Тема 8. Культура Древнего Рима

Культура Древнего Рима формировалась в VIII веке до н. э. — 476 г. н. э. Ее отличительной особенностью являлось то, что римляне:

• создали свою систему идеалов и ценностей, главными среди которых были патриотизм, честь и достоинство, верность граж­данскому долгу, почитание богов, идея об особой богоизбранно­сти римского народа, о Риме как высшей ценности и т. д.;

• для них общественные интересы были выше интересов индивида;

• усилили антагонизм между свободнорожденным гражданином и рабом. Римляне по-своему и более четко определяли качества свободного человека. Рим достиг наивысшего уровня развития рабства.

Римляне были более воинст­венными, чем греки. Воинская доблесть, ратные подвиги – это главные средства достижения успеха в политике, для получения высоких должностей и занятия высокого поло­жения в обществе. Постоянные завоевательные войны превратили город Рим в мировую империю. В общем римская культура в отличие от греческой является более рациональной и приземленной. Например, Цицерон говорил на примере математики: "греки изучали геометрию, чтобы познать мир, римляне же — чтобы измерять земельные участки".

В области духовной культуры достижения Рима выглядят более скромными. По сравнению с греческими римские религиозно-мифологические представления являются более сложными и менее однородными. Многие греческие боги перешли к рим­лянам, приняв при этом новые имена: Зевс стал Юпитером, Кронос — Сатурном, Посейдон — Нептуном, Афродита — Ве­нерой, Артемида — Дианой и т. д. В период империипоявилась мода на восточные культы – Митры, Исиды, Осириса, Яхве и др. В то же время в их мифологии особое место занимает так называемый "римский миф", или мифы, связанные с Римом, выступающие как "римская идея" —владение и власть над всем миром, "Рим - центр мира", "Рим -вечный город". В философии и науке римляне также во многом следовали за греками, обобщая и системати­зируя накопленных знаний, создавая многотомных энцик­лопедий. Многие римские художники не просто подражали греческим мастерам, но буквально копировали их произведения. Хотя в скульптуре появляются неповто­римые индивидуальные черты. Римские писатели создали но­вый жанр — жанр романа. Римские зодчие оставили после себя прекрасные памятники архитектуры.

На формировании римской культуры заметно влияние:

соседних италийских городов (в обычаях и ритуа­лах, в керамических и юве­лирных изделиях);

этрусков ( в ремеслах, практике строительства городов и архи­тектуре храмов, тайных науках о гаданиях жрецов, некоторых обычаях, включая обычай отмечать победы полководцев три­умфом);

греков ( переняли многих богов, религиозные обычаи и ритуалы).

То есть можно говорить о синтезе греко-римской культуры, которая в составила основу ви­зантийской культуры и повлияла на культуру славянских народов и Западной Европы.

Во времени Римская цивилизация просуществовала 1500 лет, с X в. до н.э. Можно выделить условно следующие периоды:

этрусский X – VIII вв. до н.э.;

царский VIII – VI вв. до н.э.;

республиканский VI – I вв. до н.э.;

раннеимператорский ( принципат) I в. до н.э. – III в. н.э.;

позднеимператорский ( доминат) III – V вв. н.э.

Этрусский период начался в X в. до н.э. с вторжением в Италию этрусков (загадочное племя Европы с высокоразвитой культурой). Сами себя они называли расены, местные племена называли их либо туски. Их язык и этническая принадлежность до сих пор составляют предмет дискуссий. Более вероятно отнесение этрусковк скифо-иранским племенам. Этруски знали градостроительство. Заняв область от Тибра до Альп, они основали там 12 городов с мощными каменными укреплениями с угловыми башнями, прямыми мощеными улицами, каменными постройками и храмами. В основе планировки городов лежал квадрат. Этрускам были известны колесо, гончарный круг, железоделательные ремесла, письменность. До нас дошли более 9 тыс. этрусских надписей, которые с большим трудом поддаются интерпретации. С этрусками на качественно новый уровень было поднято земледелие: они провели дренажные работы по осушению заболоченных местностей, построили оросительные каналы; это позволило им выращивать злаковые – полбу, овес, ячмень; кроме этого этрускиразводили кипарис, мирт, гранат, лен; в особенности широко использовался лен: он шел на шитье туник, паруса и даже на изготовление щитов; сложилось искусство керамики, делались терракотовые статуэтки, сосуды буккеро. Получило развитие ювелирное искусство; этрусские мастера могли делать украшения из тончайшей золотой или серебряной проволоки, могли осуществлять припай мельчайших капелек из золота и серебра; ювелиры использовали драгоценные камни из Азии и качественный янтарь из Прибалтики. Этруски прекрасно знали судостроение и навигацию; именно по Средиземному морю они прибыли в Италию.

Царский период начинается с момента основания Римав 753 г. до н. э. на реке Тибр братьями- близнеца ми Ромулом и Ремом. С этого времени начинается история монархического, или "цар­ского", Рима, поскольку во главе его стоял выборный царь, выступавший одновременно в качестве верховного жреца, воена­чальника, законодателя и судьи, а при нем состоял сенат. Ос­новной социально-экономической ячейкой была патриархаль­ная семья (фамилия). Важнейшие общественные дела, включая выборы царя, решало народное собрание.

Аристократическая республика установилась в Риме в 510 г. до н. э. После противостояния царей с сенатом, последний царь Тарквиний был свергнут. В новом обществе сложились сословие патрициев (аристократов) и плебеев (простой народ), между которыми сразу же возникает нескончае­мая борьба.В результате успехов и побед плебса Рим к началу III века до. н. э. превращается в гражданскую общину, основными чертами которой стали равенство политических и юридических прав граж­дан, власть народного собрания по всем важнейшим вопросам, сочетание коллективного и частного землевладения и т. д. В этот период Рим значительно расширяет свои владения и после победы в Пунических войнах (264 — 146 гг. до н. э.), закончившихся разрушением Карфагена, превращается в огромную державу. Открывшиеся новые источники обогащения стимулируют ускорение экономического развития. Меняется социально-политическая структура римского общества, в котором выделяется нобилитет круг знатных семей, возникает еще одно привилегированное сословие — всадники, к которым принадлежали люди богатые и знатные.К середине I века до н. э. Римская республика оказалась в состоянии кризиса. Во всех областях, и особенно в политике, требовалось обновление, поскольку огромная территория державы переросла республиканские формы правления.

В империю Рим, формально оставаясь республикой, фак­тически превратился в 27 году до н. э.Первым императором - принцепсом (империя называлась принципатом), стал Октавиан Августа- "возвеличенный божеством", что придавало его власти религиозный характер. Римская империя просуществовала пять веков. Но самое благополучное и плодотворное оказалось первое столетие, а время правления Августа (27 г. н. э. — 14 г. н. э.) считается золотым веком римской культуры.

В период Империи получают большое влияние и широкое рас­пространение основные течения римской философии эпикуре­изм, стоицизм и неоплатонизм. Все они в той или иной мере продолжают греческие течения, однако не остаются целиком вто­ричными, но приобретают вполне самостоятельное значение. Главные фигуры римского эпикуреизма Лукреций и Цице­рон. В своей поэме "О природе вещей" Лукреций развивает идеи о естественном происхождении и существова­нии мира и человека, прославляет человеческий разум. Эпикуреизм призывал радоваться и наслаждаться жизнью, ибо главным источником наслаждения является сам факт жизни. После смерти не будет никаких наслаждений, поскольку не будет самой жизни.В своих трудах Цицерон стремился популяризировать все школы и течения греческой философии. В собственной же концепции он сочетал главным образом эпикуреизм и стоицизм, отдавая пред­почтение первому.

Римский стоицизм представляли Сенека, Эпиктет, Тацит и император Марк Аврелий. Все трое рассматривали философию прежде все­го как учение о достижении нравственного идеала, внутренней Духовной свободы и счастья. Путь к этому они видели через при­мирение с внешними обстоятельствами, через стремление к добродетели и отказ от таких мирских соблазнов как богатство, по­чести и знатность. Стоицизм, особенно воззрения Сенеки, оказал сильное влияние на раннее христианство.

Римский неоплатонизм, основателем и главной фигурой кото­рого был Плотин, представляет собой синтез учений Платона и Аристотеля, очищенных от научного и рационального со­держания, с идеями неопифагоризма и восточной мистикой. Его смысл составляет учение о восхождении человеческой ду­ши к слиянию с Единым в некоем мистическом экстазе. Влия­ние неоплатонизма росло по мере усиления кризиса римского! общества.

В эпоху Империи весьма успешно развивается наука. "Естественная история" Плиния Старшего (37 томов) стала настоящей энциклопедией по всем областям тогдашней науки. Птолемей создал геоцентрическую систе­му мира, позволявшую определять положение планет на небе. Его труд "Альмагест" был энциклопедией астрономических знаний античности. Ему принадлежат также работы по оптике математике и географии. Врач Гален обобщил и систематизировал знания античной медицины и представил их в виде единого учения. В гуманитарных науках особого выделения заслуживает деятельность историков Тита Ливия ("Римская история от основания города" в 142 тома) и Тацита ("Анналы" и "История" в 14 томов). Они излагали историю Рима и Римской империи, а также дают нам богатые сведения с жизни древних германцев (Тацит). Рим стал родиной юриспруденции. Во II – III вв. н.э. сформировалось классическое римское право, высшими авторитетами в котором признавались Павел, Папиниан, Гай, Ульпиан, Модестин, которыеразработали основы частного и публичного права,

Архитектура занимает ведущее положение среди искусств.Например, архитектор и инженер Витрувий в трактате "Десять книг об архитектуре" обобщил опыт греческого и римского зодчества и разработал концепцию города с центральным форумом (площадью), а также методы сооружения различных строительных механизмов. Настоящего расцвета римская архитектура достигает при Августе. По свидетельству историка Светония, Август заявлял, что, застал Рим кирпичным, оставит его мраморным. Главным шедевром стал Пантеон. Из созданных памятников после Августа особого внимания за­служивает знаменитый Колизей, или амфитеатр Флавиев, кото­рый вмещал более 50 тысяч зрителей и предназначался для проведения гладиаторских боев и других зрелищ.

Римляне изобрели бетон, который со II – I вв. до н.э. получил широкое распространение и обеспечил повышенную прочность римских построек. Была усовершенствована арка, стали первыми использовать сводчато-замковую конструкцию, вытеснившую греческие ордеры. Особенностью этой конструкции была кладка арки из усеченных трапециевидных камней; в центре арки, наподобие клина, вбивался замковый камень; сводчато-замковая арка способна была выдержать несколько этажей: чем больше сила тяжести действовала на замковый камень, тем больше были силы упругости. Эта конструкция стала применяться со II в. до н.э. для строительства мостов, акведуков, базилик и других публичных зданий. Мосты порой превышали длиной 3 км (например, не сохранившийся мост Траяна(98 – 117 гг.) через р. Дунай). Акведуки, или водоводы, поднимались на арках над землей, как мосты, и порой были двух- и даже трехэтажными и достигали десятков и даже сотен километров; самым знаменитым из сохранившихся акведуков является двухъярусный акведук в Ниме (Франция). Акведуки Рима имели протяженность 440 км. Наряду с акведукамистроились подземные канализационные каналы; здесь особую известность приобрела римская клоака. Римляне возводили цирки, в которых устраивались скачки на квадригах – колесницах, запряженных четверкой лошадей.

Римляне прославились в строительстве укрепленных лагерей (castrum), давших начало многим городам Средиземноморья. Римское государство славилось высококачественными дорогами (было проложено 372 дороги общей протяженностью более 80 тыс. км.. более 30 дорог соединялись в Риме). Дорожное полотно выкладывалось в траншее более 1 м глубиной и 4 м шириной, состояло из нескольких слоев – гравия, булыжника, тесаного камня, поставленного на ребро, и каменной плитки, клавшейся на раствор. Существовали милевые знаки, отмечавшие расстояние от Рима. Самой знаменитой была «Аппиева дорога» 330 км протяженностью, она соединяла Рим с Капуей.

Римляне строили огромные порты, оборудованные подъемными механизмами для разгрузки судов, они делали каменные причалы, гранитные набережные, протянувшиеся на десятки километров; они первыми стали строить специальные склады, из которых выделяется громадный портик Эмилиев II в. до н.э., начали возводить крытые рынки, гостиные дворы с внутренним открытым двором и портиком или галереей по внешнему периметру здания. Римляне первыми стали строить специальные производственные, хозяйственные помещения, ввели в обиход понятие «fabrica». Они разработали новые типы зданий для нужд управления: канцелярии, суды, архивы; известен центральный сенатский архив – Табулярий I в. до н.э.

Римляне создали новый тип частного жилища – атриум; оно имело внутренний двор с бассейном и галереей. В период империи для плебса строились пятиэтажные дома – инсулы, а для аристократии – дворцы, или виллы, окруженные парками, аллеями, искусственными прудами с фонтанами.

В области техники римляне использовали все, что было известно эллинам. Но они усовершенствовали греческий дромон – гребной корабль, и создали галеру с несколькими палубами и мачтами. Известен корабль Нерона; его надстройки украшались мраморными колоннами и дорогими мозаиками, мачты были снабжены механизмами и могли опускаться, имелся механизм для опускания якорей; по палубе были проложены рельсы, и по ним катались вагонетки для развлечения публики. Римляне изобрели водяные мельницы. Они смогли впервые наладить производство стандартизованных изделий, разработали технологию штамповки, применявшуюся для изготовления оружия и др.

В повседневной жизни Империи в моду входят термы - общест­венные бани, которые становятся своеобразными центрами куль­туры и отдыха, поскольку включают не только бани и париль­ни, но и библиотеки, читальные залы, залы для собраний, спорта и игр. Самыми грандиозными и знаменитыми стали Термы Каракаллы.

В сфере образования римляне также выступали преемниками греков. В Риме сложились три ступени образования: начальная школа для детей 7 – 12 лет, грамматическая школа для юношей 12 – 16 лет и риторическая школа для молодых людей 16 – 20 лет, соответствовавшая высшему образованию. В начальной школе учили чтению, письму и счету. В грамматической школе изучали римскую литературу, латинский язык, как отдельные предметы учили греческих классиков и древнегреческий язык. В риторической школе изучали красноречие, философию, историю, право. Школы были частными, обучение было платным. Императоры оказывали финансовую поддержку риторическим школам. Кроме этого в период империипродолжали действовать Александрийский мусейон, Афинские Академия и Ликей.

В эпоху Империи складываются благоприятные условия и для развития литературы, особенно для поэзии. Наиболее выдаю­щиеся поэты: Вергилий (сборник пастушеских песен "Буколи­ки", дидактическая поэма "Георгики", поэма "Энеи­да"), Гораций ("Наука поэзии") и Овидий ("Метаморфозы", "Фасты", "Наука любви").

В целом в эпоху Империи римское обществокак цивилизация продолжало развиваться. Однако в духовном плане уже в I веке н. э. появились симптомы кризиса. Дело в том, что к этому времени "Римская идея", как власть над всем миром, была реализована. Достигнув ее, Рим как бы исчерпал себя, он утратил источник внутреннего саморазвития. Не случайно уже при Августе на передний план выходит идея "вечного Рима", которая ориентировала лишь на сохранение достигнутого ве­личия и могущества. Но без великой вдохновляющей цели об­щество обречено на гибель. И судьба Рима убеждает в этом.Начиная с I века н. э. Римвсе больше предстает как первая историческая форма общества потребления. Знаменитый лозунг "хлеба и зрелищ " был образом жизни не только безземельного плебса, но и всех слоев общества. Даже у элиты общества ис­поведуемый гедонизм все больше превращался в культ грубых наслаждений и развлечений. Императоры Калигула и Нерон стали символами жестокости и морального разложения. Имен­но духовная пустота, духовный кризис явились главной при­чиной общего кризиса римского общества и его гибели. Опять же не случайно, что уже в I веке н. э. в Римской империи воз­никло христианство как противодействие духовному распаду римского общества.

Христианство стало одной из трех великих мировых религий (наряду с буддизмом и исламом), обращенной ко всем людям, независимо от этнической, языковой и иной принадлежности. В его основе лежит вера в Иисуса Христа как Богочеловека, своей смертью искупившего грехи людей, несущего спасение миру и человеку. Отвергая ценности римского общества, среди которых на первый план все больше выходили власть, сила, мощь, физические удовольствия и наслаждения, христианство противопоставило им высокие духовно-нравственные ценности. Сам Бог выступает в нем как духовная сущность. Главная хри­стианская ценность — любовь к Богу является духовной, она противостоит физической, плотской любви, объявляемой гре­ховной. Христианство провозгласило равенство всех людей пе­ред Богом. Оно выступило защитником угнетенных, унижен­ных и обездоленных, обещая им в будущем избавление от рабства и нищеты. Все это было созвучно чаяниям простых людей, делало их сторонниками новой религии.

В 395 г. Римская империя распалась на Восточную и Западную, а в 476 г. -после очередного поражения римлян от германский войск - последний император Ромул Августул был низложен, Западная Римская империя перестала существовать.

Таким образомк числу достижений римской культурыследует отнести римское право, римскую архитектуру и литературу, латынь, которая в течение столетий была языком европейский ученых.Однако главным вкладом Древнего Рима в мировую культуру стало христианство.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: