Тема 14. Культура Европы в XIX – начале XX веков

XIX век - век нау­ки и техники. Бурное развитие техники кардиналь­но изменило про­изводительные силы и материальное производств. Многое стало возможным благодаря появлению новых более мощных и эффективных источников энергии:

· пар стал энергетической основой для создания железно­дорожного транспорта, речного и океанского пароходства, для механизации текстильного производства и т. д.;

· электричество используется для освещения, а изобретение электродвигателя привело к появлению трамвая, были созданы телеграф и теле­фон;

· двигатель внутреннего сгорания (1886 г) способствовал появлению первых автомобилей.

Важные изменения происходят: в добыче угля, выплавке металлов, производстве химических материалов, строительстве и т. д. Повсюду используются совершенно новые и высокопроизводительные технологии.

Вместе с новым общественным строем капитализмом возник­ла новая социальная структура:

• буржуазия;

• пролетариат;

• интеллигенция.

Наука остается в рамках классической формы. В то же время в ней происходит:

• дифференциация привела к возникновению новых дисциплин - усиливается роли биологии, химии и геологии;

изменение стиля научного мышления — важное значение приоб­ретает идея развития, составляющая основу концепции эволю­ционизма ( англ. Биолог Ч. Дарвин), согласно которому современное состояние мира является результатом долгой эволюции. В биологии помимо Дарвина особого выделения заслуживает австрийский ученый Г. Мендель, заложивший основы генетики. Выдающийся вклад в развитие химии внес русский ученый Д. И. Менделеев, открывший Периодический закон химических элементов. Физика своими успехами обязана многим великим ученым, среди которых австрийский ученый Л. Больцман, англий­ский физик Дж. Максвелл и др. Во второй половине XIX века на­стоящий расцвет переживает математика.

В XIX веке в философии достаточно отчетливо складываются три направления, своеобразие которых во многом определяется их отношением к науке:

• традиционное - классическая немецкая философия (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель).

по­зитивизм ( основатель фр. философ О. Конт (1798 -1857)) отдает приоритет конкрет­ным наукам, естествознанию, скептически оценивая философию, считая ее устаревшей формой познания. Суть по­зитивизма выражает сциентизм ( втор. пол. XIX), абсолютизирующий роль нау­ки в культуре и жизни общества;

иррационализм (А. Шопенга́уэр (1788- 1860), Ф. Ницше (1844 -1900))- предполагает существование областей миропонимания, недоступных разуму, и достижимых только через такие качества, как интуиция, чувство, инстинкт, откровения, вера и т. п.

В XIX веке положение религии становилось более пробле­матичным. Ускоряющийся научно-технический про гресс уси­ливал и углублял процесс секуляризации -падения влияния религии во всех областях культуры и жизни.

Положение художественной культуры и искусства в XIX веке также становится сложным и противоречивым. С одной стороны, возникают новые стили, школы и течения. С другой сторо­ны, развитие искусства осложнялось по следующим причинам:

• пришедшая к экономической и политической власти буржуазия имела весьма скромный культурный и эстетический уровень;

• становление капитализма сопровождалось острыми социальными противоречиями и конфликтами, жестокой эксплуатацией наемного работника, а эти процессы были далекими от эстетики прекрасного и возвышенного и ставили перед искусством трудные проблемы;

• растущий общественный престиж науки, который искусство не могло игнорировать, бесспорные, поэтому некоторые течения модернизма - импрессионизм и неоимпрессионизм ( втор. пол. XIX века).

К числу благоприятных для развития искусства факторовследует отнести формирование интеллигенции как особого социального слоя. Он включал в себя как самих творцов искусства и наиболее подготовленных зрителей. Складывается группа профессиональных критиков, выполняющих важную роль посредника между создателями художественных произведений и воспринимающей публикой. В целом развитие искусства XIX века идет под зна ком усиления роли субъективного начала, личности художника и творчества как процесса. Данная тенденция про явилась в том, что в искусстве все большее значение приобретает не содержание, а форма.

Романтизм возник в конце XVIII века в Германии, а затем быстро распространился по всей Европе. Его основателями и первыми теоретиками стали Новалис и братья Шлегели. Творческим методом романтизма стала ирония. Продолжая линию сентиментализма, романтизм выступил против просве­тительского рационализма, отдавая явное предпочтение интуи­ции, чувствам, страстям и переживаниям. Вместе с тем он объ­явил себя защитником идеала свободы, связывая его с независимостью творческой индивидуальности и лич­ности, ее права на самоутверждение и самовыражение. В литературе самой яркой фигурой романтизма является анг­лийский поэт Дж. Байрон (1788 -1824). С его именем связан особый тип мироощущения и умонастроения -"байронизм", сочетающий в себе чувство разочарования в окружающем ми­ре, дух бунтарства и увлеченность Востоком. Эти мотивы отра­жены в поэмах "Паломничество Чайльда Гарольда", "Корсар", "Гяур" и в других произведениях поэта. Известным представите­лем романтизма является также французский писатель В. Гюго (1802-1885), автор романа "Собор Парижской Богоматери". Романтизм в музыке представлен множеством великих имен, из которых следует выделить немецкого композитора Р. Вагнера (1813 - 1883) и польского музыканта Ф. Шопена (1810 - 1849). Первый создал оперы "Летучий голландец", "Тристан и Изоль­да", тетралогию "Кольцо нибелунга" и др. Для его музыки ха­рактерно обращение к прошлому, национальной мифологии. В ней также сильно проявилась еще одна важная черта роман­тизма - стремление к синтезу искусств. Шопен создал в выс­шей степени эмоциональную, глу- бокую и тонкую музыку. Ве­ликими романтиками были также австрийский композитор Ф. Шуберт ( 1797 -1828) и немецкий композитор Р. Шуман (1810- 1856). Одной из самых знаменитых фигур романтизма в живописи яв­ляется французский художник Э. Делакруа (1798 -1863). Его произведения отличают внутренняя напряженность, динамизм и экспрессивность. Он известен прежде всего своей картиной "Свобода на баррикадах". Восточная тема отражена в полотнах "Алжирские женщины", "Взятие Константинополя".

Реализм выдвинул задачу правдивого, объективного и глубоко­го отображения действительности. Метод реализма включает в себя всесторонний анализ, глубокое проникнове­ние в суть явлений и фактов, типизацию и отбор, оценку событии. Реализм критиковал от­рицательные стороны буржуазного общества: господство утили­таризма и грубого материализма, бездуховность, нивелирование человеческой личности.

Одной из центральных фигур реализма в литературе является французский писатель О. де Бальзак (1799 -1850). Он создал грандиозную эпопею "Человеческая комедия", состоящую из 90 романов и рассказов. Наиболее известные из них - "Шагреневая кожа", "Неведомый шедевр", "Утраченные иллюзии". Творчество Бальзака оказало большое влияние на развитие мировой литературы. Великими писателями- реалистами стали также Стендаль, Флобер, Ги де Мопассан, Диккенс и др.

В живописи главным представителем реализма считается фран­цузский художник Г. Курбе (1819 -1877). Он известен такими картинами, как "Дробильщики камня", "Похороны в Орнане", "Здравствуйте, господин Курбе". Крупнейшими реалистами являются также Коро, Милле, Домье, Тернер и др. Натурализм в литературе представляет прежде всего Э. Золя (1840 — 1902). Он создал серию романов "Ругон-Маккары", со­стоящую из 20 томов, среди которых широкую известность приобрели "Чрево Парижа", "Жерминаль".

Первым течением модернизма можно считать импрессионизм, возникший в 60-е годы. Его вполне можно рассматривать именно как начало модернизма, поскольку в нем уже присут­ствуют его основные признаки:

• смещение акцента с объекта на субъект, с объективности и правдивости на субъективное ощущение. В импрессионизме главным становится не изображаемый предмет, но его воспри­ятие, то впечатление, которое он вызывает у художника;

• особое внимание к эксперименту, поиску все новых выразительных средств, технических и художественных приемов;

• уход от социальной проблематики. Взгляд художника как бы скользит по поверхности социальных явлений, фиксируя глав­ным образом цветовые ощущения, не останавливаясь на них и тем более не погружаясь в них.

