Тема 6. Культура Китая. Конфуциано -даосистский тип культуры

Китайская культура, наряду с культурами Древнего Египта и Месопотамии, является одной из древнейших. Самые ранние памятники культуры, найденные на территории Китая, отно­сятся к V — III тыс. до н. э. На китайской земле сформировался один из древнейших пред­ков современного человека — синантроп, существовавший около 400 тысяч лет назад.

Цивилизация Древнего Китая сложилась несколько позднее, чем в Египте, Шумере и Индии — лишь во II тыс. до н. э. Долгое временя она была неирригационного ти­па (до середины I тыс. до н. э). К тому же до середины I тыс. до н. э. китайская цивилизация существовала изолированно, в отрыве от других древнейших цивилизаций.

Характерные черты китайской культуры:

• обращение к ценностям реальной земной жизни;

• огромная и определяющая роль традиций, обычаев, ритуалов и церемоний;

• обожествление силы природы. Небо- это верховное божество для китай­цев, поэтому страну они именуют Поднебесной. Существует культ Солнца и других светил, культ гор и воды;

• эстетизация и поэтизация природы.

Город-государство Шан стал одним из первых,стоявший во главе крупного объединения. Его ос­татки, открытые близ Аньяна, свидетельствуют о том, что город отличался четкой планировкой, окружались глинобитной стеной толщиной до 6 м. Дворец правителя ("ван") "великого рода Шан" возвышался на глинобитной платформе, а его крыша опиралась на ряды деревянных ко­лонн, базами которых служили бронзовые диски. В этом двор­це обнаружены также каменные скульптуры людей и животных (бык, тигр), стенные росписи в ярких красных, черных и бе­лых тонах.

К началу I тысячелетия завершается разработка религиозного учения о божественном происхождении "царственности" и свя­щенном праве на власть правителя.Впервые была соз­дана единая и стройная мифологическая история Китая, вклю­чавшая культ первопредков и повествующая о золотом веке мудрых правителей древности. Правитель был провозглашен Сыном Неба и Единствен­ным его земным воплощением. Он наделялся магической си­лой, делавшей его посредником между Небом и людьми, а также владыкой Поднебесной.

В середине I тыс. до н. э. Китай переживает бурный социально-экономический рост. Складываются новые центры торговли, численность населения многих городов приближается к полу­миллиону. Высокого уровня достигают плавка железа и исполь­зование железных орудий. Успешно развиваются ремесла, строят­ся гидротехнические сооружения. В земледелии широко исполь­зуются оросительные системы.

Особого выделения заслуживает так называемая эпоха "Борю­щихся царств (V — III века до н. э). В этой борьбе особую роль сыграло царство Цинь. Оно послужило основой для наименования Китая на европейских языках: латинского Синэ, французского Шин, немецкого Хина, английского Чайна.

Эпоха "Борющихся царств" считается классической в истории культуры Древнего Китая. Ее также называют эпохой "сопер­ничества ста школ". Страна действительно переживает неви­данный духовный и интеллектуальный подъем. Ускоряется развитие научных знаний. В астрономии уточняется продолжи­тельность солнечного года, создается лунно-солнечный кален­дарь, составляется звездный каталог, исчисляются лунные затме­ния, складывается концепция движения небесных светил — "дао". Успешно развиваются математика и другие науки. В частности, публикуется "Трактат о горах и морях". Рост научных знаний ведет к ослаблению религиозно-мифологического мышления, вызывает даже некий религиозный скептицизм. Эта эпохастала золотым веком китайской философии: в этот период складываются все основные философские течения — конфуцианство, даосизм и легизм.

Конфуцианство (основательКонфуций (Кунцзы) VI-V вв. до н.э.) Он ви­дел путь к установлению мира, порядка, социальной гармонии в возрождении вековых традиций, обычаев и ритуалов и счи­тал, что главная задача воспитания человека заключается в ос­воении им строгих норм и правил отношений между равными и неравными, старшими и младшими, высшими и низшими, отцом и детьми. Конфуций был противником любых новшеств и реформ. Освоение опыта про­шлого и традиций должно помочь человеку правильно осознать свое место в жизни и понять простую истину: "Правитель должен быть правителем, отец — отцом, сын — сыном". Кон­фуций рассматривал общество-государство как большую се­мью, где главным носителем норм и правил поведения высту­пает гуманный правитель. Конфуцианство сыграло определяющую роль в создании древ­некитайской системы образования, где предпочтение от­давалось гуманитарным наукам. Благодаря этой системе в ки­тайском обществе сформировалось широкое сосло­вие образованных чиновников, ставшее элитой, как жрецы в Индии. Конфуцианство способствовало усилению китайского культурного этноцентризма.

Даосизм – ( основатель Лао-Цзы ("Ста­рый Учитель") IV- III вв до н.э.). В учении главное внимание уделяется законам, действующим в природе. В основе даосизма лежит идея о дао-пути, или учение о "пути природы", о вечной изменчивости мира. Свое кредо Лао-Цзы формулирует так: "Человек следует законам Неба. Небо следует законам дао, а дао следует самому себе".

Как и конфуцианство, даосизм не ограничивается рамками философии и религии, а составляет особый образ жизни. Он многое позаимствовал у буддизма и йоги, в частности, систему физических и дыхательных упражнений. В этом плане конеч­ной целью для его приверженцев является достижение бес­смертия. Даосизм развивает теорию пассивности и недеяния, побуждает к отказу от активного участия в жизни, к бегству от суеты повседневности, к созерцательности. Принцип недея­ния распространяется и на правителя: "Лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует". В круг интересов даосизма входило не только естествознание, но и так называемые оккультные науки, в частности алхимия. Эксперименты китайских алхимиков в конце концов привели к изобретению пороха. Особое место занимала также геоман­тия наука о связи космоса и земного рельефа, что позволило изобрести компас. Важная роль принадлежала также астро­логии, особенно в составлении гороскопов на все случаи жизни.

Многие принципы даосизма создали философскую основу из­вестных китайских единоборств, включая у-шу. Дао­сизм сыграл ключевую роль в эстетизации и поэтизации при­роды.

Буддизм стал проникать в Китай на рубеже III - II до н. э. Вначале он воспринимался в Китае как часть даосизма. Это привело к возникновению легенды о «просвещении варваров», смысл которой в том, что ушедший на Запад основатель даосизма Лао-цзы якобы стал в Индии учителем Будды и подлинным основателем буддизма. Этой легендой пользовались даосы в своей полемике с буддистами. К VI веку буддизм стал в Китае господствующим и приобрёл статус государственной религии. Буддийские монастыри превратились в крупных земельных собственников и места сосредоточения богатств, которые нередко использовались монахами для денежно-ростовщических операций. Буддизм в Китае не вытеснил традиционные китайские учения - конфуцианство и даосизм, а вместе с ним составил синкретический комплекс «трех религий» (сань цзяо), где каждое учение как бы дополняло два других. Считалось, что учение Будды выражает «внутреннюю», «сокровенную» сторону наследия древних китайских мудрецов. Одновременно определилось место буддизма в традиционной обрядности китайцев: в ведении буддистов оказались почти исключительно заупокойные обряды. Эти религии способствовали укреплению династий, которые проводили реформы по «воле Неба», монастыри всегда были центрами образования, науки. Религии способствовали формированию особого стиля в архитектуре, живописи, литературе и музыке.

Своего наивысшего подъема культура Древнего Китая достигает с III века до н. э. по III века н. э., после того как царство Цинь, опираясь на самую сильную армию, смогло подчинить себе все другие "борющиеся царства", став мощной и централизованной державой.

Этому же способствовали реформы Министра Циньского цар­ства Шан Яна, в результате которых:

• было установлено единое законодательство и судопроизводство;

• отменены наследственные титулы и привилегии;

• место колесниц и бронзового оружия в армии заняли конница и железное оружие и т. д.

В 221 г. до н. э. циньский правитель принял новый титул "ху-анди" — "император Цинь". В 206 г. до н. э. династия Цинь усту­пает место новой династии Хань, которая остается у власти до конца существования Древнего Китая — до 220 г. до н. э.

В эпоху Хань Китайская империя становится одной из силь­нейших в мире. Ее население достигло 60 млн. жителей, что составляло 1/5 мирового населения. Современные китайцы на­зывают себя ханьцами. В этот период Китай переживает настоящий социально-экономический расцвет. Страна покрывается сетью дорог, свя­завших центры провинций со столицей. Сооружаются много­численные каналы как дешевые транспортные артерии, что стимулировало торговый обмен. В сельском хозяйстве используются самые передовые техноло­гии взращивания с использованием удобрений и севооборотов. Высокого уровня достигают ремесла. В производстве шелка Китай был монополистом. Китайский лак использовался для покрытия оружий и предме­тов воинского снаряжения, дерева и тканей, увеличивая срок их сохранности и придавая им прекрасный эстетический вид. Лаковые изделия имели огромный спрос как внутри страны, так и за ее пределами. Величайшим достижением стало изобретение бумаги (II — I века до н. э.), которая вызвала настоящий пере­ворот во всей культуре. Большое значение имело дове­денное до совершенства иероглифическое письмо, воспринятое в Корее, Вьетнаме и Японии. В художественных ремеслах данного периода утверждаются черты зрелого и высокого совершенства, являющихся эталоном для последующих эпох. Например, бронзовые сосуды имеют более обтекаемые и простые формы. Орнамент уступает ме­сто инкрустации разноцветными металлами.

Китай устанавливает широкие связи с другими государствами. Особую роль в этом играл Великий шелковый путь протяженностью в 7 тысяч км, по которому шли торго­вые караваны в Среднюю Азию, Индию, Иран и страны Сре­диземноморья. Помимо шелка, Китай поставлял на междуна­родный рынок железо, никель, драгоценные металлы, лаковые, бронзовые, керамические и другие изделия.

В этот период в науке систематизируются уже на­копленные знания. В математике создается трактат "Математика в девяти книгах", где впервые говорится об отрицательных числах. В астрологии уточняется и расширяется карта звездного неба, на которой отмечается 28 созвездий, делается запись о наблю­дении солнечных пятен, изобретается первый небесный глобус. В медицине используются 36 трактатов, содержащих сведения по различным бо­лезням, один из них по фармакологии. Был изобретен первый сейсмо­граф.

Успешно развиваются гуманитарные науки ( филология, поэтика, первые сло­вари). Был создан фундаментальный труд "Исторические запис­ки" (130 томов), в которых излагалась почти вся древнекитайская история, и давались сведения по истории соседних стран и народов.

Складываются классические формы традицион­ной китайской архитектуры, которые сохраняются до наших дней. Высокого уровня достигает градостроительство. Самым знаменитым архитектурным памятником Древнего Китая стала Великая китайская стена. Длина стены со всеми ответвления­ми составляет более 6 тысяч км.

Не менее удивительным памятником является также погре­бальный комплекс императора Цинь Шихуанди, его помещение заполнено рядами стоящих плечом к плечу фигур керамических воинов, коней и колесниц, выполненных в нату­ральную величину. Все это глиняное войско насчитывает три ты­сячи пехотинцев и всадников. Высокого уровня достигает скульптурный рельеф, появля­ется станковая живопись.

Эпоха Хань была временем расцвета литературы, а особенно китайской поэзии. Сыма Сянжу (179 — 118 гг. до н. э.) воспе­вал бескрайние просторы и красоты Империи, ее могущество, а также самого "великого человека" - императора Уди. Наибо­лее известными произведениями являются ода "Красавица" и песенка "Удочка", созданная в подражание народным лириче­ским песням. Блестящими поэтами были также Лу Цзя, Цзя И. Наряду с поэзией в ханьский период создаются первые крупные произведения художественной прозы, легенды, сказки, книги чудес и фантастики.

Наивысшего подъема и расцвета китайская культура достигнет позже, в середине века, однако все необходимые основы и пред­посылки были заложены уже в древнекитайской цивилизации и культуре.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow