· Задавайте вопросы, требующие развернутых ответов. Если участник отвечает односложно: «да» или «нет», спросите его: «Почему вы так думаете?»
· Спрашивайте других участников, согласны ли они с утверждением, высказанным кем-то из группы.
· Контролируйте интонацию своего голоса. Говорите медленно и четко.
· Избегайте использования жаргона и профессиональной лексики.
· Следите за тем, чтобы участники говорили больше, чем вы.
· Позволяйте участникам отвечать на вопросы друг друга. Говорите: «Кто-нибудь может ответить на этот вопрос?»
· Поощряйте участников высказываться и хвалите их идеи.
· Повторяйте своими словами высказывания участников, чтобы проверить, правильно ли вы поняли говорящего, и подтвердить его правоту.
· Старайтесь вести дискуссию в нужном вам направлении. Внимательно следите за доводами «за» и «против» и делайте соответствующие выводы. Подкрепляйте высказывания примерами из личного опыта. Вы можете сказать: «Это напомнило мне случай, который произошел год назад...».
· Подводите итоги обсуждения. Убедитесь, что все понимают основные положения темы.
Чтобы обучение шло успешно, руководитель должен:
Создать комфортную учебную атмосферу.
· Перед каждым занятием прочитайте разбираемый урок целиком и просмотрите все необходимые материалы и задания, чтобы чувствовать себя уверенно в обсуждаемой теме и спокойно проводить занятие.
· Начните занятие вовремя и сразу возьмите инициативу в свои руки.
· Подготовьте к занятию все нужные материалы и расположите их так, чтобы они были под рукой; старайтесь уложиться в отведенное время.
· Добейтесь внимания и интереса участников, создав психологически комфортную обстановку.
· Стремитесь предвосхищать вопросы.
· Заготовьте ответы на вопросы и наглядные примеры, чтобы дискуссия могла получить дальнейшее развитие.
С самого начала сформулировать задачи обучения.
· Помогите участникам увидеть логическую связь между уроками.
· Чтобы начать новую тему, используйте информацию из параграфа «Вводные замечания», с которого начинается каждый урок.
· Перед началом занятия сообщите участникам о том, что планируется сделать: это поможет выполнить задачи, поставленные в уроке.
Закреплять теорию - практикой.
· Предложите участникам разыграть ситуацию, имеющую непосредственное отношение к теме текущего занятия.
· Пусть в дальнейшем участники используют этот опыт в обсуждении темы.
· Если вы начинаете занятие с выступления, то потом обязательно дайте участникам практические задания.