Федеральная служба исполнения наказаний

Федеральное КАЗЕННОЕ образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Владимирский юридический институт
Федеральной службы исполнения наказаний»

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
В АКТИВНОЙ И ИНТЕРАКТИВНОЙ ФОРМАХ

УЧЕНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА»  
  (наименование учебной дисциплины)  
  030900.62 «Юриспруденция»  
  (код и наименование направления подготовки, специальности)  
     
  (специализация в соответствии с ФГОС)  
     
  (наименование профиля подготовки, узкой специализации)  
  Бакалавр  
  (квалификация (степень) выпускника)  

Владимир 2013

Методические материалы для проведения семинара по теме 4. «Взаимодействие морали и права в обществе».

I. Цели занятия:

1) образовательная: сформировать у обучающихся общее представление о взаимодействии морали и права в обществе;

2) развивающая: развивать у обучающихся навыки работы с различными источниками информации (учебная и справочная литература, устное выступление, наглядный материал);

3) воспитательная: воспитывать у обучающихся необходимые для профессии нравственные качества.

II. Учебно-материальное обеспечение: учебно-методические материалы к занятию, доска, раздаточный материал.

III. Расчет учебного времени:

№ п/п Этап работы Время (в мин.)
  Вступительное слово преподавателя (актуальность изучаемой темы, цели занятия, план работы).  
  Вопрос № 1. Соотношение морали и права на разных исторических этапах развития общества. Ответы.  
  Вывод по проблеме соотношения морали и права на разных исторических этапах развития общества. Вопросы, обсуждение результатов работы.  
  Вопрос № 2. Общие черты и различия морали и права. Ответы. Вопросы, обсуждение результатов работы.  
  Дискуссия по проблеме: Цель и средства: Свобода и ответственность. (см. вопросы дискуссии)  
  Вопрос № 3. Суть правовых и нравственных отношений в уголовном процессе. Ответы. Вопросы, обсуждение результатов работы.  
  Сообщения по выбору учащихся.  
  Подведение итогов занятия. Оценки.  

Приложение

Вопросы для обсуждения:

1. Раскройте содержание понятий морали и права.

2. Каково соотношение морали и права на разных исторических этапах развития общества:

а) основные ступени возникновения и развития морали и права;

б) взгляды на проблему соотношения морали и права в философии античности, в средние века, в Новое время;

в) влияние социально-экономических условий развития современного общества на состояние нравственности и правопорядка.

3. Сформулируйте вывод по проблеме соотношения морали и права на разных исторических этапах развития общества.

4. В чем заключается многообразие проявлений связи морали и права?

5. Назовите общие черты в морали и праве и кратко охарактеризуйте их.

6. Определите различия между моралью и правом.

7. В чем суть правовых и нравственных отношений в уголовном процессе?

8. Какого соотношение цели и средства в уголовном процессе?

9. В чем состоят особенности установления истины по уголовному делу как нравственной цели доказывания?

10. Раскройте понятие презумпции невиновности.

11. В чем состоит обязанность доказывания в нравственном аспекте?

Вопросы дискуссии:

1. Что, на ваш взгляд, означает выражение: «Жить в обществе и быть свободным от него нельзя»?

2. Как вы относитесь к положению: Нет свободы выбора – нет и моральной ответственности за содеянное»?

3. В чем отличие свободы от своеволия?

4. Как вы относитесь к положению «Цель оправдывает средства»? Существует ли между ними неразрывная связь или они далеки друг от друга?

5. Есть ли какие-либо ограничения в выборе средств для достижения нравственной цели?

6. Могут ли быть оправданы любые средства ради осуществления «благих целей»?

7. Есть ли в системе нравственных целей объективно высшая цель, которая бы определяла ценность и способы достижения всех других целей и потому служила бы решающим аргументом морального выбора?

Темы докладов:

1. Сознательный выбор человеком действий и поступков. Формальная и подлинная свобода выбора.

2. Связь свободы и моральной необходимости.

3. Нравственный аспект взаимосвязи целей и средств в человеческой деятельности.

4. Нравственная допустимость правового принуждения.

5. Проблема «меньшего зла» в профессиональной юридической деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: