Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ)

Совещания проводятся вне военных союзов:

- государства участвуют в совещании в условиях полного равенства;

- решения совещания принимаются на основе консенсуса (как отсутствие какого бы то ни было возражения).

Встреча в Хельсинки 30.7 –1.8.75 г. глав государств и правительств подписали Заключительный акт по безопасности и сотрудничеству в Европе» (преамбула и 5 разделов): вопросы относящиеся к безопасности в Европе; сотрудничество в области экономики, науки и техники и окружающей среды; вопросы относящиеся к безопасности и сотрудничеству в Средиземноморье; сотрудничество в гуманитарных и др. областях; дальнейшие шаги после совещания.

В первом разделе важной частью стала «Декларация принципов, которыми руководствуются государства – участники во взаимных отношениях» - полностью подтвердило известные принципы международного права (Устав ООН, например, принцип территориальной целостности и государственных нерушимости границ).

Кроме того сформулированы новые: - нормы о мерах укрепления доверия (уведомление о передвижении войск, пуске ракет, учений, приглашение наблюдателей, военные визиты и др.).

В других разделах: сферы сотрудничества - браки между гражданами разных сторон -обмен информацией, образование, культура.

После итоговой встречи (1975 г.) прошли совещания в Мадриде 1980-1983г., Стокгольмская конференция (1984-1986 г.), Венская (1986-1989 г.), Париже, Хельсинки, Будапеште, Лиссабоне (1996 г.), Стамбуле (1999 г.), конференция по человеческому измерению СБСЕ (в т.ч. Москва 1991 г.), ГА ООН признала статус ОБСЕ и на 48й сессии в 1993 г. предоставила СБСЕ статус наблюдателя при ООН.

Структура ОБСЕ:

Совет министров – центральный руководящий орган, ответственный за принятие решений. Собираются на уровне МИД и назначают страну председатель которой в течении года будет председательствовать. Совет формирует тройку действующего председателя, заместителя и министра который будет председательствовать в том году.

Руководящий совет - заседание этого совета на уровне сотрудников министерств иностранных дел проводится в Праге как минимум раз в 2 года

Постоянные совет основной орган для ведения политических консультаций, рассмотрения чрезвычайных ситуаций. В его состав входят постоянные представители государств – участников. Заседание проводится в Вене.

Секретариат - обеспечивает организационно-техническое обслуживание (заседание, документация, архив, публикует документы). Возглавляет Генеральный секретарь (с 1992 г.)

Бюро по демократическим институтам и правам человека.

Аппарат Верховного комиссара по делам национальных меньшинств и Парламентская ассамблея.

Европейский Союз - с 07.02.92. –действует договор о создании Европейского Союза (г. Маастрихт, Нидерланды). К октябрю 1993 г. все страны – члены его ратифицировали.

Договор вступил в силу 1 ноября 1993 г. и Европейский Союз обрел юридический статус.

Цели ЕС (ст. 2 договора о ЕС):

- содействие экономическому и социальному прогрессу без внутренних границ, экономический и валютный союз и введения единой валюты;

- политика безопасности.

Отличие ЕС от других организаций состоит в том, что ЕС не координационный, а наднациональная организация, а ее субъектами являются не только государства; решения союза имеет прямое действие на территории государств – участников.

Членами ЕС являются – Франция, Италия, ФРГ, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Дания, Ирландия, Великобритания, Греция, Португалия, Испания, Австрия, Финляндия, Швеция, Словения, Словакия, Болгария, Литва, Латвия, Эстония и др.(всего 26 государств).

Европейский Союз - развивает международные связи и имеет более 100 зарубежных представительств в т. ч. и в РФ. Россия не является членом ЕС, но имеет Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с ЕС, для чего учрежден «Совет Сотрудничества ЕС и России».

ЕС – организация особого рода. С одной стороны признаки присущи международной организации (учредительный акт, цели, структура, принципы, членство), с другой имеет необходимую основу (т.е. самостоятельные три организации (Европейское объединение угля и стали (ЕОУС); Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом); Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) и общую внутреннюю политику и политику безопасности; сотрудничество полиций и судов в уголовно-правовой сфере. Тем самым международная правосубъектность союза ограничена правосубъектностью трех сообществ, входящих в его основу.

Кроме того, разработан и принят (2004г) проект Конституции ЕС.(единая территория, валюта-ЕВРО, надгосударственные органы (например -Президент союза), единое гражданство и др.). Конституция должна вступить в силу через 5 лет, при наличии её ратификации всеми членами -государств союза.

В социально-экономической сфере ЕС решает отмены таможенных сборов, имеет общую торговую политику, свободное перемещение товаров, лиц, капиталов; введение единой валюты (евро); учреждение Европейского центрального банка и Европейского инвестиционного банка; общая политика в агрохозяйстве, рыболовстве, транспорте, защите потребителей и др. Так же сближение национальных законодательств; общее образование, сближение культур

В политической сфере: общая внешняя политика и безопасность, юстиция и внутренние дела; координация своих действий в международных организациях и конференциях; дипломатические и консульские миссии; создание Европейского полицейского ведомства (Европол – юстиция и внутренние дела, судебные органы, уголовное судопроизводство); ведение единого гражданского ЕС (что такое не известно международному праву; гражданин государства гражданин ЕС (он может даже быть избран на муниципальных выборах и в Европарламент).

В союзе единая институциональная структура: Европейский парламент; Совет; Комиссия; Суд и Счетная палата.

Они осуществляют полномочия на основе договоров о Европейских сообществ, а с другой, договором о Европейском Союзе.

Возглавляет союз - Европейский парламент – состоит из представителей народов государств-членов, избираемых прямым всеобщим голосованием на 5 лет, принимает акты Сообщества. Назначает уполномоченного по правам человека. Состоит из 750 депутатов.

Совет – включает по 1 представителю от каждого государства. На уровне министров в той или иной области (иностранных дел, экономики, финансов, здравоохранении). Координирует экономику, принимают акты, обязательные для всех субъектов Союза.

Комиссия – состоит из 20 членов (утв. Европарламент) на 5 лет. Комиссия обеспечивает применение договора, принимает решения, участвует в подготовке актов Совета и Европарламента.

Суд - обеспечивает применение права ЕС.

Счетная палата - 15 человек, выбираются на 6 лет Советом, они работают в независимых аудиторских учреждениях. Проверяют доходы и расходы Союза.

Совет Европы – как региональная международная организация существует с 1949 года (учреждена 10 европейскими государствами). Он (СЕ) охватывает все европейское пространство, а с 28.02.96г РФ- устроен официальный прием (церемония в Страсбурге 28.02.96г.) сопровождалось подписанием ряда европейских конвенций.

Согласно Уставу СЕ, целью СЕ - является достижение большего единства между его членами во имя защиты и осуществления идеалов и принципов, являющихся их общим достоянием и содействие их экономическому и социальному прогрессу (ст.1).

Сейчас принято более 170 конвенций, протоколов и соглашений (именуются европейскими конвенциями), которые касаются образования, культуры, спорта, туризма, здравоохранения, развития гражданского, административного, уголовного права и процесса и др. Например, конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), Европейская социальная хартия (1961г,1996 г.), Европейская конвенция о гражданстве (1998 г.), Конвенция «об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (1990 г.)» и др.

Штаб – квартира СЕ – г. Страсбург (Франция).

При штабе аккредитовано постоянное представительство РФ. Учреждена межведомственная комиссия РФ по делам СЕ (как координационный орган). Язык – французский и английский. Документ (конвенция, договор) переведенный на официальный язык, именуется версией (перевод, например, на русский язык – русской версией, а если документ ратифицирован, то в издании употребляется термин «официальный перевод»).

Пояснение дается для правильного понимания при опубликовании документа в собрании законодательства РФ.

Органами Совета Европы являются:

Комитет Министров – состоит из министров иностранных дел государств – членов или других членов правительства. Комитет принимает заключения по рассматриваемым вопросам и дает рекомендации.

Парламентская Ассамблея – представительство разное: Россия, Германия, Франция, Великобритания, Италия – по 18 представителей, Испания, Турция, Украина – 12, Греция, Бельгия – 7, Австрия, Болгария и др. – 6, остальные – по 5,4,3,2. Ассамблея носит совещательный характер (орган), дает рекомендации комитету министров.

Конгресс местных и региональных властей Европы – представляют органы государств от территориальных образований (по квотам для парламентской ассамблеи). Работа проходит в палате местных органов и палате регионов.

Секретариат – административный орган СЕ и возглавляется Генеральным секретарем (избирается Ассамблеей на 5 лет).

Конвенция по правам человека и основных свобод предусматривает 2 органа:

- Европейская комиссия по правам человека;

- Европейский Суд по правам человека.

Затем протоколом №11 к конвенции эти органы объединили в -Европейский Суд. Штаб-квартира в г. Страсбург-Франция.

Содружество независимых государств - 8 декабря 1991 года было подписано соглашение о СНГ, а 21 декабря 1991 года к указанному соглашению был подписан протокол, куда вошли (Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизстан, Молдова, РФ, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Украина). Одновременно была принята Алма - Атинская декларация, затем присоединилась Р.Грузия (9.12.93 г). Из бывших 15 республик СССР не входят страны Балтии (Литва, Латвия, Эстония).

Спустя год принят – Устав СНГ (22.01.93 г.). Решение об Уставе СНГ открыто для подписания теми государствами, которые готовы к этому.

Юридическая природа СНГ такова, что в Уставе, нет устной характеристики юридической природы Содружества. Статья 1 и 3 Устава включает норму: «Содружество не является государством и не обладает наднациональными полномочиями». В Алма – Атинской декларации (негативный тезис) «Содружество не является ни государством, ни надгосударственным образованием». Но это не отрицает квалифицировать СНГ как межгосударственную организацию с координационными полномочиями:- Содружество создано самостоятельными государствами на основе суверенного равенства; Содружество имеет свой Устав (цели и сферы совместной деятельности) функциональную правосубъектность; имеет устную структуру и систему органов в качестве координирующих межгосударственных, межправительственных и межведомственных институтов. СНГ тем самым – международная организация, субъект международного права. Содружество обратилось с международным признанием и его Уставных органов. (в марте 1994 года ГА ООН своей резолюцией предоставила статус наблюдателя в ГА ООН.

Допускается выход государств из СНГ с уведомлением её членов за 12 месяцев.

Совместная деятельность СНГ (ст. 7 Соглашения и ст.4 Устава):

- оборонная политика и охрана внешних границ; борьба с организованной преступностью; социальная и миграционная политика; здоровье и окружающая среда; система транспорта и связи; координация внешнеполитической деятельности; общее экономическое пространство и таможенная политика; права и свободы человека.

В качестве правовой базы деятельности Содружества являются, многостороннее и двустороннее соглашение; например, договор «о создании экономического союза (1993 г)», «о коллективной безопасности (1992 г.)», Соглашение о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах (1994 г.) и другие.17.9.2004г в Астане (перевод- столица) главами государств (РФ, Казахстан, Белоруссия, Украина) подписаны соглашения «о едином экономическом пространстве»; «о космическом пространстве», «по открытому небу» и.др. всего 61 документ из них 21 первоочередной.

Система СНГ включает два вида органов, одни созданы на основе Устава СНГ, а другие на основе соглашений (договоров).

Основными органами являются:

Совет глав государств (ст. 21 Устава) – высший орган Содружества. Принимает решения по принципиальным вопросам. Собирается 2 раза в год.

Совет глав правительств – координирует сотрудничество исполнительной власти и собирается 4 раза в года.

Решение обоих органов принимается на основе консенсуса (молчаливое согласие). Заявление о не заинтересованности в том или ином вопросе не является препятствием для решения.

Совет министров иностранных дел (СМИД) – координирует внешнеполитическую деятельность государств, дипломатических служб, сотрудничество с ООН, ОБСЕ, СЕ, ЕС и другими организациями. Заседания проводятся 1 раз в 3 месяца (квартал). Решения принимаются с общего согласия.

Совет министров обороны (СМО) – ведает вопросами политики, строительства и безопасности, координирует деятельность военных ведомств, предоставляет доклад совету глав о военной политики, ядерной политики, формированию ВС и.т.д. СМО имеет главное командование Объединенных вооруженных Сил.

Совет командующих пограничными войсками –координирует деятельность в сфере охраны внешних государственных границ.

Содружество так же создало Экономический СУД. Комиссию по правам человека (ст. 23 Устава) и Координационно-консультативный комитет.

Органами создаваемые на основе соглашений предусмотрены - Исполнительный секретариат, Совет руководителей внешнеэкономических ведомств, Совет по антимонопольной политики, Совет по чрезвычайным ситуациям, Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и другие.

Рабочий язык СНГ – русский. Штаб – квартира (большинство постоянных органов в т.ч. координационно-консультативный комитет, Исполнительный секретариат, Экономический суд) - в г. Минск (Беларусь).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: