Раздел I. Предмет философии. Её цели, задачи, методы

Термин "Философия" происходит от греческих слов "phileo" - любовь и "sophia" - мудрость и означает - любовь к мудрости. Но греческое понятие "sophia" не соответствует нашему понятию "мудрость", которое означает сугубо эмпирическое и практическое знание, приспособление к решению повседневных жизненных проблем. "Sophia", напротив, означает, по существу, абстрактное знание, имеющее весьма отдаленное и опосредованное отношение к делам повседневной жизни. Первым, кто объяснил слово: "философ", был Пифагор (2-я пол. VI - н. V вв. до н.э.). Он говорил: "Жизнь подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные - торговать, а самые счастливые - смотреть; так и в жизни: иные, подобные рабам, рождаются жадными до славы и наживы, между тем как философы - до единой только истины". Итак, согласно Пифагору, смысл философии - в поиске истины.

Знаменитый древнегреческий мыслитель Платон полагал, что задача философии заключается в познании вечных и абсолютных истин, что под силу лишь философам, которые от рождения наделены соответствующей мудрой душой. Поэтому с его точки зрения философами не становятся, а рождаются.

По мнению Аристотеля, задача философии - постижение всеобщего в самом мире, а ее предметом являются первые начала и причины бытия. При этом философия является единственной наукой, которая существует ради самой себя и представляет "знание и понимание ради самого знания и понимания".

Философию отличает разнообразие подходов к своему собственному предмету. Особенно отчетливо это проявилось во второй половине XIX - нач. XX вв., когда возникает множество самых различных по своему характеру философских школ и направлений.

Смысловой центр философии составляют определенные вопросы, в которых рефлективное человеческое сознание видит загадку и которые, приводят его в замешательство. Напрямую размышлять о них – лучший способ приступить к изучению философии.

Главная забота философии – критически исследовать и осмыслить самые обыкновенные идеи, которыми каждый из нас, не задумываясь, пользуется изо дня в день. Историк задается вопросом о том, что случилось в такой-то момент прошлого, а философ спрашивает: «А что такое время?». Математик исследует отношения между числами, а философ спрашивает: «Что есть число?». Физик занят строением атома и объяснением гравитации, а философ спрашивает: «Откуда мы знаем, что вообще что-либо существует вне нашего сознания?» Психолог изучает процесс овладения языком у детей, а философ спрашивает: «Что придает словам смысл?».

Человек живет, по большей части не задумываясь над понятиями «число», «время», «знание», «язык», «добро» и «зло», считая это чем-то очевидным, само собой разумеющимся. Но философия исследует эти предметы сами по себе, как таковые. Ее цель – хоть немного продвинуться в нашем понимании мира и самих себя. Разумеется, это не так просто. Чем фундаментальнее те понятия, которые человек пытается осмыслить, тем меньше в его распоряжении исследовательских инструментов. Не так уж много можно счесть очевидным или принять на веру. Так что, с этой точки зрения, философия – это в чем-то весьма и весьма странное занятие с позиции здравого смысла, тем более, что лишь очень немногие ее результаты остаются не оспоренными хоть сколько-нибудь долгое время.

Немецкий философ ХХ века М.Хайдеггер, размышляя о специфике философского знания, обращает внимание на то, что философию могут переоценивать, ожидая от нее непосредственной пользы, или, недооценивать, «находя в ней, (но только в «абстрактном» виде), все то же самое, то, в чем уже и без того успело вполне осязательно удостовериться на опыте наше общение с вещами. Однако подлинное философское знание никогда не бывает какой-то запоздалой прибавкой предельно всеобщих представлений к уже известному сущему; совсем наоборот: - в нем забегающее, заскакивающее вперед видение сущности вещей, сущности, всё вновь и вновь затаивающейся.» М. Хайдеггер. Работы и размышления разных лет М.1993. с 234/

Безусловно, следует помнить о том, что каждая философская школа, каждый философ пытается дать свое собственное понимание мира и человека, однако сказанное вовсе не означает, что различным философским концепциям не присуще общее. Можно выделить существенные моменты, свойственные философскому знанию вообще:

- Исследование наиболее общих вопросов бытия. При этом сама проблема бытия понимается в универсальном смысле. Сюда относят следующие основные категории: бытие и небытие; бытие природы, общества, человека. Философское учение о бытии получило название «онтология» (от греч. ontos - сущее, logos - учение).

- Анализ наиболее общих вопросов познания. Сюда относят проблемы познаваемости мира; каковы возможности, методы, цели познания и что есть истина; каков субъект и объект познания. При этом философии не интересны конкретные методы познания (физические, химические, биологические и т.д.), хотя она их не игнорирует. Философское учение о познании получило название «гносеология» (греч. gnosis - знание, logos - учение);

- Изучение наиболее общих вопросов функционирования и развития общества. Формально это проблема, конечно, находит свое место в учении о бытии. Но поскольку именно общество оказывает основное влияние на развитие личности, формирует социальные качества человека, поэтому выделяют особый раздел, который изучает общественную жизнь, получивший название – «социальная философия».

- Исследование наиболее общих и существенных проблем человека. Это тоже один из важнейших разделов философии, поскольку именно человек является исходным и конечным пунктом философствования. Философия человека называется «философской антропологией».

Исходя из вышесказанного, можно философию определить как учение об общих принципах бытия, познания и отношения человека и мира. Философия всегда оформляется в виде теории, формирующей свои категории и их систему, закономерности, методы и принципы исследования. Специфика философской теории заключается в том, что ее законы, категории и принципы носят всеобщий характер, распространяются одновременно на природу, общество, человека и само мышление. В последнем случае философия выступает как мышление о мышлении. Как и любая наука, философия имеет свой метод. Однако философия выступает в качестве наиболее общей методологии, и в этом суть ее собственного метода. Можно сказать, что философский метод (от греч. methodos - путь познания) есть система наиболее общих приемов теоретического и практического освоения действительности, а также способ построения и обоснования системы самого философского знания.

Однако различные философские школы и направления, в соответствии со своей спецификой и пониманием, формируют и используют различные философские методы. Плюрализму философских концепций соответствует и плюрализм методов.

Говоря о методах философии, следует, прежде всего, указать на материализм и идеализм. Деление на указанные направления существовало с самого начала развития философии. Немецкий философ XVII-XVIII вв. Лейбниц называл Эпикура самым крупным материалистом, а Платона - самым крупным идеалистом. Классическое же определение обоих направлений впервые было дано немецким философом Ф. Шлегелем. "Материализм - писал он, - все объясняет из материи, принимает материю как нечто первое, изначальное, как источник всех вещей. Идеализм все выводит из одного духа, объясняет возникновение материи из духа или же подчиняет ему материю".

Теория познания во многом определяется тем, что берется за первичное: материя или сознание, дух или природа.

Следующий аспект дифференциации философских методов - диалектика и метафизика.

Диалектика понимается как учение о всеобщем развитии бытия и познания.

Метафизика рассматривается как учение о сверхчувственных принципах и началах бытия. Метафизика исследует первые причины и предельные основания бытия мира вещей и явлений, в том числе и человека. Методы метафизического познания не включают в себя чувственный опыт и предметно – практические действия и проверки; они ограничиваются рассуждениями в пространстве чистой мысли. Но, когда речь заходит о метафизике как противоположном методе диалектики, то здесь имеется в виду однозначная, статичная картина мира, стремление к абсолютизации и изолированному рассмотрению тех или иных моментов бытия.

Т.е. диалектический метод предполагает видеть мир изменчивым, релятивным, метафизический метод видит во всем устойчивое, неподвижное, раз и навсегда данное. Помимо указанных методов философия, включает в себя и другие:

- Сенсуализм (от лат. sensus - чувство) - методологический принцип, в котором за основу познания берутся чувства и который стремится все знания вывести из деятельности органов чувств, ощущений, абсолютизируя их роль в познании (Эпикур, Локк, Беркли, Гольбах, Фейербах и др.).

- Рационализм (от лат. ratio - разум) - метод, согласно которому основой познания и действия людей является разум (Спиноза, Декарт, Лейбниц, Гегель и др.).

- Иррационализм – метод, отрицающий или ограничивающий роль разума в познании, уделяющий основное внимание иррациональным способам достижения бытия, таким как инстинкт, воля, интуиция, чувство, любовь и др. (Шопенгауэр, Кьеркегор, Ницше, Дильтей, Бергсон и др.).

Все названные философские методы находятся между собой в диалектической взаимосвязи и образуют целостную систему, благодаря чему философия и выступает как общая методология познания и освоения мира.

Предмет и специфику философии нельзя раскрыть полно, не затрагивая вопроса о ее функциях. Прежде всего, это мировоззренческая функция, которая связана с абстрактно-теоретическим, понятийным объяснением мира в отличие от всех других видов и уровней мировоззрения.

Необходимо выделить прогностическую функцию философии, ее способность не просто давать адекватную оценку существующей реальности, но и заглядывать далеко в будущее и совершенно точно описывать будущие реалии общественного развития.

Критическая функция философии. Она распространяется не только на другие дисциплины, но и на саму философию. Принцип "подвергай все сомнению", со времен античности проповедуемый многими философами, как раз и свидетельствует о важности критического подхода и наличии определенной доли скепсиса по отношению к существующему знанию и социокультурным ценностям. Он играет антидогматическую роль в их развитии.

С критической функцией философии тесно связана и аксиологическая функция (от греч. axios - ценный). Любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения различных ценностей: социальных, нравственных, эстетических, идеологических и т.п.

Социальная функция философии является довольно многоплановой по своему содержанию. Здесь философия призвана выполнить двуединую задачу - объяснять социальное бытие и способствовать его изменению. Ее задача - помочь осознать и сформулировать коллективные цели и направить усилия на организацию коллективных действий по их достижению.

С социальной функцией философии тесно связана функция интеллектуальной терапии, которая особенно важна в периоды нестабильного состояния общества, когда прежние кумиры и идеалы исчезают, а новые не успевают сформироваться; когда человеческое существование находится в пограничной ситуации и каждый должен делать свой нелегкий выбор.

Все функции философии диалектически взаимосвязаны. Каждая из них предполагает остальные и, так, или, иначе, включает их.

Важным моментом для понимания сущности философского знания является проблема происхождения философии. В современной философии существуют три основных концепции происхождения философии – мифогенная, гносеогенная и социогенная.

Сторонники мифогенной концепции исходят из того, что непосредственным источником возникновения философии является мифология. Этой точки зрения придерживались немецкий философ Х1Х века Гегель и российский философ ХХ века А. Лосев. Признавая тот факт, что в древности существовали и иные, кроме мифа, формы знания, миф является наиболее универсальной, всеобщей формой знания. Иные формы познания мира (искусство, обыденное знание, первобытные религиозные верования) основаны на мифе и окрашены в мифологические тона.

Сторонники гносеогенной концепции возникновения философии (Ф. Кессиди, Г. Франкфорт) считают, что философия возникает в результате формирования понятийного мышления, высвобождение человеческого мышления из цепких объятий мифологического мышления. Не случайно основополагающий труд Ф. Кессиди по этой проблеме так и называется – «От Мифа к Логосу».

Социогенная концепция возникновения философии основывается на том, что развитие общества влечет за собой потребность в новых формах осмысления социальной реальности. Развитие античной демократии ведет к интеллектуальной состязательности, формирует греческую теоретическую мысль. Не случайно философские труды древнегреческих мыслителей изложены не в форме монологов, а в форме диалогов.

В философии существует два взгляда на изменение предмета философии. Представители первой точки зрения считают, что первоначально философия была тождественна всему человеческому знанию. Затем начали выделятся частные науки (астрономия, физика), а остаток собственное и составил предмет философии. Авторы второй точки зрения исходят из того, что философия всегда имела собственный предмет, то есть знание о знании. Академик А.А. Гусейнов, например, выделяет три этапа изменения предмета философии: первоначально философия понималась по преимуществу как натурфилософия (физика); впоследствии философия стала пониматься как гносеология (теория познания); затем философия стала пониматься как этика, то есть как учение о человеке. То есть философия последовательно отождествлялась с законами природы, с законами познания, с законами свободы.

Дискуссионным является вопрос о статусе философского знания. Является ли философия наукой? А если нет, то чем она является? По этому поводу в современной философии сложилось три основных точки зрения. Авторы первой считают, что философия – это наука. Философия понимается ими как наука о наиболее общих закономерностях развития природы, общества и мышления (есть законы, которые действуют во всех трех сферах). Эта точка зрения имеет право на существование. Однако сразу возникает вопрос – какие закономерности считать «наиболее общими», а какие таковыми не считать?

Представители второй точки зрения утверждают, что философия – это разновидность мировоззрения (как миф и религия). Однако здесь же возникает вопрос – в чем качественное отличие философии от мифа и религии?

Третью, синтетическую, точку зрения на статус философии излагает упомянутый выше А.А. Гусейнов. По его мнению, философия – не просто мировоззрение. Она вместе с тем также и наука. Это мировоззрение, претендующее на научный статус. По его мнению, философское мировоззрение отличается от мировоззрений, замешанных на религиозных, этно-национальных, политико-идеологических убеждениях именно тем, что она опирается на науку и поэтому имеет всеобщее значение.

Из такого понимания статуса философского логично вытекает определение философии. Философия – это особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех основных её проявлениях. Философия стремится рациональными средствами создать предельно обобщенную картину мира и места человека в нем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: