Гераклит Эфесский

Примерно с милетской философской школой, в малоазийском городе Эфес сформировалась философская школа, ярким представителем которой был Гераклит (540-480 до н.э.) Различные природные явления Гераклит объясняет естественным образом. Он, например, считает, что гром возникает путем столкновения ветров и туч и проникновением ветра в тучи; молнии возникает воспламенением испарений, а зарницы – загоранием и потуханием облаков. В объяснении этого явления Гераклит устраняет мифологических греческих богов, которые присутствовали в мифах (Гермес, Зевс и т.п.).

Гераклит, как и философы Милета, отдал должное поиску первоосновы мира. Основой всего Гераклит считает огонь. Огонь есть основной элемент, всё является видом огня и всё происходит путем разрежения и сгущения огня. Огонь – первооснова мира (архэ).

Но более всего Гераклит известен как создатель первых форм диалектического мышления, так называемой стихийной диалектики. Диалектика – это философское учение о развитии и взаимосвязи всех явлений в мире. Идея развития и взаимосвязи выражена в творчестве Гераклита в различных формах. Например, он утверждает, что мир возникает из огня и опять сгорает в определенные периоды в течение всего века. Ядром его диалектического учения был принцип всё течет.

Постоянные изменения и постоянное развитие Гераклит объясняет различными способами: одно и то же является и живым и мёртвым, бодрствующим и спящим, молодым и старым, ибо это, изменившись, становится другим, а другое, изменившись, становится этим. Наиболее известно высказывание Гераклита «Нельзя войти в одну реку дважды», ибо, когда человек будет входить в реку второй раз, то прежней воды в реке уже не будет, а значит, что это будет уже другая река. В другом тексте Гераклит даже утверждает, что в одну реку мы не можем войти и однажды, ибо «в одни и те же реки мы входим и не входим, существуем и не существуем». Философ имеет в виду тот очевидный факт, что пока мы входим в реку, река постоянно меняется и постоянно меняемся мы сами.

Существенный вклад внёс Гераклит в разработку теории познания (гносеологию). По его мнению, познание стремится постичь сущность, то есть логос. Кто его не понимает, тот не может ничего понять в мире. Гераклит различает «многознание», «многоучёность» от мудрости. «Многознание» в отличие от подлинной мудрости не способствует подлинному познанию мира, а скорее удаляет познающего от истины.

Всё сказанное позволяет сделать вывод, что Гераклит внёс существенный вклад в развитие такой важной составляющей философского знания. И не случайно систематизатор диалектики Г. Гегель подчёркивал, что Гераклит понимает абсолют как диалектический процесс и что сам абсолют в философии Гераклита как единство противоположностей. А эта оценка Гераклита Гегелем является отчасти признанием Гераклитовой диалектики как основополагающей в истории философии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: