Логопедия. Раздел «Афазия»

Алалия.

Литература

Логопедия. Раздел «Алалия»

Основная литература

1. Беккер К. П., Совак М. Логопедия. — М., 1981. — Разд. 4.

2. Ковшиков В.А.. Экспрессивная алалия. — Л., 1985.

3. Кузьмина Н.И., Рождественская В.И. Воспитание речи у детей с моторной алалией. - М., 1977.

4. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. — М., 1968.

Дополнительная литература

1. Мастюкова Е.М. Онтогенетический подход к структуре дефекта при моторной алалии // Дефектология. — 1981. — № 6.

2. Нарушение речи у школьников. / Сост. Р.А. Белова-Давид, Б.М. Гриншпун. Вып. 1— М., 1969. —; Вып. 2. — М., 1972.

3. Обучение и воспитание детей с нарушениями речи. / Ред. В.И. Селиверстов и др. — М., 1982.

4. Недоразвитие и утрата речи. / Ред. Л.И. Белякова и др. — М.,1985.

5. Очерки по патологии речи и голоса / Под ред. С.С. Ляпи­девского — М.,1967.

6. Патология речи. / Под ред. С.С. Ляпидевского. - М., 1971. - С.30-40.

7. Развитие мышления и речи у аномальных детей / Ученые записки ЛГПИ им. А.И. Герцена. — Л., 1963. — С. 241-266.

8. Расстройства речи у детей и подростков./Под ред. С.С. Ля­пидевского. - М.,1969. - Гл.7.

9. Психические и речевые нарушения у детей и пути их кор­рекции. - Л., 1978.

10. Преодоление речевых нарушений у детей и взрослых. / Ред. В.И. Селиверстов, С.Н. Шаховская. — М., 1981. — С. 50-93.

11. Изучение аномальных школьников. / Ред. А.Д. Виногра­дова и др. - Л., 1981. - С. 83-115.

12. Соботович Е.Ф. К вопросу о дифференцированной диаг­ностике моторной алалии и олигофрении // Нервно-психические и речевые нарушения. - Л., 1982.

13. Соботович. Е.Ф. Формирование правильной речи у детей с моторной алалией. - Киев, 1981.

14. Филичева Т.Е. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. - М., 1999.

Логопедия. Раздел «Афазия»

Основная литература

1. Бадалян Л.О. Детская неврология. – М., 1975.

2. Бейн Э.С. Восстановление речи у больных с афазией. – М., 1982.

3. Бурлакова М.К. Коррекционно-педагогическая работа при афазии. – М., 1991.

4. Бурлакова М.К. Коррекция сложных речевых расстройств. — М.,1997,2000.

5. Бурлакова М.К. Логопедическая работа на раннем этапе после инсульта. — М., 2002.

6. Бурлакова М.К. Речь и афазия. — М., 2001.

7. Визель Т.Г. Как вернуть речь. – М., 1996

Дополнительная литература

1. Бейн Э.С. Основные принципы работы по восстановлению речи при афазии у взрослых. Журнал «Дефектология» 1969, №6.

2. ЛурияА.Р. Высшие корковые функции человека. — М., 1969.

3. ЛурияА.Р. Основы нейропсихологии. — М., 1973.

4. ЛурияА.Р. Язык и сознание. — М., 1979.

5. Нейропсихология сегодня. / Под ред. Хомской Е.Д.. – М., 1995.

6. Оппель В.В. Восстановление речи после инсульта. – М., 1972.

7. Сергеева Н.Ф. Особенности восприятия речи при моторной афазии. Журнал «Дефектология» 1972, №4.

8. Столярова Л.Г. Афазия при мозговом инсульте. – М., 1973.

9. Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов отделения логопедии дефектологического факультета по специальности 031800 – логопедия. Часть 1. под редакцией проф. Л.И. Беляковой, доц. Г.В. Бабиной – М.: Прометей, 2004. – 232с.

10. Хомская ЕД. Нейропсихология. — М., 1987.

11. Цветкова Л.С. Афазия и восстановительное обучение. – М., 1988.

12. Цветкова Л.С. Мозг и интеллект. – М., 1995.

13. Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных. — М., 1985.

14. Шкловский В.М., Визель Т.Г. Восстановление речевой функции у больных с различными формами афазии. – М., 2000.

15. Шохор-Троцкая (Бурлакова) М.К. К вопросу о восстановлении речи при «субкортикальной» сенсорной афазии у взрослых. Журнал «Дефектология» 1971, №4.

16. Шохор-Троцкая (Бурлакова) М.К. Коррекция сложных речевых расстройств». – М., 1972.

Планы практических занятий

Целью практических занятий является:

-проверка уровня понимания студентами вопросов, рассмотренных на лекциях и в учебной литературе, степени и качества усвоения материала студентами;

-восполнение пробелов в пройденной теоретической части курса и оказания помощи в его освоении.

Практическое занятие № 1-2

Тема: Моторная (экспрессивная) алалия.

Учебные цели и задачи: закрепить у студентов знания о структуре речевого дефекта при алалии, ее причинах и механизмах, уровнях недоразвития речи при алалии.

Основные понятия: алалия, структура дефекта, речевая и неречевая симптоматика, языковые операции, моторные зоны КГМ, афферентация, эфферентация, уровень недоразвития речи.

Основные вопросы занятия:

1. Алалия (распространенность, этиопатогенез).

2. Высшие уровни мозга, причастные к речевой и другим высшим психическим функциям.

3. Зоны головного мозга, ответственные за формирование речевого высказывания.

4. Механизм экспрессивной (моторной) алалии с точки зрения альтернативных концепций: «моторной», «психологической», «языковой».

5. Симптоматика экспрессивной алалии.

6. Характеристика уровней недоразвития речи при алалии.

Задания для самостоятельной работы:

1. Составить словарь терминов по теме практического занятия.

2. Подготовить конспект статьи Е.М. Мастюковой «Онтогенетический подход к структуре дефекта при моторной алалии» из журнала «Дефектология» (1981 г., №6).

Основная литература:

1. Логопедия /Под ред. Л.С. Волковой. – М., 1989.

2. Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия. – Ленинград, 1985.

3. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших специальных педагогических учебных заведений: в 2 т. Т. II /Под ред. Л.С.Волковой и В.И.Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.

Дополнительная литература:

1. Беккер К. П., Совак М. Логопедия. − М., 1981.

2. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М., 1973.

3. Жинкин Н.И. Механизмы речи. – М., 1958.

4. Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте. – М., 1962.

5. Левина Р.Е. Опыт изучения неговорящих детей-алаликов. – М., 1958.

6. Мастюкова Е.М. Онтогенетический подход к структуре дефекта при моторной алалии //Дефектология. − 1981. − № 6.

7. Недоразвитие и утрата речи /Ред. Л.И. Белякова и др. − М., 1985.

Практическое занятие № 3

Тема: Обследование ребенка с моторной алалией.

Учебные цели и задачи: закрепить теоретические знания о структуре, содержании и особенностях обследования детей с моторной алалией.

Основные понятия: диагностика, модели обследования, клиническая диагностика, экспресс-диагностика, динамическая диагностика, методические принципы, анамнез, катамнез.

Основные вопросы занятия:

1. Особенности анамнестических данных ребенка с моторной алалией.

2. Методические принципы обследования ребенка с моторной алалией.

3. Организация и содержание обследования ребенка с моторной алалией. Характеристика стимульного материала.

4. Дифференциальная диагностика моторной алалии.

Основная литература:

1. Беккер К. П., Совак М. Логопедия. − М., 1981. − Разд. 4.

2. Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия. – Ленинград, 1985.

3. Логопедия /Под ред. Л.С. Волковой. – М., 1989.

4. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М., 1989.

5. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших специальных педагогических учебных заведений: в 2 т. Т. II /Под ред. Л.С.Волковой и В.И.Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.

Дополнительная литература

1. Изучение аномальных школьников /Ред. А.Д. Виноградова и др. − Л., 1981.

2. Соботович Е.Ф. К вопросу о дифференцированной диаг­ностике моторной алалии и олигофрении //Нервно-психические и речевые нарушения. − Л., 1982.

Задания для самостоятельной работы:

1. Составить словарь терминов по теме практического занятия.

2. Составить таблицу-схему «Этапы логопедического обследования ребенка с моторной алалией».

Практическое занятие № 4

Тема: Система коррекционно-логопедического воздействия при моторной алалии.

Учебные цели и задачи: закрепить теоретические знания студентов о специфике, этапах и содержании коррекционно-логопедической работы при моторной алалии.

Основные понятия: комплексная коррекция, принципы логопедического воздействия, знаково-символическая деятельность, индивидуальная и фронтальная работа, предметно-практическая деятельность ребенка, аспекты коммуникации, грамматические обобщения, ситуации общения, эффективность коррекционного общения.

Основные вопросы занятия:

1. Развитие речемыслительной деятельности ребенка с алалией.

2. Методические принципы логопедического воздействия при моторной алалии.

3. Особенности предметно-практической деятельности ребенка с моторной алалией.

4. Характеристика видов речевой работы при моторной алалии.

5. Этапы логопедической работы при моторной алалии.

6. Методы и приемы индивидуальной и фронтальной форм работы при моторной алалии.

7. Как реализуется комплексный подход при работе с моторным алаликом?

Задания для самостоятельной работы:

1. Составить словарь терминов по теме практического занятия.

2. Подготовить сообщение на одну из тем:

· «Использование игровых приемов в коррекционной работе с детьми с ОНР при моторной алалии»;

· «Особенности воспитания в семье ребенка с моторной алалией».

Основная литература:

1. Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия. – Ленинград, 1985.

2. Логопедия /Под ред. Л.С. Волковой. – М., 1989.

3. Орфинская В.К. Спорные вопросы обучения слышащих детей без речи. — Л., 1959.

4. Преодоление речевых нарушений у детей и взрослых /Ред. В.И. Селиверстов, С.Н. Шаховская. − М., 1981. − С. 50-93.

5. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших специальных педагогических учебных заведений: в 2 т. Т. II /Под ред. Л.С.Волковой и В.И.Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.

Дополнительная литература

1. Беккер К. П., Совак М. Логопедия. − М., 1981. − Разд. 4.

2. Изучение аномальных школьников /Ред. А.Д. Виноградова и др. − Л., 1981. − С. 83-115.

3. Кузьмина Н.И., Рождественская В.И. Воспитание речи у детей с моторной алалией. − М., 1977.

4. Обучение и воспитание детей с нарушениями речи. / Ред. В.И. Селиверстов и др. − М., 1982.

5. Соботович Е.Ф. К вопросу о дифференцированной диаг­ностике моторной алалии и олигофрении //Нервно-психические и речевые нарушения. − Л., 1982.

6. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М., 1989.

7. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. − М., 1999.

Практическое занятие № 5

Тема: Сенсорная алалия. Этиология, механизмы, симптоматика.

Учебные цели и задачи: закрепить теоретические знания студентов об этиопатогенезе сенсорной алалии.

Основные понятия: фонематические нарушения, сенсорная алалия, сенсорно-акустический синдром, акустическое внимание, тональный слух, аудиометрия, акустико-гностический процесс, акустико-мнестический процесс, эхолалия, парафазии, элизии, персеверации, гиперакузия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: