Система органов исполнительной власти в Российской Федерации строится и функционирует на основе следующих принципов:
1. федерализма, который обусловлен государственным устройством Российской Федерации. В структурном смысле он проявляется в том, что в общую систему органов исполнительной власти входят федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации. В юридическом плане принцип федерализма проявляется в определении компетенции органов исполнительной власти, основываясь на актах, закрепляющих разграничение предметов ведения и полномочий между РФ и субъектами Федерации. Законные акты федеральных органов исполнительной власти обязательны для соответствующих органов субъектов Федерации, а законные акты органов исполнительной власти субъектов Федерации подлежат соблюдению федеральных органов исполнительной власти. Формой регулирования взаимоотношений между органами исполнительной власти выступают административные соглашения, в результате которых федеральные органы исполнительной власти могут передавать осуществление части своих полномочий органам исполнительной власти субъектов Федерации по соглашению с ними, и наоборот;
|
|
2. сочетания централизации и децентрализации, который действует на различных уровнях системы органов исполнительной власти и влияет на функционирование всей системы исполнительной власти. Централизация - сосредоточение большей доли предметов ведения и полномочий в ведении центральных федеральных органов исполнительной власти (в основном по предметам ведения РФ). Децентрализация - закрепление за органом предметов ведения и полномочий, которые он осуществляет без вмешательства со стороны вышестоящих органов. Формой децентрализации является делегирование федеральным органом исполнительной власти части полномочий территориальным органам, в результате чего решение общефедеральных, территориальных задач смещается из центра на места;
3. законности, который проявляется в обязанности всех органов власти соблюдать Конституцию РФ и законы. Кроме того, нормативно-правовые акты субъектов Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в пределах ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов Федерации;
4. ответственность, который проявляется в претерпевании неблагоприятных юридических последствий руководителями органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них функций и полномочий (например, Президентом, Правительством или главой исполнительной власти субъекта федерации может быть наложено соответствующее взыскание на руководителя органа исполнительной власти виновное за “срыв” отопительного сезона в регионе, вплоть до освобождения от занимаемой должности).
|
|
Система федеральных органов исполнительной власти и органов
исполнительной власти субъектов Федерации
Федеральные органы исполнительной власти составляют важную часть системы органов исполнительной власти в Российской Федерации, действующей в соответствии с Конституцией РФ. На эту систему существенное влияние оказывают федеративное устройство России, обеспечение ее государственной целостности, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ. Одним из краеугольных принципов организации и деятельности органов государственной власти является разделение их на три самостоятельные ветви: органы законодательной власти, органы исполнительной власти и органы судебной власти.
Таким образом, Конституция РФ обуславливает наличие единой ветви исполнительной власти в стране, а в ее структуре – федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, действующих в соответствии с едиными установленными и провозглашенными Конституцией принципами.
Согласно ст.71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находятся установление системы федеральных органов исполнительной власти, порядка их организации и деятельности, формирование федеральных органов исполнительной власти.
В соответствии со ст. 111 и 112 Конституции РФ структуру федеральных органов исполнительной власти определяет Президент РФ. При определении соотношения понятий «структура» и «система» федеральных органов исполнительной власти целесообразно учитывать правовую позицию Конституционного Суда РФ, содержащуюся в его постановлении №2-П по делу о толковании ст.71 (п.«г»), 76 (ч.1) и 112 (ч.1) Конституции РФ, принятом 27 января 1999 года. Конституционный Суд РФ дал следующее толкование: «являясь составным элементом единой системы федеральных органов государственной власти, федеральные органы исполнительно власти, в свою очередь, также образуют определенную систему, имеющую собственную структуру»[59].
В систему федеральных органов исполнительной власти в соответствии с Конституцией РФ и основанными на ее положениях Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» и указами Президента РФ входят: Правительство РФ; федеральные министерства (ст.110 Конституция РФ); а также иные федеральные органы исполнительной власти (ст.112 Конституции РФ), перечень которых вправе определять Президент РФ.
В настоящее время система федеральных органов исполнительной власти представлена следующими структурными звеньями: Правительство РФ; федеральные министерства; федеральные службы; федеральные агентства. Причем вышеназванные звенья, в соответствии с Указом президента от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», определены как федеральные органы исполнительной власти с конкретными функциями и полномочиями, позволяющими определить общие принципы организации и деятельности каждой из структур. При этом полагается, что не только Правительство РФ и федеральные министерства, но и федеральные службы и федеральные агентства являются самостоятельными федеральными органами исполнительной власти.
Многоуровневая система федеральных органов исполнительной власти указывает на то, что федеральные министерства подчиняются Правительству РФ, а федеральные службы и агентства находятся в ведении и подчиняются соответствующему министерству, за исключением тех, которые подчиняются непосредственно Президенту. Эта система обозначила ту управленческую вертикаль, которая выражает субординационные связи, формируемые между федеральными органами исполнительной власти.
|
|
Министерства, реализуя функцию по принятию подзаконных нормативных правовых актов, издают обязательные для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами правила поведения, распространяющиеся на неопределенный круг лиц. Министерства призваны вырабатывать государственную политику, осуществлять нормативно-правовое регулирование и нести ответственность за положение дел во вверенных им сферах деятельности.
Федеральные службы должны осуществлять действия по контролю и надзору за исполнением общеобязательных правил поведения, а также выдавать разрешения (лицензии) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам; регистрировать акты, документы.
Федеральные агентства оказывают государственные услуги, а также выполняют правоприменительные функции и функции по управлению государственным имуществом, ведут реестры, регистры и кадастры.
В соответствии с Указом Президента от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» существует 15 федеральных министерств:
Министерство внутренних дел, в него входит федеральная миграционная служба;
Министерство гражданской обороны, по чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
Министерство иностранных дел;
Министерство обороны в него входят
федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству;
федеральная служба по оборонному заказу;
федеральная служба по техническому и экспортному контролю РФ;
федеральное агентство специального строительства;
Министерство юстиции в него входят
- федеральная служба исполнения наказаний;
|
|
- федеральная регистрационная служба;
- федеральная служба судебных приставов;
Министерство здравоохранения и социального развития в него входят
- федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
- федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития;
- федеральная служба по труду и занятости;
- федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию;
- федеральное агентство по физической культуре, спорту и туризму;
Министерство культуры и массовых коммуникаций в него входят
- федеральное архивное агентство;
- федеральное агентство по культуре и кинематографии;
- федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям;
Министерство образования и науки в него входят
- федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и
товарным знакам;
- федеральная служба по надзору в сфере образования и науки;
- федеральное агентство по науке;
- федеральное агентство по образованию;
Министерство природных ресурсов в него входят
- федеральная служба по надзору в сфере экологии и природопользования
- федеральное агентство водных ресурсов;
- федеральное агентство лесного хозяйства;
- федеральное агентство по недропользованию;
Министерство промышленности и энергетики в него входят
- федеральная служба по атомному надзору;
- федеральная служба по техническому регулированию и метрологии;
- федеральная служба по технологическому надзору;
- федеральное агентство по атомной энергии;
- федеральное космическое агентство;
- федеральное агентство по промышленности;
- федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному
хозяйству;
- федеральное агентство по энергетике;
Министерство сельского хозяйства в него входят
- федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору;
- федеральное агентство по рыболовству;
- федеральное агентство по сельскому хозяйству;
Министерство транспорта и связи в него входят
- федеральная служба по надзору в сфере связи;
- федеральная служба по надзору в сфере транспорта;
- федеральное агентство воздушного транспорта;
- федеральное дорожное агентство;
- федеральное агентство железнодорожного транспорта;
- федеральное агентство морского и речного транспорта;
- федеральное агентство связи
Министерство финансов в него входят
- федеральная налоговая служба;
- федеральная служба страхового надзора;
- федеральная служба финансово-бюджетного надзора;
- федеральная служба по финансовому мониторингу;
- федеральное казначейство;
Министерство экономического развития и торговли в него входят
- федеральная служба государственной статистики;
- федеральная таможенная служба;
- федеральная служба по тарифам;
- федеральное агентство по государственным резервам;
- федеральное агентство кадастра объектов недвижимости;
- федеральное агентство по управлению федеральным имуществом;
Министерство регионального развития [60].
В систему органов исполнительной власти субъекта РФ включаются: глава исполнительной власти субъекта РФ (президент республики, губернатор, глава администрации и т.д.); исполнительный орган государственной власти субъекта РФ общей компетенции (правительство, администрация); исполнительные органы государственной власти субъекта РФ специальной компетенции (отраслевые и межотраслевые); территориальные органы государственной исполнительной власти субъекта РФ специальной компетенции, являющиеся структурными подразделениями органов общей компетенции или отраслевых (межотраслевых) органов.