В XX в. и в особенности во второй его половине произошли гигантские преобразования во всех частях света и областях человеческой деятельности. Среди мощных факторов глобального масштаба, предопределивших пути развития мирового и отечественного транспорта, следует назвать следующие.
-Беспрецедентный рост населения на земном шаре, который часто называют демографическим взрывом. На протяжении нашей эры темп прироста населения Земли повысился примерно в 40 раз. Только за время жизни трех-четырех последних сменившихся поколений (150-200 лет) население земного шара возросло округленно с 1 до 6 млрд. человек. В настоящее время население Земли увеличивается на 75-80 млн. чел. в год и по расчетам Организации Объединенных Наций к 2010 г. достигнет 7 млрд., а к 2022 г.- 8 млрд. человек.
-Бурный рост производства и потребления материальных ресурсов. Например, за последние 75 лет добыча каменного угля возросла в 3 раза, газа - в 25 раз, нефти - в 50 раз. За тот же период производство электроэнергии увеличилось более чем в 1000 раз, при этом 80-85% ее вырабатывается за счет сжигания углеводородного топлива. Помимо энергоресурсов человечество использует практически все доступные ему природные вещества (руды, инертные материалы, лес и другие растения, воду, воздух и многое другое), как непосредственно, так и в качестве сырья и материалов.
-Урбанизация населения, т. е. беспримерный рост городов. Действительно, за истекшие годы XX столетия общее население Земли увеличилось в 3 раза, а городское - в 12 раз. Непропорционально быстро растет не только количество городов, но и численность жителей в них.
-Феномен XX в., который английский физик и философ Джон Бернал назвал научно-технической революцией. В основном в этом столетии, и большей частью во второй его половине, наука и техника достигли небывалого уровня расцвета, открыв новые законы существования и развития объективного мира, новые виды энергии, новые материалы, новые типы и виды машин, новые технологические процессы, новые методы и средства связи и управления.
Под воздействием названных, а также естественно-географических, экономических, политических, социальных и других фундаментальных факторов транспорт мира получил невиданное развитие как в масштабном (количественном), так и в качественном отношениях. Наряду с ростом протяженности сети путей сообщения традиционные виды транспорта подверглись коренной реконструкции: значительно увеличился парк подвижного состава, во много раз поднялась его провозная способность, повысилась скорость движения. Одновременно были созданы новые виды транспорта, которые получают все большее распространение.
Современный транспорт сделал возможным:
-массовое индустриальное производство средств производства и продуктов потребления;
-более глубокое разделение и специализацию труда, а также сложнейшую кооперацию практически во всех сферах промышленности, сельского хозяйства, строительства и других отраслей экономики;
-широкую национальную и международную торговлю самыми разнообразными видами энергоносителей, сырья, материалов, полуфабрикатов и готовой продукции;
-миграцию огромных масс людей (с более или менее высоким уровнем комфорта) в рамках отдельных стран и международных сообщений;
-освоение околоземного космического пространства и межпланетные приборные исследования с помощью летательных аппаратов, в будущем межпланетные путешествия людей.
Несмотря на существенный прогресс в развитии транспорта, к настоящему моменту в России (да и во многих других странах мира) сложилась своеобразная парадоксальная обстановка: транспортные проблемы обострились. В последние годы наш транспорт не всегда справлялся со своими задачами. Но и сегодня имеют место многочисленные случаи нерегулярного вывоза с предприятий готовой продукции и нарушения ритмичной доставки топлива, сырья, материалов, комплектующих изделий на заводы, фабрики; значительная доля грузов утрачивается полностью или подвергается порче; часто нарушается расписание движения поездов, самолетов, автобусов, судов. Уровень обслуживания пассажиров на некоторых вокзалах и в пути следования остается невысоким. Не всегда обеспечивается безопасность движения.
Все это вызывает законные нарекания клиентуры, осложняет производство, отягощает бюджет и в итоге сдерживает развитие экономики страны.
В настоящее время в России продолжается начавшееся в 90-е годы ХХ в. разгосударствление и приватизация транспортного и складского хозяйства. Интенсивно формируется и систематизируется рынок транспортных и транспортно-экспедиционных услуг. Следует добавить, что общегосударственный парк транспортных средств находится в неудовлетворительном состоянии, т.к. не развивается строительство новых транспортных средств с использованием новых технологий и как следствие не происходит обновление старого подвижного состава. Технические характеристики эксплуатируемых транспортных средств и систем значительно отстают от современного мирового уровня Западных стран, и, в первую очередь, по экономичности, безопасности, техническому состоянию и другим важным показателям.
Степень износа транспортных средств в целом по транспортному комплексу составляет свыше 50%, а по воздушным судам - 70%. Неразвивающееся производство, стабильный рост цен, инфляционные процессы и снижение платежеспособности клиентов способствуют снижению инвестиций в развитие транспорта. Поэтому значительно уменьшены запуски и обновление транспортных средств. Все виды транспорта имеют свою материально-техническую базу, документацию и технико-эксплуатационные показатели работы. Детально все эти элементы изучают специалисты транспорта, а работники обеспечивающие транспортно-информационные потоки должны иметь представление о таких элементах, которые встречаются им в практической деятельности при решении транспортно-обеспечивающих задач.
Причины данного явления чрезвычайно сложны и многообразны. здесь же можно коротко сказать лишь о том, что современный транспорт отстает в своем развитии от прогресса других отраслей народного хозяйства и от предъявляемых к нему требований. За этими не столько причинами, сколько следствиями лежат глубокие первопричины, обусловленные особенностями нашей страны, ее историей и, в конечном счете, уровнем понимания роли транспорта на определенных этапах развития государства.
Что касается транспортных проблем в технически развитых странах, то они (проблемы) по преимуществу относятся к городам и (как это ни странно) обусловлены чрезмерным развитием автомобилестроения. Гипертрофированный автомобильный парк крупных городов Европы и Америки вызывает постоянные пробки на улицах и лишает себя преимуществ быстрого и маневренного транспорта. Он же серьезно осложняет регулярное движение имеющихся средств общественного транспорта (автобусов, трамваев, троллейбусов), ухудшает экологическую обстановку.
В известной степени аналогичные трудности угрожают и нашим крупным городам. Но главную озабоченность вызывают магистральные виды транспорта и в первую очередь железнодорожный и воздушный.
Транспортные комплексы оказывают также негативное влияние на окружающую среду: 80% всех вредных выбросов в атмосферу и водную среду. Транспорт занимает также значительные площади земельных угодий и таит в себе угрозу жизни и безопасности людей.
Транспортная система России в настоящее время представляет собой сложный транспортный комплекс путей сообщения. Транспортный комплекс - это совокупность пропорционально развитых отраслей народного хозяйства, специализированных на удовлетворении потребностей общественного производства в перемещении грузов и пассажиров.
Органическими частями транспортной системы являются железные дороги, морские и судоходные речные пути, автомобильные дороги, трубопроводы для транспортирования нефти и газа, сеть воздушных авиалиний. Помимо путей сообщения, транспорт располагает и средствами для перемещения грузов - это автомобили, локомотивы, вагоны, суда и другой подвижной состав. К техническим устройствам и сооружениям транспорта относят станции, депо, мастерские, ремонтные заводы, предприятия технического обслуживания и т.п.
Транспортный комплекс можно делить на:
· магистральный - транспорт общего пользования: железнодорожный, водный, морской, автомобильный, воздушный, трубопроводный.
· промышленный - осуществляется перемещение предметов и продуктов транспорта в сфере производства
· городской- осуществляет перевозки внутри города: метро, автобус, троллейбус, трамвай, такси.
Дополнительно к составляющим транспортного комплекса относят:
· ведомственный транспорт;
· трубопроводный транспорт;
· нетрадиционные виды транспорта (на воздушной подушке, на магнитном подвесе и др.).
Развитие транспортного комплекса страны может быть оценена по данным, приведенным в табл.1.
Железнодорожный транспорт - первое место в большинстве промышленно - развитых странах, т.к. наиболее универсален: не зависит от климата, погоды, времени года. Железнодорожный транспорт входит в экономический потенциал страны, внося тем самым существенный вклад в научно-технический прогресс страны. В перспективе развития железнодорожного транспорта - создание высокоскоростного движения наземного транспорта, который сможет соперничать с воздушным транспортом.
Автомобильный транспорт - способен доставлять груз в различные регионы, где нет других видов транспорта; доставка от отправителя к получателю без перегрузки. Экономически выгоден только на дальние расстояния.
Морской транспорт - наиболее эффективен в тех направлениях, где морские пути короче сухопутных и нет других видов массового транспорта.
Речной транспорт - наиболее эффективен в тех направлениях, где местные и дальние перевозки совпадают с расположением судоходных рек и каналов. Наибольшая провозная способность наблюдается при использовании больших грузоподъемных судов. В связи с природно-климатическими условиями России период навигации при небольшой себестоимости кратковременный.
Таблица 1
Основные показатели транспортного комплекса России
Эксплуатационная длина путей сообщения общего пользования (на конец года), тыс. км: | |||||||||||||||
железнодорожные пути | |||||||||||||||
в том числе электрифицированные | - | 1,3 | 2,3 | ||||||||||||
автомобильные дороги с твердым покрытием (включая дороги необщего пользования) | |||||||||||||||
трамвайные пути | 0,7 | 1,3 | 1,4 | 2,0 | 2,4 | 2,8 | 3,0 | 3,0 | 3,0 | 2,9 | 2,8 | 2,8 | 2,8 | 2,7 | 2,7 |
троллейбусные линии | - | 0,1 | 0,3 | 0,9 | 2,0 | 3,5 | 4,4 | 4,6 | 4,8 | 4,8 | 4,8 | 4,9 | 4,9 | 4,9 | 4,9 |
пути метрополитена | - | 0,02 | 0,04 | 0,09 | 0,18 | 0,25 | 0,34 | 0,39 | 0,40 | 0,42 | 0,42 | 0,44 | 0,44 | 0,44 | 0,47 |
внутренние водные судоходные пути | |||||||||||||||
магистральные трубопроводы (нефте- и нефтепродуктопроводы) | 0,7 | 1,7 | 3,6 | ||||||||||||
Перевезено грузов транспортом, млн.т: | |||||||||||||||
железнодорожным | |||||||||||||||
автомобильным | |||||||||||||||
трубопроводным (нефть и нефтепродукты) | 0,4 | ||||||||||||||
Грузооборот транспорта, млрд. т· км: | |||||||||||||||
железнодорожного | |||||||||||||||
автомобильного | 0,1 | ||||||||||||||
трубопроводного (нефть и нефтепродукты) | 0,1 | 1,5 | 3,4 | ||||||||||||
Перевезено пассажиров транспортом общего пользования, млн. человек: | |||||||||||||||
железнодорожным | … | ||||||||||||||
автобусным1) | 0,0 | ||||||||||||||
трамвайным | |||||||||||||||
троллейбусным | - | ||||||||||||||
метрополитеном | - | ||||||||||||||
воздушным | 0,0 | 0,3 | 1,2 | ||||||||||||
Пассажирооборот транспорта общего пользования, млрд. пассажиро-километров: | |||||||||||||||
железнодорожного | … | ||||||||||||||
автобусного1) | … | 2,2 | 3,5 |
Воздушный транспорт - востребован в труднодоступных местах для других видов транспорта. Высокая скорость движения компенсируется высокой себестоимостью перевозок и зависимостью от природных условий.
Трубопроводный транспорт - используется для транспортировки природного газа, нефти, нефтепродуктов, продуктов питания (минеральной воды, молока и др). Самый дешевый вид транспорта. Не зависит от природных условий и занимает минимум площади земельных угодий.
Выбор вида транспорта зависит от уровня промышленной развитости страны, ее размеров, роли и значения перевозок и показателей качества услуг по перевозке. При выборе вида транспорта можно придерживаться шести основных факторов оценки, приведенных в табл.2.
Таблица 2