Примерно с середины 80-х годов импрессионизм начинает пе­реживать кризис, и в нем образуются два самостоятельных те­чения — неоимпрессионизм и постимпрессионизм.

Центральными фигурами импрессионизма являются:

• К. Моне (1840 - 1926) от его картины "Восход солнца. Впечат­ление». произошло название всего течения (по-фр."впе­чатление"- "импрессьон"). Наибольшую славу ему принесли знаменитые "Стога сена";

• К.Писсаро (1830 -1903) предпочитал городской пейзаж - "Проспект Оперы","Женщины под деревом";

• О. Ренуар (1841 - 1919) уделял особое внимание портрету - "Ж.Самари", "Купанье на Сене".

Неоимпрессионизм представляют художники Ж. Сера и П. Синьяк. Опираясь на достижения науки о цвете, они доводят некоторые черты импрессионизма — разложение тонов на чис­тые цвета и страсть к эксперименту до логического конца. В художественном и эстетическом плане данное течение не вы­звало большого интереса.

Постимпрессионизм оказался гораздо более продуктивным и интересным явлением. Главными его фигурами стали П. Сезанн (1839 - 1906), В. Ван Тог (1853 - 1890) и П. Гоген (1848 - 1903). Художники не придерживались только зрительных впечатлений, а стремились свободно и обобщенно передавать материальность мира, прибегали к декоративной стилизации.

Помимо живописи, импрессионизм проявил себя и в других видах искусства. В музыке его влияние испытал французский композитор К. Дебюсси (1862 - 1918), в скульптуре - француз­ский ваятель О. Роден (1840 — 1917).

В 80-е годы во Франции возникло течение символизма, которое наибольшее рас­пространение получило в поэзии и литературе. Символизм продолжил линию романтизма и "искусства для искусства", наполненную чувством разочарования в окружающем мире, устремленную к поиску чистой красоты и чистого эстетизма. Центральными фигурами французского символизма являются поэты С. Малларме (1842 - 1898), П. Верлен (1844 - 1896), А. Рембо (1854 - 1891). Первый считается родоначальником тече­ния. Второй создал прекрасные шедевры лирики. Третий стал одним из самых оригинальных и ярких поэтов Франции. Он оказал большое влияние на французскую поэзию XX века. Символизм получил широкое распространение во многих ев­ропейских странах. В Англии его представляет прежде всего писатель О. Уайльд (1854 - 1900), автор известного романа "Портрет Дориана Грея", поэмы "Баллада Рэдингской тюрьмы". В Австрии к символизму был близок поэт Р.М. Рильке (1875 - 1926), что по-особому проявилось в его творениях "Книга образов" и "Часослов". Ярким представителем символизма явля­ется бельгийский драматург и поэт М. Метерлинк (1862 - 1949), автор знаменитой "Синей птицы".

В XIX веке складывается совершенно новый тип цивилизации — индустриальный. Ее основу составил научно-технический про­гресс. Поэтому один из главных идеалов Просвещения - идеал прогресса разума — получил в ней наиболее полное воплощение. Становление буржуазной демократии способствовало расши­рению политической свободы. Что касается других идеалов и ценностей просветительского гуманизма, то их осуществление натолкнулось на серьезные трудности и препятствия. Поэтому общая оценка XIX века не может быть однозначной. С одной стороны, имеются невиданные успехи и достижения цивилизации. Вместе с тем возникшая промышленная цивили­зация начинает все больше теснить духовную культуру. В пер­вую очередь это коснулось религии. Однако и другие области, духовной культуры - философия, мораль и искусство - также переживают не лучшие времена. В целом можно сказать, что в XIX веке в западном мире возникает опасная тенденция дегу­манизации культуры, следствием которой к концу столетия стала система колониализма, а в XX веке -две мировые войны.

Первая половина XX века в истории Западной Европы имеет исключительно важное значение:

• завершается становление индустриальной цивилизации и на­чинается переход к постиндустриальной;

• капитализм превращается из монополистического в государст­венно-монополистический.

Господство монополий открывало путь к неограниченной экс­плуатации наемного труда, который вел к социалистической революции. Подтверждение тому стал невиданный по своей глубине и масштабу кризис 1929 -1933 гг., потрясший запад­ное общество до самых его оснований. Во избежание его повто­рения капитализм был подвергнут серьезному реформированию. Весьма успешно оно было проведено в США. Опираясь на теорию государственного регулирования экономики Дж. Кейнса, президент США Ф. Рузвельт провозгласил "новый курс", который значительно усиливал роль государства в орга­низации и регулировании экономики и общественных отно­шений. В ходе осуществления "нового курса" был проведен ряд важных реформ, которые ограничивали продолжительность ра­бочего дня и допустимый уровень безработицы, определяли минимальную зарплату, пособия по безработице, минималь­ный уровень бедности, обязательные отпуска и пенсии и т. д. Осуществленные реформы не избавляли капитализм от проти­воречий и кризисов, но существенно смягчали их, обеспечива­ли необходимый минимум социального равновесия. Благодаря реформам появились необходимые предпосылки для возник­новения общества потребления.

К числу важнейших событий первой половины XX века относят­ся две мировые войны (1914 -1918 и 1939 -1945),принесшие десятки миллионов убитых, неисчислимые бедствия, разрушения и утраты. Эти войны вы­звали глубокий кризис гуманизма и других просветительских идеалов и ценностей, составлявших фундамент западной циви­лизации и культуры. После Второй мировой войны мир раско­лолся на две противоположные системы – капи тализм и со­циализм, - чьепротивостояние косложняло существование мировой культуры как единого целого.

В рассматриваемый период происходит вторая научная революция, в результате которой:

• возникает новая, неклассическая наука, в которой нет прежних претензий на полную объективность и адекватность знания;

• знание становится чисто теоретическим, и теоретический уро­вень познания начинает доминировать над эмпирическим;

• большее значение в познании приобретают теории и модели, построенные математическим образом самим познающим ученым. Роль субъективного фактора при этом возрастает;

• главными методологическими принципами в науке становятся принципы релятивизма и плюрализма.

Революционные сдвиги произошли во всех областях знания. В физике была открыта делимость атома, создана квантовая механика, теория относительности. В химии были открыты за­кономерности многих химических процессов, создана квантовая химия. В биологии начинается становление генетики. В космо­логии разработана концепция нестационарной — сжимающей­ся или разбегающейся - Вселенной. Своими выдающимися достижениями наука была обязана многим ученым, среди ко­торых А. Эйнштейн, М. Планк, А. Пуанкаре, Н. Бор, М. Борн, суп руги Ирен и Фредерик Жолио-Кюри.

Основными философскими направлениями являются:

неопозитивизм, выступая от имени науки, внес значи­тельный вклад в разработку проблем формальной логики, язы­ка и теории познания. Его представляли Б. Рассел, Р. Карнап, Л. Витгенштейн,

• экзистенциализм, противопоставляя себя науке и позитивист­ской философии, сосредоточил свое внимание на пробле­мах человека и его свободы. Его представляли Ж.-П. Сартр и М. Хайдеггер.

Главным направлениемв искусствеФранции выступает реализм. В литературе его представляют А. Франс ("Боги жаждут"), Р. Роллан ("Жан-Кристоф"), Р. Мартен дю Тар ("Семья Тибо").

Основными темами произведений писателей - экзистенциалистов - Ж.-П. Сартра (пьесы "Мухи" и "Дьявол и Господь Бог") и А. Камю (романы "Чужой", "Чума", "Миф о Сизифе") являются свобода и ответственность, абсурдность бытия, одиночество.

Скульптуру представляют ваятели Э. Бурдель ("Геракл", "Пенело­па", "Сафо") и А. Майолъ ("Ночь", "Помона", "Средиземноморье"). Главными фигурами немецкой литературы являются Т. Манн ("Волшебная гора", "Доктор Фаустус", "Иосиф и его братья"), Л. Фейхтвангер ("Гойя", "Мудрость чудака") и др. Из множества великих имен английской литературы следует в первую очередь назвать Дж. Голсуорси ("Сага о Форсайтах"), С. Моэма ("Бремя страстей человеческих"). Б. Шоу является при­знанным классиком английской литературы, с успехом проявлявший себя практически во всех жанрах - драме, романе, новелле.

Американскую литературу представляют У. Фолкнер ("Шум и ярость", "Свет в августе"), Дж. Стейнбек ("Гроздья гнева"), Творчество Э. Хемингуэя является широким и многоплановым. В романе "По ком звонит колокол" он размышляет о войне и насилии как о трагическом проклятии человечества. В повес­ти-притче "Старик и море" жизнь и судьба человека рассмат­риваются в свете трагического стоицизма.

Хотя традиционное реалистическое искусство занимало в ду­ховной жизни западного общества значительное место, все таки оно не находилось в центре общественного внимания. В этом отношении оно уступало модерниз му и нарождавшемуся авангарду. Авангардизм явился прямым продолжением модернизма, с кото­рым у него имеется много общего. Однако если в модернизме много двойственности, непоследовательности и противоречиво­сти, то авангардизм оказался более последовательным и цель­ным. Можно сказать, что авангардизм - это модернизм, обра­щенный к обществу и науке и устремленный в будущее.

Стиль"модерн" (1880 -1910) наибольшее распространение по­лучил в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве. Пред­ставители "модерна" широко использовали современные технико-конструктивные возможности (X. Ван де Вельде в Бельгии, И. Ольбрих в Австрии, А. Гауди в Испании, Ч. Макинтош в Шот­ландии, Ф. Шехтелъ в России).

Фовизм (1905 -1908) стал первым течением собственно аван­гардизма. Фовисты (А. Матисс, М. Вламинк, А. Дерен, А.Марке) поставили перед искусством задачу "изобретать ре­альность", "заново создавать мир", следуя внутренним желани­ям. Главной целью для них становится выразительность, поиск чистых средств выражения. Превыше всего они ценят чистый цвет. Фовизм усилил значение личностного, субъективного начала в искусстве.

Экспрессионизм (1905 -1920) получил широкое международ­ное распространение, хотя представляет собой прежде всего немецкое явление. Основными его представителями стали ху­дожники Э. Кирхнер, Э. Нольде, М. Пехштейи, Ф. Марк, П. Клее. Экспрессионизм более решительно порывает с традици­онным искусством, более открыто устремлен в будущее. Самое его название указывает на то, что главным для него выступает экспрессия (повышена выразительность).

Кубизм (1908 -1930)- одно из главных течений авангардизма. Его представители- П. Пикассо, Ж. Брак, Ф. Леже, Р. Делоне - исповедуют настоящую страсть к эксперименту, поиску новых выразительных средств и приемов. Искусство для них выступает как творчество пластических форм, наделенных самостоятельным бытием и значением.

Футуризм (1909 -1925) стал одним из самых радикальных ва­риантов авангардизма. Наибольшее распространение он полу­чил в Италии, где его представителями были Ф. Маринетти, У. Боччони, Дж. Балла, Л. Руссоло, и в России, где его пред­ставляли В. Маяковский и В. Хлебников. Футуристы провозгла­сили полный разрыв не только с искусством, но и со всей культурой прошлого. Они выступили с прославлением индуст­риальной цивилизации и современного большого города.

Сюрреализм (1924 -1940) - последнее значительное течение европейского авангарда. Основные его представители - А. Бретон во Франции, С. Дали в Испании, Р. Магритт в Бель­гии, Г. Мур в Англии. Сюрреализм опирается на иррациона­лизм (настаивающее на ограниченности человеческого ума в постижении мира) и алогизм (нелогическое рассуждение), концепцию бессознательного 3. Фрейда. Он стал воплощением крайних форм субъективизма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями: