Классификация информационных технологий

Для того чтобы правильно понять, оценить, грамотно разработать и использовать информационные технологии в различных сферах жизни общества необходима их предварительная классификация.

Классификация ИТ:

1. По назначению и характеру использования:

· обеспечивающие ИТ - это технологии, которые могут использоваться как инструменты в различных предметных областях (текстовый редактор, табличный процессор, мультимедиатехнологии, технологии искусственного интеллекта и др.);

· функциональные ИТ – это технологии, реализующие типовые процедуры обработки информации в определенной предметной области (офисные технологии, финансовые технологии, технология бухгалтерского учета и др.):

2. По типу пользовательского интерфейса, т.е. возможностей доступа пользователя к информационным и вычислительным ресурсам в процессе обработки информации. Пользовательский интерфейс это комплекс правил и средств, организующих взаимодействие пользователя с устройствами или программами. Различают:

· Пакетные - характеризуется пассивным (минимальным) участием пользователя в процессе решения задачи. Пользователь лишь готовит исходные данные, которые группируются в задания (пакеты). Задания становятся в очередь для выполнения и пользователь не может влиять на ход выполнения заданий, пока продолжается обработка пакета;

· Диалоговые (интерактивный)– предоставляют пользователям неограниченную возможность взаимодействовать с хранящимися в системе информационными ресурсами в режиме реального времени;

· Сетевые – обеспечивают пользователю доступ к территориально распределенным информационным и вычислительным ресурсам с помощью средств связи.

3. По способу организации сетевого взаимодействия:

· информационные технологии на базе локальных сетей – ориентированы на коллективное использование общесетевых ресурсов (аппаратных, программных, информационных) на ограниченной территории (в одном помещении, в одном здании или в нескольких зданиях на небольшой территории);

· информационные технологии на базе многоуровневых сетей – такие технологии строятся с учетом организационно-функциональной структуры соответствующего многоуровневого экономического объекта и позволяют разграничить доступ к информационным и вычислительным ресурсам в зависимости от степени важности решаемых задач и реализуемых функций управления, т.е. на каждом уровне решаются определенные задачи управления;

· информационные технологии на базе распределенных сетей – этот способ организации предполагает реализацию коммуникационных информационных связей между территориально удаленными пользователями и ресурсами сети.

4. По принципу построения:

· функционально-ориентированные (деятельность специалистов разбивается на множество функций, выполняемых ими в процессе решения профессиональных задач; для каждой функции разрабатывается технология ее реализации на рабочем месте пользователя. Например, при решении задачи «Учет товаров на складе» ИТ представляется в виде функций: прием товара, отпуск товара, инвентарный контроль и т.д.

· объектно-ориентированные (используемые процедуры и данные заменяются понятием «объект», что позволяет отражать поведение моделируемой предметной области в зависимости от возникающих событий). Например, при решении задачи «Учет товаров на складе» система представляется в виде объектов: товары, клиенты, поставщики, заказы.

5. По степени охвата задач управления:

· информационные технологии обработки данных – применяются в целях автоматизации некоторых рутинных, постоянно повторяющихся операций управленской деятельности; решаются функциональные задачи, по которым имеются необходимые входные данные и известны алгоритмы, а также стандартные процедуры их обработки;

· информационные технологии управления - используются сотрудниками, имеющих дело с принятием решений, ориентированы на комплексное решение функциональных задач;

· информационные технологии автоматизации офисной деятельности – направлены на организацию и поддержку коммуникационных процессов как внутри организации, так и с внешней средой на базе компьютерных сетей и др. современных средств передачи и работы с информацией;

· информационные технологии поддержки принятия решений – ориентированы на решение слабоформализованных задач, выработку возможных вариантов решений, их оценку и предоставление пользователю лучшего из них и анализ последствий принятого решения, могут использоваться на любом уровне управления;

· информационные технологии экспертных систем – предлагают пользователю принять решение, превосходящее его возможности, и способны пояснять свои рассуждения в процессе получения решения.

6. По характеру участия технических средств в диалоге с пользователем:

· информационно-справочные (пассивные) технологии поставляют информацию пользователю после его связи с системой по запросу;

· информационно-справочные (активные) технологии сами выдают пользователю предназначенную для него информацию периодически или через определенные промежутки времени.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: