Владимир 2013. В сложном комплексе профессиональных качеств юристов морально-этические качества приобретают особую значимость

В сложном комплексе профессиональных качеств юристов морально-этические качества приобретают особую значимость. Единство профессионализма, высокой общей культуры и нравственности – обязательные составляющие облика современного специалиста. Этими важнейшими положениями и определяется роль и функции дисциплины «Профессиональная этика» в подготовке специалистов, умеющих принимать профессионально-нравственные решения, несущих ответственность за личный вклад в укреплении авторитета юридической профессии.

Изучение дисциплины «Профессиональная этика» будет способствовать более успешному освоению всего комплекса отраслевых и специальных юридических наук.

Дисциплина «Профессиональная этика» относится к гуманитарному, социальному и экономическому циклу ООП, его базовой части (Б.1 Б.4).

Содержание дисциплины тесно связано с основными положениями философии, философии права, логики, социологии, истории отечественного государства и права, конституционного права России, международного права, культурологии, культуры речи.

Целями освоения дисциплины (модуля) «Профессиональная этика» по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция» являются формирование нравственно-мотивированной, социально-ответственной, целостной и компетентной личности, владеющей этическими знаниями, охватывающими историю и теорию нравственности.

Задачиосвоения дисциплины (модуля) «Профессиональная этика»:

формирование этической культуры обучающихся;

развитие представлений обучающихся о сущности морали и права как важнейших регуляторов общественных отношений; о субъектах нравственных отношений;

закрепление знаний о нравственных ориентирах профессии, нравственной культуре; о роли, ответственности и влиянии юридической деятельности на судьбы людей.

Содержание курса «Профессиональная этика» включает в себя восемь тем.

В рамках изучения первой темы «Введение в дисциплину «Профессиональная этика» слушатели знакомятся с понятиями предмета данного курса, его места в формировании мировоззрения, ценностных установок и повышении уровня профессиональной и общей культуры юриста.

К числу основных вопросов лекции относятся: Мораль как важнейший элемент гуманизации человека и общества. Проблема происхождения морали. Основные исторические этапы развития морали. «Золотое правило» нравственности. Структура морали. Основные функции морали.

Общее знакомство с этической проблематикой позволит слушателям при дальнейшем изучении других тем курса постичь многоплановость изучаемой области научного знания.

В ходе изучения второй темы «Нравственные принципы и категории этики и их роль в деятельности юриста» рассматриваются основополагающие вопросы любой науки – принципы. Уделяется особое внимание общей характеристике принципов профессиональной морали и их содержанию.

К числу основных вопросов лекции относятся: принцип гуманизма; принцип справедливости и законности как правовая и нравственная норма юридической деятельности; сущность и содержание принципа патриотизма; интернационализм как принцип профессиональной морали; категории этики как основные, наиболее общие понятия, выражающие различные стороны нравственных взаимоотношений между людьми; содержание и особенности категорий этики: добро и зло, справедливость, совесть, профессиональная честь, профессиональный долг и ответственность юриста.

Задача третьейтемы «Специфика профессиональной юридической морали» – изучение понятий профессиональной этики и профессиональной морали; соотношения общественной и профессиональной морали. Предмет и функции профессиональной этики, ее практическая направленность.

В числе рассматриваемых вопросов: Специфика профессиональной морали. Профессиональная деонтология. Соотношение моральных и правовых норм в юридической деятельности. Основные нравственные требования, предъявляемые к юристам: отношение к человеку как к высшей ценности, уважение и защита его прав и свобод; строгое соблюдение законности; понимание социальной значимости своей роли в обществе, ответственности за принимаемые решения; необходимость совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков; личная дисциплинированность; стремление к безупречному личному поведению на службе и в быту. Значение профессиональной морали в повышении результативности юридической деятельности.

Четвертая тема «Взаимодействие морали и права в обществе». В ходе ее изучения рассматриваются следующие вопросы: Проблема взаимодействия морали и права на разных исторических этапах развития общества. Общие черты и различия в морали и праве. Нравственные основы права. Мораль как ценностный критерий права. Влияние правовой системы на состояние нравственности в обществе. Нравственные основы и взаимосвязь целей, средств и результата профессиональной юридической деятельности.

Пятаятема «Нормативные основы профессиональной этики юриста» является одной из центральных, так как свидетельствует о нормативном закреплении важнейших нравственных требований к юридической профессии.

Объектом изучения здесь становятся следующие вопросы: Основные международные соглашения и регламентации Организации Объединенных Наций в области защиты прав человека и нравственно-правовые требования к профессиональной деятельности. Всеобщая декларация прав человека и Международный пакт о гражданских и политических правах об основных правах личности и моральных требованиях, предъявляемых к должностным лицам. Конституция Российской Федерации и другие отечественные документы о важнейших нравственных ценностях и требованиях к профессиональной морали. Кодекс судейской этики. Кодекс профессиональной этики адвокатов. Профессиональный кодекс нотариусов Российской Федерации.

Задача шестой темы «Проблема профессионально-нравственной деформации» – рассмотрение сути и содержания данного понятия, раскрывающего возможные негативные проявления в профессии.

Основные вопросы темы: Причины возникновения, структура, основные признаки профессионально-нравственной деформации. Факторы, влияющие на устойчивость к профессионально-нравственной деформации. Основные направления профилактики профессионально-нравственной деформации.

Завершают изучение курса темы семь и восемь «Служебный и внеслужебный этикет».

Студентам и слушателям предлагаются для рассмотрения следующие вопросы: Сущность и содержание служебного (делового) этикета. Речевой, неречевой этикет. Основные нормы служебного этикета: вежливость, корректность, скромность, внешний вид, культура речи. Требования этикета к тону, интонации. Выразительность речи. Этикет и субординация. Этика судебных прений. Публичная речь. Деловая переписка.

Сущность и содержание этикета. История возникновения этикета. Основные принципы и формы этикета. Этикет приветствий и представлений, обращение. Общие требования, предъявляемые к внешнему облику. Основные правила поведения в общественных местах. Культура досуга.

По данной теме такжепредусмотрено проведение сюжетно-ролевой игры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: