Основным этапом принятия решения является: - голосование

Каждая делегация в подавляющем большинстве органов международных организаций имеют 1 голос. Однако в финансовых органах ООН каждое государство имеет число голосов, пропорционально его взносу. Для принятия решения в отдельных органах устанавливается кворум, необходимый для принятия решения. Решение принимается квалифицированным большинством (2/3 или 3/4) или простым большинством (50+1).

Ранее использовался принцип абсолютного большинства (однако практика показала неудобство этого метода т.к. требовалось абсолютное большинство членов (100%)

В некоторых органах голосование производится путем акклимации (без согласования) или без возражений; в других на основе консенсуса, т.е. учета мнений и интересов всех и при общем согласии при отсутствии возражений одной из сторон.

Международные организации в силу своей правосубъектности участвуют в нормотворческой деятельности. Оно применяется в их договорной практике и в принимаемых решениях. Для одних необходимы определенные процедуры (ратификация); для других требуются их принятие государствами или одобрение или может быть молчаливое согласие после определенного срока (например, 3, 6, 9 и т.д. месяцев) если одна из сторон не заявило о своем отказе или оговорке.

Организация Объединенных Наций: Устав, цели, принцип, членство.

Организации входящие в систему ООН.

ООН – универсальная организация созданная в момент завершения Второй мировой войны в условиях разгрома фашизма, при решающей роли Советского Союза. В период создания был учтен отрицательный опыт Лиги Наций (не предотвратила агрессивную войну и даже не осудила, она практически прекратила свою деятельность в 1939 г., а формально была распущена в 1946 г. после создания ООН).

Инициаторами создания ООН (важный этап) явились Московская конференция министров иностранных дел СССР, США, Великобритании (участвовал посол Китая в Москве). Особое значение имели усилия советская дипломатия. Они приняли 30.10.43 г. Декларацию по вопросу всеобщей безопасности. Текст Устава ООН был принят на конференции в Сан-Франциско в апреле – июне 1945 г. и подписан 26 июня 1945 г. Дата вступления в силу 24. 10.1945 г. – день Организации Объединенных Наций. Устав был подписан 51 государством в т.ч. первый заведующий кафедрой международного права МГИМО доктор юридических наук С. Б. Крылов.

Цели ООН: поддерживать международный мир и безопасность; развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов; осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем (экономических, социальных, культурных, гуманитарных) и в поощрении и развитии уважения к правам человека и свободой независимо от языка, расы и религии; быть центром для согласования действий наций.

Членство в ООН. Согласно ст. 4 Устава членами ООН могут быть миролюбивые государства. Первоначальными членами были 51 государство. Для приема в члены ООН необходимы рекомендация Совета Безопасности и 9 голосов (в том числе всех 5 постоянных членов СБ), а так же 2/3 голосов присутствующих и участвующих в голосовании государств на ГА (Генеральной Ассамблеи - Собрание). Статья 6 Устава ООН предусматривает исключение из Организации решением ГА по рекомендации СБ (однако за время ООН к такой мере не прибегало). Кроме того Устав не говорит о возможности выхода из Организации, потому что такое право имеет любое государство исходя из суверенности (1965 г. Индонезия вышла, а 1996 г. вернулась). В уставе ООН предусматривается возможность ГА по рекомендации СБ приостанавливать права и привилегии государств-членов ООН, если СБ приняло в отношении его меры превентивного или предупредительного характера. Члены ООН –189 государств (2002 г.). Государств не членов осталось мало (Швейцария, Ватикан, Тувалу, Бермудские о-ва, ряд островов Вест-Индии, заморские о-ва Франции, Рионьон, Гваделупа, Мартиника.).Государства не члены могут иметь свои представительства и миссии, постоянных наблюдателей.

Система органов ООН. Устав ООН (ст.7) определяет главные органы ООН это: Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и социальный Совет (ЭКОСОС), Совет по Опеке, Международный суд и секретариат.

Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности – действуют от имени всех членов ООН и независимы друг от друга. На них возложена главная ответственность за поддержание мира и безопасности.

ЭКОСОС и Совет по Опеке действуют под руководством и патронажем ГА и в некоторых случаях СБ

Международный суд – главный судебный орган ООН

Секретариат – главный административно-технический орган по обслуживанию деятельности всех других органов

На Генеральной Ассамблеи ООН, каждое государство может иметь 5 представителей, 5 заместителей и необходимое число советников и экспертов. Однако не зависимо от делегации государство имеет 1 голос.

Делегацию возглавляет либо постоянный представитель в ООН либо министр иностранных дел, глава государства или Правительства.

Компетенция ГА ООН (ст. 10 Устава) – подлежат рассмотрению любые вопросы или дела в пределах Устава (принципы сотрудничества за мир и безопасность, вопросы разоружения, соблюдение прав и свобод человека, развитие и кодификация международного права и др. – делать рекомендации членам Организации и (или) Совету Безопасности.

Однако ст.12 Устава содержит следующую оговорку «когда СБ выполняет возложенные на него Уставом функции по отношению к какому-либо спору или ситуации, Генеральная Ассамблея не может делать какие-либо рекомендации, касающиеся данного спора или ситуации, если об этом не запросит СБ». ГА ООН может рассматривать любой вопрос, сделанным государством или СБ, по поддержанию мира и безопасности и сделать соответствующие рекомендации (с учетом ранее записанной (ст. 12 Устава) оговоркой.

Генеральная Ассамблея: - рассматривает и утверждает бюджет ООН; избирает не постоянных членов СБ; образует вспомогательные органы; по рекомендации СБ принимает и исключает из членов ООН; приостанавливает права и привилегии членов ООН; назначает генерального секретаря; параллельно с СБ избирает членов Международного суда.

Работает ГА ООН - сессионно, очередная сессия проходит ежегодно (1р) в третий вторник сентября и длится 3 месяца (1946-2004=58 сессий). Специальные сессии созываются Генеральным секретарем по требованию СБ или большинства членов Организации (им присваивается нумерация).

Сессию начинает предыдущий председатель затем избирается председатель текущий сессии и 17 его заместителей, председатели 7 главных комитетов. Главные комитеты (их 7):

1 комитет - политические вопросы, разоружение и вопросы Безопасности, Специальный комитет – аналогичные вопросы;

2 комитет – экономические и финансовые вопросы;

3 комитет – социальные, культурные и гуманитарные вопросы;

4 комитет – вопросы опеки и несамоуправляющих территорий;

5 комитет – административные вопросы;

6 комитет – правовые вопросы.

В каждом из них представлены все члены ГА ООН. На сессии создается Генеральный комитет, т.е. все 1 лица сессии и комитетов, всего – 25 человек, (координация и общее руководство). Все вопросы передаются в Комитеты, после обсуждения, выносятся на утверждение пленарного заседания ГА.

ГА ООН осуществляет свои функции, учреждают специальные комитеты и комиссии как на временной, так и на постоянной основе, такие как:

- комитет по взносом, консультативный комитет по административным и бюджетным вопросом; специальный комитет (о ходе осуществления Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам); комитет по использованию космического пространства в мирных целях; специальный комитет по операциям по поддержанию мира;

- комитет 33-х; специальный комитет для Всемирной конференции по разоружению; Комиссия международного права; Комиссия по праву международной торговли и т.д.

Решения ГА ООН принимаются большинством голосов в 2/3 присутствующих и участвующих в голосовании (по наиболее важным вопросом; например, изменение Устава, вопросы мира и безопасности, выборы членов комитетом и комиссий и др.

Решения по другим вопросам принимаются простым большинством присутствующих и участвующих в голосовании.

Совет Безопасности ООН - занимает особое место среди главных органов системы ООН. ГА ООН (государства-члены ООН) – возложили на него главную ответственность за мир и безопасность, что при исполнении им компетенции, вытекающие из этой ответственности, Совет Безопасности действует от их имени всех членов ООН.(ст.24 Устава).

В отличии от ГА (включающей всех членов ООН) Совет Безопасности ООН имеет ограниченное членство (ст.23 Устава; в случае изменения состава, требуется изменение Устава). Он состоит из 15 государств-членов ООН, при этом 5 их них, являются постоянными (ст.23 Устава), это - РФ, США, Великобритания, Франция и Китай. Непостоянные участники (они избираются на 2-х годичный срок, причем 5 из них переизбираются ежегодно (с учетом географического положения и участии в поддержании мира). ГА ООН (1963 г.) места непостоянных членов распределила: Азия и Африка –5, Восточная Европа –1, Латинская Америка –2, Западная Европа, Канада, Новая Зеландия, Австралия – 2. При переизбрании переизбираются государства из того же региона.

Функции СБ ООН: (ст.24 Устава):- главная ответственность за поддержание мира и безопасности, действует от имени ООН; - уполномочена рассматривать любой спор или ситуацию, для определения, не может (может) угрожать данный спор миру и безопасности; - определяет угрозы и требует принять меры (ст. 41 Устава определяет эти меры, не связанные с применением ВС; это перерыв экономических отношений и средств сообщения (железные дороги, воздушный транспорт, радио, почта и т.д.), разрыв дипломатических и консульских отношений).

Основным документом международно-правового характера является Резолюция СБ ООН.

Один из новейших примеров – Резолюция СБ ООН от 19 декабря 2000 г. о мерах направленных на прекращение отношений с движением «Талибан» в Афганистане и Указ Президента РФ от 6.03.2001г. о мерах по выполнению этой резолюции.

В свое время была Резолюция СБ в отношении ЮАР в связи с политикой геноцида (1963 г.) – предприняли санкции, а с изменением обстановки (1993-94 гг.) Резолюцией СБ №919 от 25.05.94 г. санкции были отменены.

Президент РФ издал распоряжение всем государственным и иным учреждениям, фирмам, банкам, частным лицам, предприятиям находящимся под юрисдикцией РФ, исходить из резолюции СБ ООН.

Если предпринятые меры (ст41) окажутся недостаточными то вступает в силу ст. 42 Устава т.е. уже с применением воздушных, морских, сухопутных сил включающих блокаду, демонстрацию и другие операции сил ООН

Исходя из этого СБ наделен правом формирования и применения вооруженных сил ООН (ст.43 Устава обязывает предоставлять по требованию СБ национальные вооруженные силы или иную помощь).

В РФ действует Федеральный закон «О порядке предоставления РФ военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности». Все это финансируется особыми Соглашениями (численность, род войск, их дислокацию, средства обслуживания).

Одной из функцией СБ является миротворческие операции (акции) ст.51 Устава не затрагивает суверенное право государства на самооборону, коллективную безопасность в случае нападения до тех пор пока СБ не примет необходимых мер.

СБ работает на постоянной основе т.о, что каждый член СБ имеет постоянного представителя.

Процедурные вопросы СБ ООН: каждый член СБ имеет 1 голос; процедурные вопросы принимаются 9 голосами совета; особый порядок (ст.27 п.3) решения принято когда проголосовало 9 членов, включая совпадающие голоса всех постоянных (5) государств – членов СБ. Если в этом случае хотя бы 1 голос из постоянных членов (5 совпадающих) против – решение считается не принятым. Такое исключительное право постоянных членов Совета называется правом вето. Если же один или несколько постоянных членов воздерживаются или не участвуют в голосовании, то решения, поддержанное 9 членами считается принятым.

Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС ), создан ГА ООН для решения сотрудничества в экономической и социальной сферах (с 1973 г.). Состав – 54 государства – члена ООН, избираются ГА ООН на 3 года, ежегодно переизбирается 1/3 состава.

Задачи Совета ( ст. 55 Устава): -содействие в повышении уровня жизни; полная занятость населения, экономический и социальный прогресс; вопросы международных проблем в сфере здравоохранения, культуры, образования, соблюдение прав и свобод.

Статья 63 Устава, закрепила, что важным полномочием Совета является координация деятельности специализированных учреждений ООН (консультации, рекомендации), а статья 62 – предпринимает исследования и составляет доклады (экономические и социальные вопросы в области культуры, образования, здравоохранения) для ГА ООН и специализированным учреждениям ООН

Совет опеки – осуществляет функции опеки к государствам (территориям), которые охвачены международной системой опеки в их политическом, экономическом, социальном развитии, самоуправлении и независимости.

Международный Суд – (ранее постоянная палата международного правосудия) - главный международный суд в соответствии Устава ООН и Статутом Международного Суда. Входят: 15 судей, избираются ГА ООН и СБ ООН Место- г. ГААГА (Нидерланды).

Компетенция: - разрешение споров между государствами взявшими обязательство выполнять его решения по конкретным делам; консультативные заключения по юридическим вопросам

Согласно ст.36 Статута к ведению относятся- дела, которые направлены государствами как сторонами в споре, так и действующими договорами и конвенциями (толкование и принятие определенных норм, договорных положений). Производство дел по спорам принимается по заявлению обоих государств или обращение одной из сторон.

Решение Суда обязательно для участвующих в деле сторон (ст. 59 Статута и 94 Устава ООН).

В случае неисполнения решения одной из сторон СБ ООН может по просьбе другой стороны сделать рекомендации или принять меры для исполнения решения.

За время работы Суд рассмотрел несколько десятков международных споров (за 60 лет – рассмотрел 97 дел, принял 60 с лишним решений (75 споров и 22 консультативных заключения).

В качестве примера, спор между Ираком и США в отношении нефтяных платформ; дело Португалии и Австралии по поводу Восточного Тимора; Никарагуа и США относительно минирования портов. Спор Словакии и Венгрии о проекте строительства гидроузла на Дунае длившемся приблизительно 4 года.(Решение Суда - обе стороны нарушили обязательства по двустороннему соглашению и призвал провести переговоры с целью достижения согласия.

Статут МС является неотъемлемой частью Устава ООН. Статут имеет 4 главы; организация Суда, компетенция Суда, судопроизводство, консультативные заключения.

Членство Суда: Участниками Статута являются государства, а членами Суда – судьи, избираемые из числа лиц высоких моральных качеств, юристы с авторитетом в международном праве (ст.2 Статута); РФ – представлена в Суде). Срок полномочий члена суда – 9 лет (возможно переизбрание). Суд избирает председателя и вице - председателя на 3 года. Статья 19 Статута - в период исполнения судебных обязательств судьи пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетом.. Работает постоянно, кворум – 9 судей. При необходимости образуются камеры из 3 (более) судей для разбора отдельных дел. Официальный язык – английский и французский. Стороны выступают в суде, через представителей и могут пользоваться адвокатом или поверенным. Судопроизводство ведется публично (может принять иное решение) и состоит из письменного и устного элементов. Место- город ГААГА (Нидерланды).

Секретариат ООН (ст.97 Устава) состоит из Генерального секретаря и такого персонала, который может потребоваться для работы Организации.

ГС – назначается ГА ООН на 5 лет по рекомендации СБ ООН и является главным должностным лицом Организации. Персонал Секретариата (приблизительно 9000 человек) представляющие почти все стороны в качестве международных должностных лиц отвечают только перед Организацией (не должны запрашивать или покупать указания от какого-либо Правительства).

Полномочия Генерального секретаря:

- исключительно-распорядительные функции, связанные с реализацией ГА, СБ и других органов ООН;

- доводит до СБ вопросы касающиеся мира и безопасности;

- присутствует на заседаниях ГА, СБ и других международных организаций;

- назначает заместителей и должностных лиц возглавляющие управления, бюро, департаменты.

Основные подразделения Секретариата:

Департаменты по:

· операциям по поддержанию мира

· политическим вопросам

· экономическим и социальным вопросам

· по делам ГА и конференционному обслуживанию

· общественной информации

Управления по:

· правовым вопросам

· координации гуманитарной деятельности


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: