XIX век - век науки и техники. Бурное развитие техники кардинально изменило производительные силы и материальное производств. Многое стало возможным благодаря появлению новых более мощных и эффективных источников энергии:
· пар стал энергетической основой для создания железнодорожного транспорта, речного и океанского пароходства, для механизации текстильного производства и т. д.;
· электричество используется для освещения, а изобретение электродвигателя привело к появлению трамвая, были созданы телеграф и телефон;
· двигатель внутреннего сгорания (1886 г) способствовал появлению первых автомобилей.
Важные изменения происходят: в добыче угля, выплавке металлов, производстве химических материалов, строительстве и т. д. Повсюду используются совершенно новые и высокопроизводительные технологии.
Вместе с новым общественным строем — капитализмом возникла новая социальная структура:
• буржуазия;
• пролетариат;
• интеллигенция.
Наука остается в рамках классической формы. В то же время в ней происходит:
|
|
• дифференциация привела к возникновению новых дисциплин - усиливается роли биологии, химии и геологии;
• изменение стиля научного мышления — важное значение приобретает идея развития, составляющая основу концепции эволюционизма ( англ. Биолог Ч. Дарвин), согласно которому современное состояние мира является результатом долгой эволюции. В биологии помимо Дарвина особого выделения заслуживает австрийский ученый Г. Мендель, заложивший основы генетики. Выдающийся вклад в развитие химии внес русский ученый Д. И. Менделеев, открывший Периодический закон химических элементов. Физика своими успехами обязана многим великим ученым, среди которых австрийский ученый Л. Больцман, английский физик Дж. Максвелл и др. Во второй половине XIX века настоящий расцвет переживает математика.
В XIX веке в философии достаточно отчетливо складываются три направления, своеобразие которых во многом определяется их отношением к науке:
• традиционное - классическая немецкая философия (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель).
• позитивизм ( основатель фр. философ О. Конт (1798 -1857)) отдает приоритет конкретным наукам, естествознанию, скептически оценивая философию, считая ее устаревшей формой познания. Суть позитивизма выражает сциентизм ( втор. пол. XIX), абсолютизирующий роль науки в культуре и жизни общества;
• иррационализм (А. Шопенга́уэр (1788- 1860), Ф. Ницше (1844 -1900))- предполагает существование областей миропонимания, недоступных разуму, и достижимых только через такие качества, как интуиция, чувство, инстинкт, откровения, вера и т. п.
|
|
В XIX веке положение религии становилось более проблематичным. Ускоряющийся научно-технический про гресс усиливал и углублял процесс секуляризации -падения влияния религии во всех областях культуры и жизни.
Положение художественной культуры и искусства в XIX веке также становится сложным и противоречивым. С одной стороны, возникают новые стили, школы и течения. С другой стороны, развитие искусства осложнялось по следующим причинам:
• пришедшая к экономической и политической власти буржуазия имела весьма скромный культурный и эстетический уровень;
• становление капитализма сопровождалось острыми социальными противоречиями и конфликтами, жестокой эксплуатацией наемного работника, а эти процессы были далекими от эстетики прекрасного и возвышенного и ставили перед искусством трудные проблемы;
• растущий общественный престиж науки, который искусство не могло игнорировать, бесспорные, поэтому некоторые течения модернизма - импрессионизм и неоимпрессионизм ( втор. пол. XIX века).
К числу благоприятных для развития искусства факторовследует отнести формирование интеллигенции как особого социального слоя. Он включал в себя как самих творцов искусства и наиболее подготовленных зрителей. Складывается группа профессиональных критиков, выполняющих важную роль посредника между создателями художественных произведений и воспринимающей публикой. В целом развитие искусства XIX века идет под зна ком усиления роли субъективного начала, личности художника и творчества как процесса. Данная тенденция про явилась в том, что в искусстве все большее значение приобретает не содержание, а форма.
Романтизм возник в конце XVIII века в Германии, а затем быстро распространился по всей Европе. Его основателями и первыми теоретиками стали Новалис и братья Шлегели. Творческим методом романтизма стала ирония. Продолжая линию сентиментализма, романтизм выступил против просветительского рационализма, отдавая явное предпочтение интуиции, чувствам, страстям и переживаниям. Вместе с тем он объявил себя защитником идеала свободы, связывая его с независимостью творческой индивидуальности и личности, ее права на самоутверждение и самовыражение. В литературе самой яркой фигурой романтизма является английский поэт Дж. Байрон (1788 -1824). С его именем связан особый тип мироощущения и умонастроения -"байронизм", сочетающий в себе чувство разочарования в окружающем мире, дух бунтарства и увлеченность Востоком. Эти мотивы отражены в поэмах "Паломничество Чайльда Гарольда", "Корсар", "Гяур" и в других произведениях поэта. Известным представителем романтизма является также французский писатель В. Гюго (1802-1885), автор романа "Собор Парижской Богоматери". Романтизм в музыке представлен множеством великих имен, из которых следует выделить немецкого композитора Р. Вагнера (1813 - 1883) и польского музыканта Ф. Шопена (1810 - 1849). Первый создал оперы "Летучий голландец", "Тристан и Изольда", тетралогию "Кольцо нибелунга" и др. Для его музыки характерно обращение к прошлому, национальной мифологии. В ней также сильно проявилась еще одна важная черта романтизма - стремление к синтезу искусств. Шопен создал в высшей степени эмоциональную, глу- бокую и тонкую музыку. Великими романтиками были также австрийский композитор Ф. Шуберт ( 1797 -1828) и немецкий композитор Р. Шуман (1810- 1856). Одной из самых знаменитых фигур романтизма в живописи является французский художник Э. Делакруа (1798 -1863). Его произведения отличают внутренняя напряженность, динамизм и экспрессивность. Он известен прежде всего своей картиной "Свобода на баррикадах". Восточная тема отражена в полотнах "Алжирские женщины", "Взятие Константинополя".
|
|
Реализм выдвинул задачу правдивого, объективного и глубокого отображения действительности. Метод реализма включает в себя всесторонний анализ, глубокое проникновение в суть явлений и фактов, типизацию и отбор, оценку событии. Реализм критиковал отрицательные стороны буржуазного общества: господство утилитаризма и грубого материализма, бездуховность, нивелирование человеческой личности.
Одной из центральных фигур реализма в литературе является французский писатель О. де Бальзак (1799 -1850). Он создал грандиозную эпопею "Человеческая комедия", состоящую из 90 романов и рассказов. Наиболее известные из них - "Шагреневая кожа", "Неведомый шедевр", "Утраченные иллюзии". Творчество Бальзака оказало большое влияние на развитие мировой литературы. Великими писателями- реалистами стали также Стендаль, Флобер, Ги де Мопассан, Диккенс и др.
В живописи главным представителем реализма считается французский художник Г. Курбе (1819 -1877). Он известен такими картинами, как "Дробильщики камня", "Похороны в Орнане", "Здравствуйте, господин Курбе". Крупнейшими реалистами являются также Коро, Милле, Домье, Тернер и др. Натурализм в литературе представляет прежде всего Э. Золя (1840 — 1902). Он создал серию романов "Ругон-Маккары", состоящую из 20 томов, среди которых широкую известность приобрели "Чрево Парижа", "Жерминаль".
Первым течением модернизма можно считать импрессионизм, возникший в 60-е годы. Его вполне можно рассматривать именно как начало модернизма, поскольку в нем уже присутствуют его основные признаки:
• смещение акцента с объекта на субъект, с объективности и правдивости на субъективное ощущение. В импрессионизме главным становится не изображаемый предмет, но его восприятие, то впечатление, которое он вызывает у художника;
• особое внимание к эксперименту, поиску все новых выразительных средств, технических и художественных приемов;
• уход от социальной проблематики. Взгляд художника как бы скользит по поверхности социальных явлений, фиксируя главным образом цветовые ощущения, не останавливаясь на них и тем более не погружаясь в них.
|
|
Примерно с середины 80-х годов импрессионизм начинает переживать кризис, и в нем образуются два самостоятельных течения — неоимпрессионизм и постимпрессионизм.
Центральными фигурами импрессионизма являются:
• К. Моне (1840 - 1926) от его картины "Восход солнца. Впечатление». произошло название всего течения (по-фр."впечатление"- "импрессьон"). Наибольшую славу ему принесли знаменитые "Стога сена";
• К.Писсаро (1830 -1903) предпочитал городской пейзаж - "Проспект Оперы","Женщины под деревом";
• О. Ренуар (1841 - 1919) уделял особое внимание портрету - "Ж.Самари", "Купанье на Сене".
Неоимпрессионизм представляют художники Ж. Сера и П. Синьяк. Опираясь на достижения науки о цвете, они доводят некоторые черты импрессионизма — разложение тонов на чистые цвета и страсть к эксперименту до логического конца. В художественном и эстетическом плане данное течение не вызвало большого интереса.
Постимпрессионизм оказался гораздо более продуктивным и интересным явлением. Главными его фигурами стали П. Сезанн (1839 - 1906), В. Ван Тог (1853 - 1890) и П. Гоген (1848 - 1903). Художники не придерживались только зрительных впечатлений, а стремились свободно и обобщенно передавать материальность мира, прибегали к декоративной стилизации.
Помимо живописи, импрессионизм проявил себя и в других видах искусства. В музыке его влияние испытал французский композитор К. Дебюсси (1862 - 1918), в скульптуре - французский ваятель О. Роден (1840 — 1917).
В 80-е годы во Франции возникло течение символизма, которое наибольшее распространение получило в поэзии и литературе. Символизм продолжил линию романтизма и "искусства для искусства", наполненную чувством разочарования в окружающем мире, устремленную к поиску чистой красоты и чистого эстетизма. Центральными фигурами французского символизма являются поэты С. Малларме (1842 - 1898), П. Верлен (1844 - 1896), А. Рембо (1854 - 1891). Первый считается родоначальником течения. Второй создал прекрасные шедевры лирики. Третий стал одним из самых оригинальных и ярких поэтов Франции. Он оказал большое влияние на французскую поэзию XX века. Символизм получил широкое распространение во многих европейских странах. В Англии его представляет прежде всего писатель О. Уайльд (1854 - 1900), автор известного романа "Портрет Дориана Грея", поэмы "Баллада Рэдингской тюрьмы". В Австрии к символизму был близок поэт Р.М. Рильке (1875 - 1926), что по-особому проявилось в его творениях "Книга образов" и "Часослов". Ярким представителем символизма является бельгийский драматург и поэт М. Метерлинк (1862 - 1949), автор знаменитой "Синей птицы".
В XIX веке складывается совершенно новый тип цивилизации — индустриальный. Ее основу составил научно-технический прогресс. Поэтому один из главных идеалов Просвещения - идеал прогресса разума — получил в ней наиболее полное воплощение. Становление буржуазной демократии способствовало расширению политической свободы. Что касается других идеалов и ценностей просветительского гуманизма, то их осуществление натолкнулось на серьезные трудности и препятствия. Поэтому общая оценка XIX века не может быть однозначной. С одной стороны, имеются невиданные успехи и достижения цивилизации. Вместе с тем возникшая промышленная цивилизация начинает все больше теснить духовную культуру. В первую очередь это коснулось религии. Однако и другие области, духовной культуры - философия, мораль и искусство - также переживают не лучшие времена. В целом можно сказать, что в XIX веке в западном мире возникает опасная тенденция дегуманизации культуры, следствием которой к концу столетия стала система колониализма, а в XX веке -две мировые войны.
Первая половина XX века в истории Западной Европы имеет исключительно важное значение:
• завершается становление индустриальной цивилизации и начинается переход к постиндустриальной;
• капитализм превращается из монополистического в государственно-монополистический.
Господство монополий открывало путь к неограниченной эксплуатации наемного труда, который вел к социалистической революции. Подтверждение тому стал невиданный по своей глубине и масштабу кризис 1929 -1933 гг., потрясший западное общество до самых его оснований. Во избежание его повторения капитализм был подвергнут серьезному реформированию. Весьма успешно оно было проведено в США. Опираясь на теорию государственного регулирования экономики Дж. Кейнса, президент США Ф. Рузвельт провозгласил "новый курс", который значительно усиливал роль государства в организации и регулировании экономики и общественных отношений. В ходе осуществления "нового курса" был проведен ряд важных реформ, которые ограничивали продолжительность рабочего дня и допустимый уровень безработицы, определяли минимальную зарплату, пособия по безработице, минимальный уровень бедности, обязательные отпуска и пенсии и т. д. Осуществленные реформы не избавляли капитализм от противоречий и кризисов, но существенно смягчали их, обеспечивали необходимый минимум социального равновесия. Благодаря реформам появились необходимые предпосылки для возникновения общества потребления.
К числу важнейших событий первой половины XX века относятся две мировые войны (1914 -1918 и 1939 -1945),принесшие десятки миллионов убитых, неисчислимые бедствия, разрушения и утраты. Эти войны вызвали глубокий кризис гуманизма и других просветительских идеалов и ценностей, составлявших фундамент западной цивилизации и культуры. После Второй мировой войны мир раскололся на две противоположные системы – капи тализм и социализм, - чьепротивостояние косложняло существование мировой культуры как единого целого.
В рассматриваемый период происходит вторая научная революция, в результате которой:
• возникает новая, неклассическая наука, в которой нет прежних претензий на полную объективность и адекватность знания;
• знание становится чисто теоретическим, и теоретический уровень познания начинает доминировать над эмпирическим;
• большее значение в познании приобретают теории и модели, построенные математическим образом самим познающим ученым. Роль субъективного фактора при этом возрастает;
• главными методологическими принципами в науке становятся принципы релятивизма и плюрализма.
Революционные сдвиги произошли во всех областях знания. В физике была открыта делимость атома, создана квантовая механика, теория относительности. В химии были открыты закономерности многих химических процессов, создана квантовая химия. В биологии начинается становление генетики. В космологии разработана концепция нестационарной — сжимающейся или разбегающейся - Вселенной. Своими выдающимися достижениями наука была обязана многим ученым, среди которых А. Эйнштейн, М. Планк, А. Пуанкаре, Н. Бор, М. Борн, суп руги Ирен и Фредерик Жолио-Кюри.
Основными философскими направлениями являются:
• неопозитивизм, выступая от имени науки, внес значительный вклад в разработку проблем формальной логики, языка и теории познания. Его представляли Б. Рассел, Р. Карнап, Л. Витгенштейн,
• экзистенциализм, противопоставляя себя науке и позитивистской философии, сосредоточил свое внимание на проблемах человека и его свободы. Его представляли Ж.-П. Сартр и М. Хайдеггер.
Главным направлениемв искусствеФранции выступает реализм. В литературе его представляют А. Франс ("Боги жаждут"), Р. Роллан ("Жан-Кристоф"), Р. Мартен дю Тар ("Семья Тибо").
Основными темами произведений писателей - экзистенциалистов - Ж.-П. Сартра (пьесы "Мухи" и "Дьявол и Господь Бог") и А. Камю (романы "Чужой", "Чума", "Миф о Сизифе") являются свобода и ответственность, абсурдность бытия, одиночество.
Скульптуру представляют ваятели Э. Бурдель ("Геракл", "Пенелопа", "Сафо") и А. Майолъ ("Ночь", "Помона", "Средиземноморье"). Главными фигурами немецкой литературы являются Т. Манн ("Волшебная гора", "Доктор Фаустус", "Иосиф и его братья"), Л. Фейхтвангер ("Гойя", "Мудрость чудака") и др. Из множества великих имен английской литературы следует в первую очередь назвать Дж. Голсуорси ("Сага о Форсайтах"), С. Моэма ("Бремя страстей человеческих"). Б. Шоу является признанным классиком английской литературы, с успехом проявлявший себя практически во всех жанрах - драме, романе, новелле.
Американскую литературу представляют У. Фолкнер ("Шум и ярость", "Свет в августе"), Дж. Стейнбек ("Гроздья гнева"), Творчество Э. Хемингуэя является широким и многоплановым. В романе "По ком звонит колокол" он размышляет о войне и насилии как о трагическом проклятии человечества. В повести-притче "Старик и море" жизнь и судьба человека рассматриваются в свете трагического стоицизма.
Хотя традиционное реалистическое искусство занимало в духовной жизни западного общества значительное место, все таки оно не находилось в центре общественного внимания. В этом отношении оно уступало модерниз му и нарождавшемуся авангарду. Авангардизм явился прямым продолжением модернизма, с которым у него имеется много общего. Однако если в модернизме много двойственности, непоследовательности и противоречивости, то авангардизм оказался более последовательным и цельным. Можно сказать, что авангардизм - это модернизм, обращенный к обществу и науке и устремленный в будущее.
Стиль"модерн" (1880 -1910) наибольшее распространение получил в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве. Представители "модерна" широко использовали современные технико-конструктивные возможности (X. Ван де Вельде в Бельгии, И. Ольбрих в Австрии, А. Гауди в Испании, Ч. Макинтош в Шотландии, Ф. Шехтелъ в России).
Фовизм (1905 -1908) стал первым течением собственно авангардизма. Фовисты (А. Матисс, М. Вламинк, А. Дерен, А.Марке) поставили перед искусством задачу "изобретать реальность", "заново создавать мир", следуя внутренним желаниям. Главной целью для них становится выразительность, поиск чистых средств выражения. Превыше всего они ценят чистый цвет. Фовизм усилил значение личностного, субъективного начала в искусстве.
Экспрессионизм (1905 -1920) получил широкое международное распространение, хотя представляет собой прежде всего немецкое явление. Основными его представителями стали художники Э. Кирхнер, Э. Нольде, М. Пехштейи, Ф. Марк, П. Клее. Экспрессионизм более решительно порывает с традиционным искусством, более открыто устремлен в будущее. Самое его название указывает на то, что главным для него выступает экспрессия (повышена выразительность).
Кубизм (1908 -1930)- одно из главных течений авангардизма. Его представители- П. Пикассо, Ж. Брак, Ф. Леже, Р. Делоне - исповедуют настоящую страсть к эксперименту, поиску новых выразительных средств и приемов. Искусство для них выступает как творчество пластических форм, наделенных самостоятельным бытием и значением.
Футуризм (1909 -1925) стал одним из самых радикальных вариантов авангардизма. Наибольшее распространение он получил в Италии, где его представителями были Ф. Маринетти, У. Боччони, Дж. Балла, Л. Руссоло, и в России, где его представляли В. Маяковский и В. Хлебников. Футуристы провозгласили полный разрыв не только с искусством, но и со всей культурой прошлого. Они выступили с прославлением индустриальной цивилизации и современного большого города.
Сюрреализм (1924 -1940) - последнее значительное течение европейского авангарда. Основные его представители - А. Бретон во Франции, С. Дали в Испании, Р. Магритт в Бельгии, Г. Мур в Англии. Сюрреализм опирается на иррационализм (настаивающее на ограниченности человеческого ума в постижении мира) и алогизм (нелогическое рассуждение), концепцию бессознательного 3. Фрейда. Он стал воплощением крайних форм субъективизма.