Информационная система управления персоналом. Место информационной системы управления персоналом в организационной структуре

Эффективное управление предприятием означает эффективное управление всеми тремя ресурсами, которые есть у любой компании: материальными, финансовыми и человеческими. Управление персоналом - более сложная задача, чем управление другими ресурсами компании. Это связано с тем, что именно от квалификации и способностей персонала зависит степень эффективности использования других ресурсов компании.

Управление персоналом является средством реализации кадровой политики организации. Термин «кадровая политика» подразумевает систему правил и норм, приводящих человеческий ресурс в соответствие со стратегией фирмы. Отсюда следует, что мероприятия по работе с кадрами — отбор, составление штатного расписания, аттестация, обучение, продвижение — заранее планируются и согласовываются с общим пониманием целей и задач организации.

Цель кадровой политики — обеспечение оптимального соотношения процессов обновления и сохранения численности и качественного состава кадров (РИС).

Управление персоналом - это стратегическое и оперативное управление деятельностью предприятия, направленное на повышение эффективности использования человеческих ресурсов организации.

Система управления персоналом предполагает формирование целей, функций, организационной структуры управления персоналом, вертикальных и горизонтальных функциональных взаимосвязей руководителей и специалистов в процессе обоснования, выработки, принятия и реализации управленческих решений.

Технология управления персоналом - совокупность приемов, способов и методов воздействия на персонал в процессе его найма, использования, развития и высвобождения с целью получения наилучших конечных результатов трудовой деятельности. Технология управления персоналом регламентируется специально разработанными нормативно-методическими документами.

Информационная система управления персоналом представляет собой интегрированную систему, построенную для обеспечения информацией, необходимой для кадровых решений.

Наиболее общие сферы применения ИС:

· начисление заработной платы (78%);

· предоставление льгот (70%);

· ведение учета соблюдения требований законодательства (69%)

Информационная система управления персоналом – это программный комплекс, представляющий собой интегрированное, готовое к работе программно-методологическое решение, позволяющее автоматизировать процессы управления человеческими ресурсами компании в различных областях (посредством соответствующих подсистем комплекса) (см. рис. 4).

Операционное управление:

· штатное расписание и организационная структура предприятия;

· кадровый учет;

  • табельный учет;
  • ведение нарядов и путевых листов;
  • расчет оплаты труда;
  • кадровое делопроизводство и документооборот.

Администрирование (управление кадровыми процессами):

· управление подбором, развитием, оценкой, стимулированием (контроль, планирование, анализ);

· управление компетенциями.

Рис. 4. Архитектура программного комплекса управления

человеческими ресурсами

Стратегическое управление:

· бизнес-анализ;

· оптимизация;

· прогнозирование.

Подсистема организационного моделирования занимает особое место в корпоративной информационной системе, поскольку она не автоматизирует процессы, а задает исходные шаблоны для построения количественных моделей во всех предметных областях менеджмента. В части управления человеческими ресурсами эта система поддерживает организационные структуры кадровой деятельности (передает информацию о структурном и процессном устройстве компании, задает целевые показатели деятельности и др.).

Процесс управления поддерживается программным комплексом в части полной или частичной автоматизации следующих видов деятельности:

· целеполагания — задаются значения, достижение которых к определенному моменту времени будет означать успешную деятельность компании;

· регистрации — фиксируются текущие значения критериев управления;

· контроля — сравниваются текущие и целевые значения критериев управления для определения промежуточных результатов управления объектом;

· прогнозирования и моделирования — осуществляется поиск вариантов/сценариев развития;

· принятия управленческих решений — определяется воздействие для достижения цели управления или принимается решение о необходимости и возможности его изменения;

· планирования ресурсов — определяется потребность в ресурсах, необходимых для выполнения принятых управленческих решений;

· администрирования — выполняются функции формализации и преобразования принятых управленческих решений в упорядоченные управляющие воздействия.

Специалисты полагают, что во многих российских компаниях достаточно хорошо решены вопросы автоматизации кадрового учета и делопроизводства, а остальные, особенно административные и управленческие, функции поддерживаются крайне слабо.

ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В широком смысле под технологией понимают науку о производстве материальных благ. В более узком смысле под технологией понимается последовательность действий над предметом труда с целью получения конечного продукта.

Информационная технология как наука изучает процессы производства и преобразования информации. Ее возникновение связано с тем, что в настоящее время информация превратилась в производственный ресурс, наряду с другими материальными ресурсами.

Информационная технология (ИТ) — совокупность взаимосвязанных процедур по преобразованию информации с использованием системы методов и способов выполнения этих процедур в определенной технической и программной среде.

Цель информационной технологии – производство информации для ее анализа человеком и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия.

Особенностью информационной технологии является то, что в ней и предметом, и продуктом труда является информация, а орудиями труда – средства вычислительной техники и связи.

Методами информационных технологий являются методы обработки и передачи информации.

Средства информационных технологий – это технические, программные, информационные и др. средства, при помощи которых реализуется информационная технология на экономическом объекте.

Основу автоматизированных информационных технологий составляют следующие технические достижения:

· создание компьютера, способного обрабатывать и отображать большие объемы информации;

· создание средств накопления больших объемов информации на магнитных и оптических дисках;

· создание различных средств связи, таких как радио- и телевизионная связь, цифровые системы связи, компьютерные сети, космическая связь, позволяющих передавать и принимать информацию в любой точке земного шара.

Каждая информационная технология реализуется в рамках конкретной информационной системы, т.е. ИТ – это часть ИС, которая предназначена для соединения остальных ее компонентов в единое целое.

Реализация функций информационной системы невозможна без информационной технологии. Информационная технология может существовать и вне сферы информационной системы. Например, информационная технология работы в среде текстового процессора Microsoft Word, который не является ИС.

Информационная технология предполагает умение грамотно работать с информацией, программными продуктами и вычислительной техникой. Эффективность функционирования информационной технологии определяется ее основными свойствами:

1. Целесообразность – состоит в повышении эффективности производства за счет внедрения современных средств вычислительной техники, распределенных баз данных, различных вычислительных сетей, что позволяет обеспечить эффективную циркуляцию и переработку информации;

2. Наличие компонентов и структуры.Функциональные компоненты – это конкретное содержание процессов обработки и передачи данных (информационная база ИТ). Структура информационной технологии – это внутренняя организация, представляющая собой взаимосвязанные компоненты ИТ;

3. Взаимодействие с внешней средой предполагает организацию взаимосвязи информационной технологии с объектами управления, внешними предприятиями, потребителями, поставщиками и т.д. Взаимодействие информационных технологий различных экономических объектов организуется посредством программных и технических средств автоматизации;

4. Целостность. Информационная технология является целостной системой, способной решать задачи, не свойственные ни одному из ее компонентов;

5. Развитие во времени – это обеспечение динамичности развития информационной технологии, возможность ее модернизации и модификации, изменение структуры, включение новых компонентов, возможность решения новых задач и т.д.

В качестве инструментария ИТ можно использовать следующие распространенные виды программных продуктов:

· текстовый процессор;

· настольные издательские системы;

· электронные таблицы;

· системы управления базами данных;

· электронные записные книжки;

· электронные календари;

· информационные системы функционального назначения (финансовые, бухгалтерские и пр.);

· экспертные системы и т.д.

Применительно к бизнесу эти тенденции приводят к следующему:

· осуществление распределенных персональных вычислений, когда на каждом рабочем месте достаточно ресурсов для обработки информации в местах ее возникновения;

· создание развитых систем коммуникаций, когда рабочие места соединены для пересылки сообщений;

· гибкие глобальные коммуникации, когда предприятие включается в мировой информационный поток;

· создание и развитие систем электронной торговли;

· устранение промежуточных звеньев в системе интеграции организация – внешняя среда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: