Тема 9. Христианский тип культуры

Христианство одна из мировых религий. Религия зарождается среди приверженцев иудаизма, у которого была заимствована идея мессии - божьего посланца, призванного спасти народ. «Ветхий завет» Библии – это иудейский Танах. Первоначально существовали иудейские секты (зелоты, ессеи), распространившиеся из Палестины на всю Малую Азию. Они являются промежуточными звеньями между иудаизмом и ранним христианством. Также на формирование христианства повлияли идеи стоиков, которые высказывали мысль о бренности всего земного, о потустороннем воздаянии, о равенстве всех людей перед роком. Христианская мифология складывалась под влиянием восточных культов (умирающего и воскресающего бога Осириса или Митры).

Главные догматы христианства, то есть истины вероучения, его основные неизмененные положения:

· искупительная миссия Иисуса Христа;

· предстоящее второе пришествие Христа;

· страшный суд, небесное воздаяние и установление царства небесного.

Спасение людей от духовной смерти, приобщение мира к божьей жизни, царствию божию как высшей цели. Путь в Царство открывает вера в Иисуса Христа как сына Бога, посредника между богом и человечеством. Десять заповедей пророку Моисею: не будет у тебя других богов, не сотвори себе кумира, не произноси имя господа всуе, помни день субботний посвяти его господу, почитай отца и мать, не убий, не прелюбодействуй, не укради. Не лжесвидетельствуй, не завидуй ближнему.

В основе догматики и богослужения христианства- Библия (Священное писание), которое состоит из Ветхого и Нового заветов. Библия (от греч. книги) – собрание древних текстов, канонизированных иудаизмом и христианством. Ветхий завет - священная книга иудеев; «завет», заключенный в древние времена богом с одним народом (евреями). Новый завет - благодаря явлению Иисуса «завет» заключен со всеми народами на условиях духовного служения, в него входят 4 Евангелия (от Матфея, Марка, Луки, Иоанна) (серед. II в.), Деяния апостолов (кон. II в.), Послания апостолов к христианским общинам и Апокалипсис (откровение Иоанна Богослова) (68-69 гг.н.э.)

Христос (помазанник) – основатель христианства. Согласно евангельской мифологии родился от «святого духа» в Вифлееме, у Марии жены Иосифа; младенцем его увезли в Египет, чтобы спасти от Ирода I; вернулся в Палестину и был крещен Иоанном Крестителем. Христос собрал вокруг себя 12 учеников-апостолов (Пётр, Анд­рей, Иаков, Иоанн, Иуда и др.) и ходил с ними по Палестине, проповедуя свое учение и творя чудеса. В Иерусалиме Иуда предал Xриста за 30 сребреников. На пасхальной неделе он был осуждён рим­ским наместником Понтием Пилатом на смертную казнь вместе с двумя разбойни­ками, распят на кресте и затем похоронен, но «по прошествии субботы» воскрес. До­шла до нас и «антилегенда» о Xристе (передана рим. писателем 2 в. Цельсом, в Талмуде и др.), согласно которой Иисус был сыном Ма­рии и римского солдата Пантеры и за чародейство был забит камнями. Христианское богословие 2 - 4 веках развило намеченную в Новом завете идею о Xристе как сыне божь­ем; он стал рассматриваться как второе лицо Троицы. Ортодоксальное христи­анство приняло концепцию Христа - богоче­ловека, в котором были соединены челове­ческая и божественная природы.

Христианство возникло во 2 пол. I в. н.э. в восточных провинциях Римской империи первоначально среди еврее, распространившись затем и среди других этносов. Это были иудейские секты – зелоты и ессеи, жившие неподалеку от Мертвого моря. Раннее христианство представляло собой «….религию рабов и вольноотпущенников, бедняков и бесправных, покоренных или рассеянных Римом народов» (Ф. Энгельс). Для них это была «религия спасения». Общины верующих отличались простотой организации, отсутствием клира, упорядоченного культа не было, устраивались совместные трапезы и собрания, на которых произносились проповеди, хотя единое вероучение еще не было выработано. Впервые дух сопротивления сочетался с идеями долготерпения и пассивного ожидания исхода борьбы божественных сил с антихристом и наступления «тысячелетнего царства». Постепенно социальный состав общин изменялся и приспосабливался к реальным условиям, поэтому бунтарские настроения постепенно отходили на второй план. Во II в. возобладало течение, призывавшее «нести свой крест, уповая на божью волю». Со временем страдание стало выступать необходимым условием для достижения блаженства в «загробном мире».

Кризис Римской империи всё более сказывался на состоятельных слоях общества, в общины в большом количестве стали вступать и богатые люди. С сер. 2 в. идёт формирование церкви. Состоятельные верующие, жертвовавшие в общинные свои средства, приобретали признание; некоторые выдающиеся члены общины занимали должности епископов и дьяконов, ведали общинным имуществом, вели хозяйственные дела, совершали обряды. Постепенно в руках епископов сосредоточилось управление христианскими общинами. Вскоре образовывается организация, разделённая на клир (духовенство) и мирян. Складывается институт монашества. Укрепление связей между отдельными общинам способствовало процессу образования единой церкви.

С формированием церкви разрабатывались культ и догматика христианства. Для выработки единого вероучения была начата канонизация определенных христианских писаний. Первоначальные об­щинные собрания, трапезы-вечери пре­вращались в богослужения. Вырабатывались основные христианские таинства (, крещение, причащение (евхаристия), покаяние (исповедь), ми­ропомазание, брак, елеосвящение (соборование), священство). Складывается система молитв, поклонение Кресту, иконе, реликвиям, святым и мощам. Создается церковный календарь с праздниками и постам.

Во все пе­риоды своей истории (вплоть до наших дней) христианство предстаёт в виде соперничающих религиозных направлений. Общим при­знаком, объединяющим все христианские вероисповедания, церкви, секты, являет­ся лишь вера в Христа, хотя и здесь между ними существуют разногласия [например, согласно вероучению боль­шинства христианских церквей, Христу присуща и божественная и человеческая природа; согласно версии других христианских церквей (армяно-григориан­ской, коптской), Христос имеет лишь бо­жественную природу].

Основные ветви христианства:

1) католицизм;

2) православие [су­ществует 15 православных автокефаль­ных (самостоятельных) церквей и несколько автоном­ных церквей];

3) протестантизм (включает 3 основных течения — лютеранство, кальви­низм, англиканство — и большое число сект, из которых многие превратились в самостоятельные церкви,— баптисты, методисты, адвентисты и др.).

Кроме того, христианство имеет и ряд более мелких ответ­влений — монофиситство, несторианство и др..).

Теология (греч. слово, учение)- совокупность религиозных доктрин о сущности и действии бога, построенная в формах идеалистического умозрения на основе принимаемых как божественное откровения. Предпосылка теологии - наличие достаточно развитых форм идеалистической (Платона, Аристотеля и неоплатонизма). Теологии отводится служебная истолковательная роль, она принимает некритически и только разъясняет «слово божие». Она отрицает всякую автономную мысли, в том числе и философию. Патристика рассматривала абсолют как сущность, первопричину и цель всех вещей и непостигаемые разумом «истины откровения». В эпоху схоластики патристика становится «естественной теологией».

Схоластика - средневековая философия, создавшая систему искусственных, чисто формальных логических аргументов для теоретического обоснования догматов церкви. Также схоластика - знания, оторванные от жизни, основывающиеся на отвлечённых рассуждениях, не проверяемых опытом. Схоластики чтили древних философов, как людей, которые достигли вершины естественного знания, но это не значит, чтобы философы исчерпали всю возможную для человека истину: преимущество теологии перед философией заключается как в том, что она имеет высший принцип познания, так и в том, что она обладает высшими истинами, которых разум не может достигнуть сам собою. Эти откровенные истины у схоластиков собственно и составляли существенное содержание их систем, философия же служила только вспомогательным средством для задач богословия. Поэтому они и говорили, что философия — служанка богословия. В двояком отношении она была такою служанкою: во-первых, она давала теологии научную форму; во-вторых, из неё теология извлекала те истины разума, на основе которых она могла возвыситься до спекулятивного разумения христианских тайн, насколько оно вообще доступно человеческому духу. Схоластика принесла ощутимую пользу: благодаря ей сохранялось наследие античных мысли­телей, он способствовал совершенствованию и углублению ло­гического мышления. Сама теология при этом становится все более рациональной: она не довольствовалась простой верой в догматы религии, но стремилась их логически обосновать и доказать. Одним из главных представителей данной тенденции был доминиканец Фома Аквинский (XIII век), который разра­ботал христианскую концепцию философии Аристотеля, сформулировал пять доказательств бытия Бога. Вторая тенденция, напротив, стремилась вывести философию за рамки богословия, утвердить самостоятельность и самоцен­ность науки в целом, и естествознания в частности. Ярким представителем данной тенденции был францисканец Роджер Бэкон (XIII век), который внес значительный вклад в развитие философии, математики и естествознания. Можно сказать, что он на три столетия раньше сделал то же самое, что и его более знаменитый однофамилец Фрэнсис Бэкон, ставший основопо­ложником современной науки и философии.

В современной России представлены все основные направления христианства, действуют христианские церкви, функционируют духовные учебные заведения, готовящие служителей культа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: