Правовые основы, понятие и система государственной службы

Сколько существует государство, столько же существует и государственная служба. Государственная служба представляет своеобразные отношения служащих к государству[62]. Одним из проблемных моментов в административной науке – является унифицированное определение “государственной службы”. Попытки определить понятие “государственная служба” известны в отечественной юридической науке. Самое общее определение предлагал, например, видный русский государствовед Н.М. Коркунов. По его мнению, службой государству в широком смысле слова можно назвать всякую деятельность на пользу государству[63]. Современное российское законодательство исходит из трактовки понятия “государственная служба” в узком смысле (так в частности, работа в государственных организациях уже не рассматривается как государственная служба – это обычная наемная работа, не имеющая ничего общего с государственной службой). В современной России правовая база, на основе которой развивается институт государственной службы. Продолжает непрерывно совершенствоваться. Ее ядром являются нормы Конституции РФ 1993 года, где государственная служба упоминается трижды (ч.4 ст.32, п.»т» ст.71, ч.3 ст.97). При всей важности конституционных положений нужно отметить, что Конституция РФ, учитывая ее статус фундамента правовой системы, не могла, да и не должна была детально регулировать отношения на государственной службе. Регулирование отношений осуществляется следующими документами: Конституцией РФ; Федеральными законами «О системе государственной службы РФ»; Федеральным законом «О государственной гражданской службе РФ» и др.; указами Президента РФ; постановлениями Правительства РФ; нормативно-правовыми актами федеральных органов исполнительной власти; конституциями (уставами), законами и иными нормативными и правовыми актами субъектов РФ.

Государственная служба – профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению полномочий Российской Федерации; федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; субъектов РФ; органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов РФ; лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий субъектов.

Анализ российского законодательства позволяет провести научную видовую классификацию государственной службы по двум основным критериям: 1) в зависимости от уровня осуществления государственной власти и федерального государственного устройства России; 2) в зависимости от правового положения государственного служащего. В соответствии со ст.11 Конституцией РФ государственная власть в стране осуществляется на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ. Деление государственной службы нормативно закреплено Федеральном законе от 27 мая 2003 года №58-ФЗ «О системе госудаственной службы Российской Федерации». Федеральная государственная служба сама по себе не однородна. Она включает: федеральную государственную гражданскую службу; военную службу; правоохранительную службу. В соответствии с Законом РФ «О государственной гражданской службе РФ» от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, государственная служба подразделяется на федеральную и гражданскую службу субъектов РФ. Государственная служба субъекта РФ включает в себя только его государственную гражданскую службу.

Принципы государственной службы:

Проблемой института государственной службы в административном праве является вопрос о содержании и классификации принципов государственной службы. В юридической литературе отмечалось, что государственная служба основывается на общих принципах деятельности государственного аппарата, однако ей присущи и некоторые специальные принципы[64]. С развитием законодательства о государственной службе эти принципы постепенно оформились в виде правовых норм. Первоначально в основу организации государственной службы была положена система основополагающих идей, облеченных в форму правовых норм и закрепленных в ст. 5 Федерального закона от 31 июля 1995 г. “Об основах государственной службы Российской Федерации”. Позднее определенное уточнение эти принципы нашли в ст. 3 Федерального закона “О системе государственной службы Российской Федерации”. Там законодатель говорит уже не просто о принципах государственной службы, а о принципах построения и функционирования государственной службы. Итак, перечислим их:

- верховенство Конституции РФ и иных федеральных законов;

- приоритет прав и свобод человека, их непосредственного действия;

- единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения между РФ и субъектами Федерации;

- разделение властей;

- равный доступ граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой;

- обязательность для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством РФ;

- единство основных требований, предъявляемых к государственной службе;

- профессионализм и компетентность государственных служащих;

- гласность в осуществлении государственной службы;

- ответственность государственных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей;

- внепартийность государственной службы, отделение религиозных объединений от государства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: