Ценообразование на фондовой бирже

Биржевое ценообразование имеет важное значение для всех участников фондового рынка. Именно на биржевые цены ориентируются все участники внебиржевой торговли при заключении сделок с ценными бумагами.

Биржевое ценообразование базируется на оперативном учете основных свойств биржевого товара, конъюнктуры рынка, объема аналогичного товара и зависит от большого количества факторов. Ценообразование на бирже характеризуется рядом определенных понятий:

· Контрактная цена – это фактическая цена, по которой заключаются сделки.

· Цена спроса — наивысшая цена, предлагаемая покупателем.

· Цена предложения — минимальная цена, предлагаемая продавцом.

· Спрэд — это разрыв между минимальной и максимальной ценой.

· Ажио – превышение курса ценной бумаги над ее номиналом.

· Дизажио – отклонение курса вниз от номинала ценной бумаги.

· Маржа – страховочный платеж, вносимый клиентом биржи за купленный или проданный контракт или сумма фиксированного вознаграждения посреднику в биржевых торгах.

Авторитет биржи зависит от объема сделок, которые заключаются в ее системе. В свою очередь, объем сделок зависит от количества торгуемых на бирже ценных бумаг. Эти два показателя — объем и количество торгуемых бумаг — являются своеобразными индикаторами, позволяющими устанавливать равновесные цены на биржевые активы.

Определение цены или курса ценных бумаг осуществляется в процессе биржевых торгов. Котировка ценной бумаги – это механизм фиксации контрактных цен и выведение средних цен по биржевым сделкам за определенный период (обычно за биржевой день), публикуются в биржевых бюллетенях.

Биржа концентрирует спрос и предложение на покупку и продажу ценных бумаг, определяет соотношение между текущим спросом и предложением, в результате чего выявляется равновесная цена, которая служит ориентиром для заключения сделок как на биржевом, так и внебиржевом рынке.

Однако не все ценные бумаги, допущенные к торгам, котируются. Требования допуска к котировке более жесткие, в результате некоторые списочные ценные бумаги образуют «зону ожидания», а большая их часть включается в котировальный лист. В копировальном листе указываются: наименование эмитента, номинал ценной бумаги, цены покупателя, продавца, открытия и закрытия, объем продаж, дата последней сделки, дивиденд, изменение цены сделки в абсолютном и относительном выражении.

В зависимости от принципов, положенных в основу котировки, различают два метода:

1) Метод единого курса основан на установлении единой цены. Он применяется при проведении залповых аукционов, в результате которых выявляется единая цена. Единый биржевой курс устанавливается на уровне, обеспечивающем исполнение наибольшего количества сделок;

2) Регистрационный метод основан на регистрации фактических цен сделок. Применяется при проведение двойных непрерывных аукционов.

В целях информации участников торгов в биржевом бюллетене регистрируются предельные цены сделок, наиболее полно характеризующие динамику цен в процессе биржевой сессии.

Предельные цены берутся в вертикальном (максимальная и минимальная цены в продолжении биржевой сессии) и горизонтальном разрезе (начальная цена при открытии сессии и цена закрытия).

Котировка ценных бумаг является одним из важнейших показателей, характеризующих состояние фондового рынка. Рост котировок свидетельствует о динамичном развитии РЦБ, а их падение – о негативных явлениях на фондовом рынке. Поэтому участники РЦБ внимательно отслеживают динамику изменения курсов ценных бумаг, применяя методы технического анализа, для принятия адекватных инвестиционных решений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: