Тема: Система коррекционно-логопедической работы при сенсорной алалии.
Учебные цели и задачи: сформировать у студентов знания о методах, принципах и приемах коррекционно-логопедической работы при сенсорной алалии.
Основные понятия: сильные речевые звуки, звуковые раздражители, вербальные занятия речевая активность, локализация звука, понимание в ситуации, паралингвистические средства, «ситуация мыслительных задач», акусема, артикулема, развернутые высказывания, инструкция-побуждение, полисемантизм, депривация.
Основные вопросы занятия:
1. Принципы коррекционной работы при сенсорной алалии.
2. Задачи коррекционной работы при сенсорной алалии.
3. Организация фонетического и речевого режимов в начале коррекционной работы.
4. Формы работы по развитию произвольного внимания у детей с сенсорной алалией.
5. Этапы коррекционно-логопедической работы при сенсорной алалии.
6. Особенности формирования побуждений. Значение формирования побудительных фраз.
Задания для самостоятельной работы:
|
|
1. Составить словарь терминов по теме практического занятия.
2. Оформить таблицу-схему «Система коррекционно-логопедической работы при сенсорной алалии».
Основная литература:
1. Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия. – Ленинград, 1985.
2. Логопедия /Под ред. Л.С. Волковой. – М., 1989.
3. Орфинская В.К. Спорные вопросы обучения слышащих детей без речи. — Л., 1959.
4. Преодоление речевых нарушений у детей и взрослых /Ред. В.И. Селиверстов, С.Н. Шаховская. − М., 1981.\Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших специальных педагогических учебных заведений: в 2 т. Т. II /Под ред. Л.С.Волковой и В.И.Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.
Дополнительная литература
1. Беккер К. П., Совак М. Логопедия. − М., 1981.
2. Изучение аномальных школьников /Ред. А.Д. Виноградова и др. − Л., 1981.
3. Кузьмина Н.И., Рождественская В.И. Воспитание речи у детей с моторной алалией. − М., 1977.
4. Обучение и воспитание детей с нарушениями речи. / Ред. В.И. Селиверстов и др. − М., 1982.
5. Соботович Е.Ф. К вопросу о дифференцированной диагностике моторной алалии и олигофрении //Нервно-психические и речевые нарушения. − Л., 1982.
6. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. − М., 1999.
7. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М., 1989.