Методические указания по организации самостоятельной работы слушателей при изучении учебной дисциплины

Самостоятельная работа является важным средством изучения курса. Она позволяет приобрести навыки исследования, анализа и обобщения изучаемого материала.

Для слушателей самостоятельная работа приобретает особое значение. Только упорная систематическая самостоятельная работа заочника может привести его к конечной цели – выполнению учебного плана, получению специальности и соответствующего диплома.

Успех самостоятельной работы слушателей во многом зависит от ее правильной организации. Самостоятельная работа позволяет глубоко осмыслить содержание предмета, установить причинно-следственные связи между явлениями, сделать выводы и обобщения, найти новые доказательства, научиться пользоваться разными источниками, сопоставить новый материал с ранее пройденным, установить сходство и различие изучаемых вопросов, увязать свои знания с задачами и практикой профессиональной деятельности.

Изучение предмета рекомендуется начинать с внимательного чтения методических рекомендаций и просмотра программы. Затем изучаются конспекты лекций, учебники и другие источники.

При сознательном чтении литературы необходимо осмысливать ее содержание, отчетливо понимать основные идеи, ценность и целесообразность приводимых в тексте примеров, пояснений, осознавать логический план изложения, расчленять текст на законченные по смыслу части, устанавливать связь между ними, мысленно ставить вопросы для логических частей текста и находить ответы на них.

После осмысливания содержания прочитанного перед слушателем стоит задача прочно закрепить в памяти материал и научиться применять полученные знания на практике.

В процессе работы с лекцией, учебником важно не оставлять без внимания сложный материал (выражения, непонятные слова и др.), пользоваться справочной литературой, словарями, записывать вопросы для последующего выяснения у преподавателя.

В самостоятельной работе огромное значение имеют записи содержания прочитанного (конспект). Они помогают слушателю глубоко вникнуть в смысл материала. Процесс составления записей активизирует мыслительную деятельность и сосредоточивает внимание учащегося на главном, существенном, что необходимо для прочного усвоения. Записи дают возможность в дальнейшем легко восстановить в памяти основное содержание произведения.

Конспектирование не должно быть самоцелью, оно не заменяет изучения, анализа прочитанного. Запись при чтении приносит пользу только в том случае, если она является результатом тщательного продумывания материала, а не сводится к механическому переписыванию текста.

По многим темам целесообразно составлять развернутые планы. В этом плане объединяется и последовательно воспроизводится материал из разных источников, делаются ссылки на литературу, устанавливается связь с событиями современности. Составление таких планов является хорошим средством обобщения знаний по основным вопросам темы, позволяет отвечать содержательно, убедительно и свободно.

Немалое значение имеет чтение периодической и научно-практической литературы. Материалы периодической печати знакомят с событиями внутренней и международной жизни, позволяют применять полученные знания в оценке этих событий, увязывать изучаемый материал с жизнью, с практической деятельностью.

По итогам изучения темы (курса) может быть написан реферат. Данная практическая работа должна представлять собою основанный на обобщении специальной литературы, систематически изложенный материал по избранной теме. Она должна носить творческий характер, ее содержание увязывается с задачами, практикой юридической деятельности. Работа должна быть грамотно написана и аккуратно оформлена. В конце ее указывается перечень использованной литературы.

Итоговой формой контроля является зачет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: