Оценка различных видов транспорта по основным факторам, влияющим на выбор вида транспорта

Вид транспорта Факторы, влияющие на выбор вида транспорта
Время доставки Частота отправлений груза Надежность соблюдения графика доставки Способность перевозить разные грузы Способность доставить груз в любую точку территории Стоимость перевозки
Железнодорожный            
Водный            
Автомобильный            
Трубопроводный            
Воздушный            

Транспортные комплексы отдельных стран формируют мировую транспортную систему, под которой подразумеваетсяглобальная совокупность национальных транспортных систем, связанных между собой общими грузо- и пассажиропотоками. Эта система обладает мощной материально-технической базой, которая развивается и совершенствуется за счет масштабных инвестиций, обеспечивающих устойчивые темпы роста перевозок и повышение качества транспортных услуг.

Примерно 75% общей протяженности мировых транспортных коммуникаций (без учета морских линий) приходиться на автомобильные дороги; 16% на линии гражданской авиации; 4% на трубопроводы, 3% на железные дороги; 2% - на судоходные реки и каналы.

Страны и континенты имеют разную степень оснащения транспортными коммуникациями. Наиболее густая сеть в Западной Европе и Северной Америке. Хуже оснащены транспортными коммуникациями страны Азии и Африка.

В целом мировой объем перевозок грузов и пассажиров постоянно увеличивается. Заметно изменилось распределение перевозок между видами транспорта. Например, доля трубопроводного транспорта в общемировом грузообороте увеличилась в 2 раза (11%). В освоении мирового пассажирооборота воздушный транспорт приближается к уровню железнодорожного (составляет соответственно 9 и 11%).

Морской транспорт в мировой транспортной системе играет ведущую роль (80% всего грузооборота мировой торговли).

Речной транспорт - ежегодно перевозится более 1,5 млрд.т груза, но в связи с конкуренцией с автомобильным транспортом наметилась тенденция к сокращению объемов перевозок.

Железнодорожный транспорт - общая протяженность железных дорог 42 основных стран мира составляет 915 тыс.км. (перевозится более 3,7 млрд.т.груза). В мировом масштабе увеличение объемов железнодорожных перевозок не ожидается из-за конкуренции с автомобильным транспортом. Отмечено сокращение протяженности железных дорог на 100 тыс.км в общемировом значении. При этом протяженность электрифицированных линий возросла в три раза.

Автомобильный транспорт - мировой парк автомобилей постоянно растет и динамично развивается объем перевозок. По мнению экспертов, расчетная цифра 160 млн. единиц к 2010 году будет ежегодно увеличиваться на 4-4,5%. Примерно 75% общей численности грузового автомобильного парка приходиться на страны Западной Европы и Северной Америки.

Воздушный транспорт - бурное развитие за последние 10 лет: выросла протяженность трасс почти вдвое и объем перевозок по ним пассажиров и грузов в 2 раза. Почти 90% грузооборота мирового воздушного транспорта приходится на промышленно-развитые страны.

Трубопроводный транспорт - общая мировая протяженность достигла 450 тыс.км. Самыми крупными странами-владельцами нефтепроводов являются США и Россия.

Уровень развития транспорта в любой стране определяет уровень развития ее цивилизации. Поэтому недооценивание значения транспорта отрицательно сказываются на экономике страны. Транспорт способен существенно влиять на экономический рост страны, расширение торговли, повышение уровня жизни граждан, улучшение их социального проживания в современном обществе.

Контрольные вопросы

1. Какой вид транспорта в древности был самым развитым?

2. Какие факторы жизнедеятельности человека способствовали развитию видов транспорта?

3. Кем был изобретен первая паровая машина?

4. Каким образом влияла изобретение паровой машины на развитие транспорта?

5. Что входит в состав транспортного комплекса страны?

6. Что из себя представляет мировая транспортная система?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: