2.1 Акустико-гностическая
Афазия Вернике
Локализация: задняя треть верхней височной извилины коры левого полушария. 22 поле Бродмана
Центр. механизм: наруш акустич гнозиса, анализа и синтеза зв, проявл в наруш фонематич восприятия.
Чел всё слышит, но содержания слов не понимает, они не вызывают у него ассоциаций; родной язык звучит как иностранный. Не может выделять и различать речевые звуки.
Речь может оставаться грамматически правильной, но содержит множество иносказаний, неологизмов («жаргонная афазия»), служебных слов (союзов и предлогов). Высказ многословны, но неинформативны, слова кажутся выставленными в случайном порядке. Жесты и мимика не помогают донести смысл высказ. Не осознает, что речь у него наруш, и раздражается, если его не понимают, тревожен, легко возбудим, быстро переходит от одного состояния к др.
Не понимает простых вопросов (вида «как тебя зовут?»).
Сохранено понимание команд, адресованных к мышцам головы и туловища («закрыть глаза», «сесть», «повернуться»)
|
|
1) наруш всех видов импрессив речи
2) наруш всех видов устной эмпрессив речи
3) наруш чтения и письма
4) наруш счета
5) наруш воспр-ия ритмов
6) наруш эмоц-волевой сферы
2.2 Акустико-мнестическая
Наруш акустич мнезис-слух.память
Речевой слух не страдает
Центральный дефект: неполноценность слухоречевой памяти
Очаг поражения: средние и задние отделы височной области.
Фонематический слух и артикуляторная сторона речи сохранны.
Произносительных нарушений речи не отмечается, речь выразительная. Повыш реч активность компенсирует трудности коммуникации.
Нарушение объема удержания речевой информации-трудности понимания длинных многосложных высказываний,сост из 5-7 слов: чел может указать или дать не тот предмет, о кот идет речь, с трудом ориентируется в беседе с 2-3мя собеседниками, не может посещать доклады, лекции, утомляется при восприятии музыки и радиопередач.
Наруш номинативной ф-ии речи: трудности при назывании, в подборе слов в собственной речи, в рассказах по картинкам и т. д. При рассказе по серии сюжет картинок, пересказе текста, в спонтанной речи сущ замещаются местоимениями. Аграмматизм хар-ся смешением флексий глаголов и существительных в роде и числе.
Понимание речи страдает вследствие не удержания услышанного. Задания приходится повторять, тексты, длинные инструкции предъявлять по частям.
Письм речь неполноценна: нарушается понимание и запоминание читаемого, письмо под диктовку, письменное называние, формулирование предложений.
Дефекты слухоречевой памяти сказываются и в решении арифметических примеров.
2.3. семантическая
|
|
Централ дефект - нарушение понимания логико-грамматических конструкций. Вторично – нарушение смысла.
Централ механизм - нарушение симультанного (одновременного) пространственного восприятия.
Локализация очага поражения: третичные, теменно-затылочные поля, зона TPO, 39,40, зад часть 37 и перед часть 19 поля (задний ассоциатив центр)
Нейропсихолог синдром: -астереогноз (неумение различать на ощупь), -пространст конструктивная апраксия, -первич акалькулия.
Клиническая картина: фонематич слух сохранен, объем слухоречевой памяти достаточно сохранен или нарушается негрубо, понимание отд слов сохранно, сужение многозначности слов.
Осн. проявление речев паталогии – импрессивный аграмматизм (невозможность понимания сложных-логико-грамматич конструкций).
Из сложн конструкций легче понимаются необратимые конструкции (Девочка моется мылом). Обратимые конструкции понимаются трудно. Трудно воспринимаются тексты, насыщенные логико-грам конструкциями. Трудно понимать страдат, пространст, атрибутивные конструкции: объединенные конструкции творит падежа (покажи тетрадь ручкой), атрибут конструкции (брат отца), инверсии (земля освещается солнцем). Трудны предложные конструкции, кот выраж отношения с предметами (положи ручку на(из-под, под) стол).
Экспрессивная сторона речи практич не изменена. Может быть первичная акалькуля, решение задач практически невозможно.