Под системой понимают любой объект, который одновременно рассматривается и как единое целое, и как объединенная в интересах достижения поставленных целей совокупность разнородных элементов. Системы значительно отличаются между собой как по составу, так и по главным целям.
Система есть совокупность элементов, взаимосвязанных друг с другом и образующих определенную целостность.
Элемент системы – часть системы, выполняющая определенную функцию. Элемент системы может быть сложным, состоящим из взаимосвязанных частей, в этом случае его принято называть подсистемой. Подсистема — это относительно самостоятельная часть системы, выделенная по определенному признаку.
Количество элементов, из которых состоит система, может быть любым, важно, чтобы они были между собой взаимосвязаны.
Основные свойства системы:
1. Сложность – зависит от множества входящих в нее компонентов и их структурного взаимодействия.
2. Делимость – состоит из ряда подсистем или элементов, выделенных по определенному признаку, отвечающим конкретным целям и задачам.
3. Целостность – функционирование множества элементов системы должно быть подчинено одной цели.
4. Структурность – определяет наличие установленных связей или отношений между элементами внутри системы.
5. Эмерджентность. Эмерджентность предполагает наличие таких качеств (свойств), которые присущи системе в целом, но не свойственны ни одному из ее элементов в отдельности.
Примеры систем – техническое устройство, состоящее из узлов и деталей, живой организм, состоящий из клеток, коллективы людей и т.д.
Добавление к понятию "система" слова "информационная" отражает цель ее создания и функционирования. Информационные системы обеспечивают сбор, хранение, обработку, поиск, выдачу информации, необходимой в процессе принятия решений задач из любой области. Они помогают анализировать проблемы и создавать новые продукты.
ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА – это взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.
Базовые компоненты информационной системы (ИС):
· информация;
· информационные технологии, которые базируются на определенных технических и программных средствах;
· организационные единицы управления, основывающиеся на определенных методах управления;
· функциональные компоненты, состоящие из определенных функциональных подсистем со своим комплексом задач, для решения которых используются определенные модели принятия решений.
Основные принципы создания ИС:
1. Принцип системности – требует рассматривать анализируемое предприятие как единое целое, выявлять типы связей между структурными элементами или бизнес-процессами, устанавливать направления информационных потоков, а также функции отдельных структурных подразделений. В результате все составные части объекта будут объединены и согласованы по целям функционирования, по входным и результирующим документам и защите информации.
2. Принцип развития – ИС должна создаваться с учетом постоянного изменения информационных потребностей пользователей. Данный принцип требует разработки средств, с помощью которых ИС может адаптироваться или модернизироваться в соответствии с новыми требованиями
3. Принцип непосредственного участия работников предприятия в процессе обследования и разработки ИС, что позволяет избежать неправильных постановок задач и ускорить процесс внедрения системы.
4. Принцип безопасности – обеспечение безопасности всех информационных процессов.
5. Принцип эффективности – достижение рационального соотношения между затратами на создание ИС и результатами, получаемыми в процессе ее эксплуатации.
Внедрение информационных систем может способствовать:
1. Получению более рациональных вариантов решения управленческих задач за счет внедрения математических методов и интеллектуальных систем и т.д.;
2. Освобождению работников от рутинной работы за счет ее автоматизации;
3. Обеспечению достоверности информации;
4. Замене бумажных носителей данных на магнитные диски или ленты, что приводит к более рациональной организации переработки информации на компьютере и снижению объемов документов на бумаге;
5. Совершенствованию структуры потоков информации и системы документооборота в фирме;
6. Уменьшению затрат на производство продуктов и услуг;
7. Предоставлению потребителям уникальных услуг;
8. Отысканию новых рыночных ниш;
9. Привязке к фирме покупателей и поставщиков за счет предоставления им разных скидок и услуг.