Задание 1. Прочитайте отрывок из статьи В.Г. Белинского. Ответьте на вопросы и выполните задания.
Когда мы произносим какое-нибудь слово, то соединяем с ним, в уме нашем, понятие о каком-нибудь предмете; так, например, произнося слово ОГОНЬ, мы представляем себе эту стихию, со всеми её признаками, т.е. светом, жгучестью и горением, хотя бы в это время, как мы говорим, мы и не видим огня; когда мы говорим слово ЛОШАДЬ, то представляем себе умственно это животное, со всеми его признаками, т.е. отличительною фигурою, гордою поступью, быстротою бега, хотя мы и не видели перед собою лошади, когда о ней говорили. Из этого видно, что слова суть не что иное, как условные знаки понятий, выражаемых посредством различных сочетаний звуков голоса...
* Что называет критик «условными знаками»?
* При помощи «условных знаков» опишите (подобно автору), что вы представляете, произнося слова «любовь», «русалка», «гнаться», «весёлый».
* Продолжите мысль: «Слова языка могут выступать знаками объектов реальной действительности...»
|
|
Задание 2. Проанализируйте тексты. Какие определения языка следуют из данных высказываний?
I. Языки суть естественные организмы, которые, несмотря на зависимость от воли человека, рождаются, растут, стареют и умирают согласно определенным законам.
II. Язык по существу есть сам человек. Язык служит посредником для человека при восприятии им большинства важнейших черт мировых явлений и представляет собой главное орудие, при помощи которого он оказывает воздействие на внешний мир.
(М. Нордау).
Задание 3. Прочитайте стихотворение А. П. Сумарокова «Эпистола о русском языке», написанное в 1747 г. Ответьте на вопросы и выполните задания.
Для общих благ мы то перед скотом имеем,
Что лучше, как они, друг друга разумеем
И помощию слов пространна языка
Всё можем изъяснить, как мысль ни глубока.
Описываем все, и чувствие, и страсти,
И мысли голосом делим на мелки части.
Приняв драгой сей дар от щедрого творца,
Изображением вселяемся в сердца.
То, что постигнем мы, друг другу сообщаем
И в письмах то своих потомкам оставляем.
* Объясните значение выделенных слов. Укажите в стихотворении обороты речи, которые сейчас не употребляются. Какой этап развития русского национального языка характеризует данная лексика? Какой пометой эти слова сопровождаются в словаре?
* Для чего служит язык?
* Какой заголовок вы бы дали стихотворению?
* Как вы понимаете строчки «мысли голосом делим на мелкие части»? Какие еще «части» (единицы языка) составляют его систему?
* О каком свойстве языка говорит строка «с помощию слов пространна языка все можем изъяснить, как мысль ни глубока»?
|
|
* О реализации каких функций языка говорится в этом стихотворении? Подтвердите свои предположения текстом.
Задание 4. Выразите при помощи невербальных средств общения следующие значения. Какие виды жестов вы при этом используете?
Проходите сюда; говорите тише; этого делать нельзя; который час; уходите; позвоните мне; запишите; пора заканчивать; до свидания; привет; сыт по горло; подвезите меня; подумайте; он болтун; дайте мне слово; дайте мне; сдаюсь; я не знаю; дайте поесть; ненормальный; дайте закурить; отлично; это пустяк; это явление распространенное; ничего не поделаешь.