Оптимизация работы с учебником

Сравните понятия: треугольник – квадрат; учебник – справочник

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какое у вас возникает чувство при слове «учебник»? Постарайтесь объяснить почему.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Страх и внутреннее сопротивление при работе с учебником заложены ещё школьной системой обучения. Ученик знает, что учебники намного сложнее художественных книг, что они таят в себе много работы, и, что потом будут проверять его знания, полученные из этих книг. Он инстинктивно понимает, что не способен читать, конспектировать и запоминать надлежащим образом. А тот факт, что предстоит проверка полученных зна­ний, является часто самым серьезным из трех перечис­ленных обстоятельств. Хорошо известно, что такая угроза в определенных ситуациях может совершенно парализо­вать работоспособность головного мозга.

Столкнувшись лицом к лицу с такой угрозой, а дан­ная ситуация для многих по-настоящему пугающая, ученик оказывается перед выбором: он может либо все учить и получить одну цепь вытекающих отсюда послед­ствий, либо не учить и получить иную цепь последствий. Если он будет готовиться, но получит плохой результат, то тем самым лишь подтвердит собственную несостоятельность.

Если он не будет заниматься, то, провалившись на экзамене, он сможет сказать, что толком не готовился, т.к. ему просто не интересно. Во-первых, он как бы избегает снижения самооценки, во-вторых – есть оправдание провала, в-третьих – он заслуживает уважение сверстников, т.к. набирается храбрости бросить вызов ситуации, которая их самих пугает. Интересно, что даже тот, кто готовился, редко афиширует это.

Студенту нужно осознать причины своей неприязни к учебникам, актуализировать мотивацию своей деятельности и оптимизировать работу с литературными источниками.

Основные этапы работы с источниками

· Пролистывание.

Приступая к выполнению задания, прежде всего, необходимо пролистать или просмотреть всю книгу или журнал, который предстоит изучить. Делает­ся это так, как обычно пролистывают книгу в книжном магазине, перед тем как решить, стоит ли ее покупать, или когда собираются взять книгу в библиотеке. Иными словами, не очень внимательно, но очень быстро надо пробежать глазами текст, получив общее представление о книге, ее структуре, уровне сложности, пропорцио­нальном соотношении текста и количества графиков и иллюстраций к нему, расположении разделов с обобще­ниями, итогами и заключениями и т. п.

· Ограничение времени и объёма.

Приступая к работе над учебником, в первую очередь нужно определить, сколько времени вы на нее отводите. Сделав это, решите, какой объем сможете за это время охватить. Психологи обнаружили, что человеческий мозг имеет сильную тенденцию к завершению объектов. Принятие решений об ограничении Времени и Объе­ма занятий позволяет нам мгновенно определить хроно­логические и масштабные границы, а также конечный пункт, или цель. Дополнительное преимущество такого подхода состоит в том, что создаются условия для уста­новления правильных связей, а это препятствует рас­средоточенному блужданию взгляда и мысли. Рекомендуется физически ограничить выделенный объем работы, поместив в начале и конце каждого выбранного участка достаточно большую закладку. Это позволит легче ориентироваться в информации. Еще одно преимущество изначального принятия таких решений состоит в том, что это позволяет преодолеть внутренний страх перед неизвестным. Если в руках толстый учебник, то количество страниц, которое необходимо прочитать, постоянно давит. Осознание этого факта будет постоянно присутствовать в скрытом виде в течение всего процесса чтения, создавая угрожающий, фон всей ситуации. Если заранее определить для себя разумное число страниц, выделить на их прочтение приемлемый отрезок времени, то особой проблемы не будет. И разница в отношении к заданию и его реальном исполнении будет очевидна.

· Перерывы.

Представьте себе, что вы решили заниматься два часа, но первые полчаса были для вас совсем непростыми, хотя что-то и удалось сделать. В этот момент обнаруживается, что вы стали лучше понимать читаемое и что дело, похоже, пойдет быстрее и лучше.

Вы откинетесь на спинку стула и сделаете перерыв, или решите поддержать новый, ускоренный темп, про­должив занятия до тех пор, пока приобретенный стимул не будет утрачен?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Правильно было бы сделать перерыв. Не­смотря на то, что понимание может оставаться на высо­ком уровне, запоминание понятого ухудшается, если мозгу не давать отдыха. Очень важно любой по продолжительности период обучения разбить на отрезки длиной 20-50 минут с небольшими перерывами между ними (5-10 мин). Каждые 3-5 часов нужно делать большие перерывы (30-60 мин). Во время перерывов не рекомендуется смотреть телевизор, работать или играть на компьютере, что-либо читать и т.п. Лучше сделать несколько энергичных физических упражнений, послушать музыку (например, сочинения Моцарта активизирует кору головного мозга, однако, тяжёлый рок тормозит все процессы), погулять, поесть или поспать. Сами по себе перерывы очень важны по ряду причин:

1. Они дают физический отдых организму и позволяют расслабиться. Это всегда полезно в учебной ситуа­ции и снимает внутреннее напряжение.

2. Они позволяют обеспечить параллельную работу по­нимания и запоминания, что дает большие преиму­щества.

3. Они обеспечивают возможность только что воспри­нятой информации в течение этого небольшого отрезка времени сопоставить себя с имеющимися зна­ниями, т. е. пройти внутреннюю интеграцию.

За время каждого перерыва объем знаний по пройденному разделу, который может быть мгновен­но извлечен из памяти, возрастет и достигнет максиму­ма к моменту начала работы над следующим разделом. Это означает, что объем воспроизводимой информации будет больше благодаря не только оптимальной длитель­ности периода обучения, но и наличию периода отдыха.

Чтобы способствовать этому в еще большей степе­ни, в начале и в конце каждого периода обучения сде­лайте краткий обзор прочитанного и беглый просмотр того, что предстоит прочитать.

· Постановка вопросов и составление планов.

Сначала нужно выяснить, что бы вы хотели узнать из книги. Этот шаг состоит в постановке вопросов, ответы на которые вам хотелось бы получить при чтении. Вопросы надо зада­вать в контексте намеченных целей и зафиксировать, как и запись знаний, с помощью ключевых слов.

  Был проведен эксперимент, в котором при­нимали участие две группы испытуемых. Каждой группе был дан один и тот же учебник и достаточ­ный объем времени для полного его прочтения. Группе А сказали, что они должны будут пройти очень подробный тест по всему содержанию кни­ги. Группе Б, что итоговый тест будет охваты­вать только такие-то основные вопросы. На самом деле в обеих группах проводился один и тот же тест по всему содержанию книги, что некоторым может показаться несправедливым по отношению к ис­пытуемым группы Б. Удивительно, но члены группы Б не только лучше справились с названными вопросами, но и лучше выполнили все задания теста. Причина в том, что основные темы сыграли роль крючков-захватов, за которые зацепились все осталь­ные единицы информации. Группа, получившая инструкцию усвоить всё или как можно больше, не располагала такими центрами, к которым можно было бы присоединять новую инфор­мацию, и поэтому продвигалась сквозь воспринимаемую информацию "на ощупь", без всяких ориентиров. Если человеку предоставить слишком большой выбор, то он не в состоянии принять окончательное решение. Тот, кто пытается получить всё, остается ни с чем.

· Чтение текста.

После предварительного просмотра следует переходить к чтению, уделить больше внимания содержанию написанного и лучше осмыслить его. Не следует обходить трудные места книги.

Помните, нельзя ожидать, чтобы можно было за один раз достигнуть полного выяснения всех особенностей изучаемого материала. Рекомендуем возвращаться к нему второй, третий, четвертый раз, чтобы то, что осталось непонятным, дополнить и выяснить при повторном чтении. Изучая книгу, надо обращать внимание на схемы, таблицы, карты, рисунки, математические формулы, рассматривать их, обдумывать, анализировать, устанавливать связь с текстом. Это поможет лучше понять и усвоить изучаемый материал. При чтении необходимо пользоваться словарями. Если вы читаете в учебных целях, рядом с вами дол­жны находиться ручка и чистый лист бумаги, что­бы фиксировать мысли, посещающие вас во время чтения; хорошие мысли ценятся высшей школой, не позволяйтеим исчезнуть бесследно. А для этого не ленитесь записывать мысли, когда они приходят вам в голову. Это полезная привычка для развития способности самостоятельно и критично мыслить

· Составление конспекта.

Запись изучаемого – лучшаяопора памяти при работе с книгой. Читая книгу, следует делать выписки, зарисовки, составлять схемы, тезисы, выписывать цифры, цитаты. Запись изучаемой литературы лучше делать наглядной, легко обозримой, расчлененной на абзацы и пункты.

Основной принцип выписывания из книги – это фиксировать самое важное и в кратчайшей форме. Можно рекомендовать 3 основные формы записи:

1. Дословная выписка или цитата. Эта форма применяется в тех случаях, когда нельзя выписать мысль автора своими словами, не рискуя потерять ее суть.

2. Тезисная форма записи. Тезисы – это кратко сформулированные самим читающим основные мысли автора. Это самая лучшая форма записи. Главное в тезисах - умение кратко, не теряя смысл, сформулировать каждый вопрос, основное положение. Овладев искусством составления тезисов, студент четко и правильно овладевает изучаемым материалом.

3. Конспективная выписка. Кратко записываются важнейшие составные пункты, тезисы, мысли и идеи текста. Подробный обзор содержания может быть важным подспорьем для запоминания и вспомогательным средством для нахождения соответствующих мест в тексте. Обзор текста можно составить и посредством логической структуры, вместо того, чтобы следовать повествовательной схеме.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: