Тема: Эфферентная моторная афазия. Восстановление речи при эфферентной моторной афазии.
Учебные цели и задачи: закрепить знания студентов об этиопатогенезе эфферентной моторной афазии, методах восстановления речи и направлениях коррекционно-педагогической работы при данной форме афазии.
Основные понятия: эфферентация, персеверация, аграмматизм, речевые аграмматизмы, семантические связи слова, «телеграфный стиль».
Основные вопросы занятия:
1. Назовите зоны мозга, при поражении которых возникает эфферентная моторная афазия.
2. Структура дефекта при эфферентной моторной афазии.
3. Цель и задачи восстановления речи при эфферентной моторной афазии.
4. Методы и приемы коррекционно-педагогической работы при эфферентной моторной афазии
5. Метод семантических связей слова и его характеристика.
Задания для самостоятельной работы:
1. Составить словарь терминов по теме практического занятия.
2. Составить таблицу-схему «Методы восстановительной работы при эфферентной и афферентной моторной афазии».
Основная литература:
1. Цветкова Л.С. Афазия и восстановительное обучение. – М., 1988.
2. Бурлакова М.К. Коррекция сложных речевых расстройств. – М., 1997.
3. Визель Т.Г. Как вернуть речь. – М., 1998.
4. Логопедия /Под ред. Л.С. Волковой. – М., 1995.
5. Шохор-Троцкая М.К. Стратегия и тактика восстановления речи. – М., 2001.
Дополнительная литература:
1. Бэйн Э.С. Восстановление речи у больных с афазией. – М., 1982.
2. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – М., 1973. − с. 64-84.
3. Лурия А.Р. Язык и сознание /Под ред. Е.Д. Хомской. − Р.на/Д., 1998.
4. Цветкова Л.С. Восстановительное обучение при локальных поражениях мозга. – М., 1972. – с. 10-32.
5. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших специальных педагогических учебных заведений: в 2 т. Т. I-II /Под ред. Л.С.Волковой и В.И.Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.
Практическое занятие №5