1.2. Развитие средств транспорта. 25. Введение

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Х.А. Фасхиев

ЕДИНАЯ ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА

Учебное пособие

УФА 2011

УДК 339.7:656.2

ББК 39.33 – 08.7

Ф-35

Фасхиев Х.А.

Единая транспортная система: учебное пособие / Х.А. Фасхиев; Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т. - Уфа: УГАТУ, 2011. - 140 с.

В учебном пособии содержится теоретический материал по дисциплине “Взаимодействие видов транспорта при смешанных перевозках” предназначенной для студентов специальности “Организация перевозок и управление на транспорте”. В курсе изучаются основные принципы и формы организации смешанных перевозок грузов и пассажиров различными видами транспорта, особенности перевозочного процесса с применением различных видов транспорта.

Рецензенты: д.э.н., профессор, заведующий кафедрой

«Менеджмент и маркетинг» УГАТУ Зиннуров У.Г.

к.т.н., доцент

Ил. Библигр.: 30 назв.

УДК 339.7:656.2

ББК 39.33 – 08.7

ISBN 5-9536-0078-8

Ó Уфимский государственный авиационный

технический университет, 2011

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение …………………………………………………………….4

1. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТА ……………...7

1.1. Эволюция транспортных коммуникаций и средств…………..7

1.2. Развитие средств транспорта ………………………………….25

1.3. Общая характеристика современного транспорта …………..34

2. Транспорт СВЯЗУЮЩЕЕ ЗВЕНО ПРОИЗВОДСТВА И

ПОТРЕБЛЕНИЯ ……………………………………………………43

2.1. Услуги транспорта ……………………………………………..43

2.2. Особенности транспортной отрасли ………………………….48

2.3. Основные виды транспортировки грузов …………………….55

3. Характеристика видов транспорта …………………..70

3.1. Автомобильный транспорт ……………………………………70

3.2. Морской транспорт …………………………………………….79

3.3. Речной транспорт ………………………………………………89

3.4. Железнодорожный транспорт …………………………………95

3.5. Воздушный транспорт ………………………………………….99

3.6. Трубопроводный транспорт …………………………………..108

3.7. Промышленный транспорт ……………………………………114

3.8. Городской транспорт ………………………………………….117

3.9. Нетрадиционные транспортные средства и системы ………121

3.10. Конкуренция и взаимодействие видов транспорта………..128

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………….137

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………….140

ВВЕДЕНИЕ

Транспорт - это крупнейшая и важная отрасль народного хозяйства, огромная сфера приложения человеческого труда, широчайшая область использования новейших результатов науки и техники, гигантская динамическая система, где необходимо теснейшее взаимодействие частей и подразделений. В этой сложной отрасли народного хозяйства взаимодействуют различные виды магистрального транспорта, а так же городской и промышленный транспорт. Несмотря на административно-хозяйственную самостоятельность, все виды транспорта находятся в известной зависимости друг от друга и оказывают существенное взаимное влияние на процесс и результаты своей работы. Единство назначения всех видов транспорта, а так же тесная взаимозависимость между ними позволяет рассматривать их как единую транспортную систему государства, функционирование которой обусловлено определенными объективными закономерностями.

В недавнем прошлом транспортный комплекс СССР был единым. Основой этого составляла общественная форма собственности на транспортные ресурсы. Единая транспортная система представляла собой совокупность всех взаимосвязанных видов транспорта, обеспечивающих экономической и социальной потребности страны в перевозках. Это была общая сеть путей сообщения с общей протяженностью более 2 миллионов километров, большую часть которых составлял воздушный и автомобильный транспорт.

В связи с проведением рыночных реформ и приватизации транспортных средств понятие единства транспортного комплекса исчезло. Был приватизирован автомобильный, речной, воздушный, морской и частично железнодорожный транспорт.

В ходе реформирования упор делается на конкуренцию между видами транспорта. Рынок - это не анархия, а вполне регулируемый государственный механизм. Главное - это положительный результат для человека: его благосостояние, социально-экономическая защищенность и общепринятый уровень свободы. Конечным результатом должна быть ресурсосберегающая экономика, важнейшей частью которой является транспорт.

Специфика транспорта в России заключается в том, что в силу сложившейся геополитических условий для транспорта нет конкурентного рынка, а есть во многих регионах какой-нибудь один вид транспорта, а другой дополняет его.

В настоящее время основная масса грузовых и пассажирских перевозок осуществляются с участием двух и более видов транспорта. Так, 80% грузов, перевозимых железнодорожным транспортом, зарождается и погашается на подъездных путях, т.е. на промышленном транспорте. Примерно 90% грузов, прибывающих в морские порты, передаются на железнодорожный транспорт. Около 50% грузов речного транспорта поступает также на железные дороги. Большая доля нефтегрузов передается с трубопроводов (через базы) на железнодорожный, морской, речной и автомобильный виды транспорта. Автомобильный транспорт практически взаимодействует со всеми видами транспорта. Особенно велик удельный вес участия автомобильного транспорта в пассажирских перевозках, осуществляемых всеми другими видами транспорта. Однако условия для взаимодействия различных видов транспорта нельзя признать оптимальными.
Применение различных видов транспорта для доставки грузов во многих случаях надо признать как вынужденная мера. Смешанные перевозки, т.е. перевозки грузов, пассажиров и багажа двумя или более видами транспорта очень часто применяются при международных перевозках, где основным транспортом является морской и железнодорожный транспорт, а вспомогательным (подвозящим и развозящим) - обычно автомобильный транспорт. Известно, что до 35% всех грузов доставляются автомобиле-железнодорожном сообщении, а 90% перевозок на морском транспорте осуществляется использованием железнодорожного и речного сообщений. Так же, не стоит думать, что смешанные перевозки исключительно прогрессивное явление. Из-за таких факторов как несогласованности расписания движения, различиях линейных сооружений, различного марочного состава погрузо-разгрузочных механизмов, возникают масса дополнительных материальных затраты на доставку груза (в первую очередь на погрузо-разгрузочные работы). В работе транспорта проявляются нежелательные простои. Так, железнодорожные вагоны в движении находятся всего 18…20% рабочего времени, морские суда 65...70%, локомотивы - 50...60%.По данной причине перспективным считается применение всего одного типа транспорта на всем пути следования по маршруту, а лучше всего - одной единицы. К тому же, этого в полной мере доступно на современном уровне технологий, если быть конкретней – укрупнение грузовых мест за счет контейнеризация или применения пакетных перевозок. С использованием контейнеров эффективное расстояние перевозки обычных грузов с использованием автомобильного транспорта составляет где-то 400...500 км (традиционно более 200 км рассматривается как сфере эффективного применения железнодорожного транспорта), а скоропортящихся до 600...900 км. Очевидно, что полностью не использовать смешанные перевозки на данный момент практически не возможно. Однако, использования контейнеров и в этом случае значительно удешевляет и ускоряет процесс доставки грузов, за счет сокращения времени погрузо-разгрузочных работ и их полной автоматизации. При смешанных раздельных грузоперевозках, как правило, максимальное интерес уделяется развитию инфраструктуры перевозчиков. В логистической транспортной системе первостепенное внимание отводится терминалам, поскольку эффективность такой системы и сама возможность ее функционирования (из-за различной мощности грузопотоков и скорости доставки) зависит от присутствия места в транспортной системе и функций терминалов, которые обеспечивают обработку материальных потоков. Комплексное развитие транспортной инфраструктуры основывается на транспортных средств, стандартизации комплектов грузов (таре), погрузочно-разгрузочных машин и механизмов. Одним из принципов хорошего взаимодействия всех звеньев в транспортной цепи является состояние готовности партнеров к кооперации, которая основана на понимание своей роли в логистической транспортной системе. Возможность использования передовой технологии грузоперевозочного процесса обусловлена уровнем развития транспортной инфраструктуры, которую можно разделить на два основных элемента - терминалы и транспортные пути.

Изучение современных методов организации смешанных перевозок и творческое применение их в практической деятельности будет способствовать повышению эффективности перевозочной деятельности отдельных хозяйствующих субъектов и транспортного комплекса страны в целом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: