Производство по делам об административных правонарушениях. Производство по делам об административных правонарушениях является разновидностью юридического производства

Производство по делам об административных правонарушениях является разновидностью юридического производства, под ним следует понимать нормативно установленные порядок и формы осуществления юридических (процессуальных) действий по применению мер административного воздействия за совершение соответствующего правонарушения, а также формы результатов осуществления указанных действий[68].Производство по делам об административных правонарушениях является разновидностью административно-процессуальных действий исполнительной государственной власти, задачами которых являются: всестороннее, полное объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела; разрешение его в соответствии с законом; обеспечение исполнения вынесенного постановления; выявление причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. Дела об административных правонарушениях подлежат открытому рассмотрению. Органы (должностные лица), уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях: административные комиссии при местных администрациях районов, городков, поселков; администрации районов, городов, поселков, сел; районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних и защите прав; судьи; ОВД (милиция); органы (должностные лица), осуществляющие административно-надзорные функции.

Производство по делам об административных правонарушениях делится на стадии. Стадия производства по делам об административных правонарушениях представляет собой относительно обособленную часть производства, характеризующуюся конкретными специфическими задачами, кругом лиц, являющихся участниками производства, применяемыми мерами административного воздействия и их результатами.

Полученные результаты юридических действий порождают правовые последствия, влекущие дальнейшее процессуальное движение материалов дела. Таким образом, все стадии производства по делам об административных правонарушениях взаимосвязаны.

Первой стадией является возбуждение административного производства. На этой стадии осуществляются различные юридические действия (включающие применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях), направленные на выяснение обстоятельств совершенного нарушения и личности нарушителя, сбор необходимых доказательств и оформление соответствующих материалов.

Вторая стадия осуществляет рассмотрение дела об административном правонарушении. Она включает подготовку к рассмотрению дела, связанную с разрешением соответствующих вопросов, непосредственно рассмотрение и выяснение дела, и вынесение решения по нему (в виде постановления или определения).

Третья стадия – пересмотр постановления и решения по делу. Она имеет место в случае обжалования или опротестования вынесенного по делу постановления. Ее содержание заключается в подготовке к рассмотрению поданной жалобы или принесенного протеста, рассмотрении жалобы или протеста. Принятые решения также могут быть обжалованы или опротестованы, причем могут быть опротестованы и вступившие в законную силу постановление по делу, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов.

Четвертая стадия – исполнение постановления по делу. На данной стадии осуществляются обращение постановления к исполнению и привидение его в исполнение. При этом разрешаются различные вопросы, связанные с исполнением постановления о назначении административного наказания (в частности, об отсрочке, рассрочке, приостановлении или прекращении исполнения постановления).

Существует четыре разновидности производства по делу:

- обычное производство по делу - наиболее часто встречающийся вид производства, включающий, как правило, три стадии (исключение составляет пересмотр постановления и решение по делу), причем действия осуществляются в сроки, установленные общим правилом (немедленно, двое суток, один месяц, исключительный случай/шесть месяцев);

- ускоренное производство по делу предусмотрено применительно к правонарушениям, совершение которых влечет административный арест, административное приостановление деятельности либо административные наказания за нарушения требований законодательства о выборах и референдумах. Оно характеризуется сокращенными сроками дела, подачи жалобы или принесения протеста на постановление о назначении данного наказания, рассмотрения жалобы или протеста, а также последующего пересмотра решения (в день получения протокола, не позднее 48-ми ч. с момента задержания);

- упрощенное производство по делу осуществляется в случаях, когда предупреждение оформляется, а административный штраф налагается и взимается на месте совершения нарушения без составления протокола (при согласии правонарушителя, в размерах до одного минимального размера оплаты труда, заполняется протокол-квитанция, копия вручается правонарушителю); при этом три стадии (за исключением пересмотра постановления и решения по делу) как бы слиты воедино;

- усложненное производство по делу имеет место при применении комплекса мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, проведении административного расследования (один месяц, в исключительных случаях - до шести месяцев), а также при наличии третьей стадии - пересмотра постановления и решения по делу; этот вид производства по делу отличается более высокой продолжительностью по сравнению с обычным производством.

Под участниками производства по делам об административных правонарушениях понимаются лица, заинтересованные в исходе дела (лицо, в отношении которого ведется производство по делу; потерпевший; защитник и представитель) и лица, способствующие осуществлению производства (свидетель; понятой; специалист; эксперт; переводчик). Особое место среди участников производства занимает прокурор.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: