double arrow

Задание 16. Познакомьтесь с теоретическим материалом по теме «Сравнение»

Сравнение... рационалистичнее метафоры. «Метафора – тождество, сравнение – раздельность». [Петровский М.А. Сравнение// Лит. энциклопедия. Словарь лит. терминов: В 2 т. – М., 1925.] Согласно А.А. Сабурову, сравнение в «Войне и мире» с «особой силой раскрывает мысль автора, передает его иронию» [Сабуров А.А. Указ. Соч. – с. 584.] По В. В. Набокову, толстовские сравнения «обращены скорее к разуму, чем к зрительному восприятию, к этическому, а не эстетическому началу» [Набоков В.В. Лекции по русской литературе. – М., 1996. – С. 280.]

Так как выбор образа для сравнения зависит от говорящего, оно «всегда интерпретация, оценка предмета речи, его описание на другом языке. Оно характеризует говорящего (автора-повествователя, лирического героя, персонажа) подчас в большей степени, чем предмет речи» [Чернец Л.В., Семенов В.Б., Скиба В.А. Школьный словарь литературоведческих терминов. Иносказательность в худ. речи. Тропы. Стиховедение. – М., 2002. – С. 57.] Поэтому нам представляется целесообразным включить в работу над худ. текстом и несколько упражнений на выявление функции сравнения в текстах Л.Н. Толстого.

С точки зрения грамматической формы сравнения бывают полные, т. е. состоящие из четырех компонентов (предмет речи, вводимый образ, основание сравнения, сравнительный союз как, будто, словно, точно, и т.д.); неполные; в форме Тв. падежа существительногоПьер чувствовал себя ничтожной щепкой, попавшей в колеса не известной ему, но правильно действующей машины»); бессоюзныеМосква, азиатская столица <…> c своими бесчисленными церквами в форме китайских пагод»; развернутые и др. К анализу можно привлечь метафоры, близкие к сравнениям по прозрачности, ясности признака, сближающего предметы («Вечер Анны Павловны был пущен»).

Выразительные возможности сравнения (как и метафоры) основаны на пересечении семантических полей, к которым относятся слова, обозначающие сравниваемые предметы. Так, сравнения и метафоры, используемые при описании салона Шерер («Веретена с разных сторон равномерно и не умолкая шумели»; Анна Павловна «заводила равномерную, приличную разговорную машину»), сближают работу механизма и разговор людей, что порождает комический эффект и передает авторскую иронию. Ведь можно было бы сравнить беседу другими, не механическими явлениями (щебет птиц, журчание ручья), и создалось бы совершенно иное впечатление.

Сравнение характеризует, с одной стороны, предмет речи, с другой стороны – говорящего. Поскольку обе цели преследуются не всегда, можно выделить изобразительные и оценочные сравнения. «В полях, как пузырьки в воде, вспырскивали с чувыканьем жаворонки», «вдруг затрещало по мосту, будто рассыпанные орехи» – сравнения помогают мысленно увидеть или услышать нечто. Это изобразительные сравнения. Оценочная функция – главная в описании Платона Каратаева: Пьеру казалось, «что его слова и действия выливались из него так же равномерно, необходимо и непосредственно, как запах отделяется от цветка». Сравнение подчеркивает близость Каратаева к природе, органичное, естественное в нем, и потому ценимое Толстым и его автопсихологическим героем. Но обе функции могут сочетаться. Так, в плену Пьер увидел наступающую ночь: «… красное, подобное пожару, зарево встающего полного месяца залилось по краю неба…». Сравнение, с одной стороны, уточняет цвет, с другой – передает трагизм ситуации и переживаний Пьера. В речи персонажей сравнения передают соответствующую точку зрения – идейно-оценочную и фразеологическую:

«– Вишь, звезды-то, страсть, так и горят! Скажи, бабы холсты разложили», – сказал солдат, любуясь на Млечный путь».

Аналитическое мышление Толстого тяготеет именно к развернутым сравнениям, т.к. они часто выполняют разъяснительную функцию. Например, Андрей Болконский так говорит Пьеру о войне перед Бородинским сражением: «– …мы играли в войну – вот что скверно…. Это великодушничанье и чувствительность – вроде великодушничанья и чувствительности барыни, с которой делается дурнота, когда она видит убиваемого теленка; она так добра, что не может видеть кровь, но она с аппетитом кушает этого теленка под соусом». Сравнивая воюющих с лицемерной барыней, князь Андрей негативно отзывается о военных действиях России.

У Толстого много развернутых сравнений, разросшихся в целые сценки - образные параллелизмы, которые зачастую уже составляют элемент образного мира автора. Образный параллелизм – это иносказание, представляющее собой параллель двух образов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: