях программы:

· первый уровень «Я и Природа (Дом под крышей голубой)» - ребёнок вводится в мир Природы с позиции целостного восприятия окружающего мира, через утверждение «ребёнок – часть природы». Сравнивается наш обычный дом и «дом-природа».

· второй уровень знакомит детей с неживым компонентом природы «Волшебница вода», «Воздух-невидимка», «Солнце», «Что у нас под ногами. Песок. Глина. Камни.», с компонентом, занимающим промежуточное место между неживой и живой природой «Почва - живая земля», с живой природой «Что в доме-природе растёт (растения)», «Кто в доме-природе живёт (животные)»,

· третий уровень «Лес (Лесной дом)» возвращение к целостному восприятию природы, но на более высоком уровне за счёт взаимосвязей и взаимоотношений организмов с окружающей средой.

· четвёртый уровень «Человек и Природа (Если ты человек, веди себя по-человечески!» - рассматриваются проблемы взаимоотношения людей с природой и возможные пути их решения, преодоление потребительского отношения к природе, формирование потребности и желания жить в гармонии с ней.

В каждом блоке выделены два компонента: обучающий (первоначальные сведения о природе) и воспитывающий (понимание ценностного значения природы, заботливое к ней отношение).

Интересны научные поискаиАшиковой Светланы Геннадьевны - художник, педагог, обладателя золотой медали ВВЦ за инновации в образовании (2002г), автора Российских программ по эстетическому воспитанию детей, лауреату международного педагогического форума "Школа", автору многих книг, программ, статей и пособий по воспитанию и развитию детей, многодетной мамы- и Ашикова Валерия Игоревича - руководителя Детского международного художественно-миротворческого Марафона«Кисточка мира»,автора идеи, президента МООО "Город Мира", лауреата международного педагогического форума "Школа"

(Московская областная общественная организация "Город Мира" возникла в 1999 в подмосковном городе Троицке по инициативе группы педагогов, ищущих новых путей в воспитании более совершенного в нравственном, мировоззренческом, творческом плане человека. Одной из главных целей организации является создание на московской земле международного города мира, который стал бы символом города культуры, мира и творчества в интересах детей планеты.)

Ключевым понятием Концепции «Человек Экологической культуры» и программы культурно-экологического воспитания «Семицветик» является Красота: в природе, в рукотворных произведениях человеческого гения – в искусстве, красота в самом человеке, его духовном и душевном мире. Главная цель программы – способствовать становлению совершенного человека в нравственном, мировоззренческом, творческом плане.

В основе построения и развития программы лежит органическая связь тематического плана с временами года и сезонными проявлениями природы (фенологический, астрономический, народный, социально-бытовой календари). Основные тематические блоки, исходящие из двух базовых тем «Человек» и «Природа»:

· «Планета Земля» - четыре царства природы, стихии.

· «Небо» - что мы видим на небе, что в небе живёт, связь Земли и Неба.

· «Искусство» - рукотворная красота как духовные ценности народа и мировой культуры.

· «Светочи» - великие люди, народные герои, подвижники.

Основная технология совместной с детьми деятельности в программе «Семицветик» – театрально-игровое творчество (ТИТ): творческое воображение и мышление есть основа любого творчества, а партнёрство, партнёрская позиция взрослого – это то без чего немыслимо увлечь, устремить.

И.В.Цветкова, к.п.н. сотрудник Института развития личности Российской академии образования г. Москва, вела исследования в области развития экологической культуры ребёнка. Критерием роста экологической культуры ребёнка автор считает нравственную позицию личности, которая в каждом возрасте проявляется по-своему, но, прежде всего, в:

· усвоении норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром, трансформация их в привычки,

· выраженной потребности в приобретении экологических знаний, ориентации на практическое их применение,

· потребности в общении с представителями животного и растительного мира, сопереживании им, проявлении заботы, доброты, чуткости, милосердия к людям и Природе,

· проявлении эстетических чувств, умения и потребности видеть и понимать прекрасное, потребности самовыражения в творческой деятельности,

· гражданской активности в области экологических проблем.

Педагогическим условием развития нравственной позиции стала программа «Друзья Маленького принца Земли». Помочь детям так относиться к Земле, как относился к своей планете Маленький Принц – это идея программы в форме сюжетно-ролевой игры. Сюжетной основой программы служит сказка-аллегория А.Сент-Экзюпери «Маленький принц». Герой этого произведения, обладающий высокой нравственной культурой, близок к идеалу воплощения идеи гражданина планеты. В ходе игры предусмотрены торжественные ритуалы: посвящение, день рождения новой звезды; звания, соответствующие ступеням роста: «Друг Маленького Принца»- самое высокое звание, а в начале дети становятся принцами алой, белой, солнечных роз, потом принцами изумрудной, лазурной звезды. К формированию нравственной позиции участники программы идут через выполнение проектов «вертикальных» блоков («Я - планета», «Планета людей», «Живая душа природы», «Красота спасёт мир», «Знания во спасение», «Взаимодействие плюс», «Возьмёмся за руки, друзья!»). Возможности для формирования личного опыта по взаимодействию с окружающим миром заложены в горизонтальных «тематических блоках («Планета величиной с дом», «Заповедная планета», «Городская звезда», «Межпланетные экспедиции», «Дачный сезон»).

Представленные исследования доказывают, что проблема воспитания ценностного отношения к Природе является сложной. Её решение требует кардинальной перестройки всей сложившейся системы работы с детьми по экологическому образованию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: