Р.Е. Левина: «В процессе обследования ребенка логопед должен ответить на 2 вопроса:
1. Каково первичное нарушение и его производные отклонения?
2. Каковы компенсаторные силы или возможности ребенка?»
Обследование проводится первые две недели пребывания ребенка в группе (сентябрь).
Выявляют: объем речевых навыков, сопоставляют его с возрастными нормами, с уровнем психологического развития, определяют соотношение дефекта и компенсаторного фона речевой и познавательной активности.
Необходимо проанализировать взаимодействие между процессом овладения звуковой стороной речи, развитием лексического и грамматического строя. Важно определить соотношение импрессивной и экспрессивной речи, сопоставить уровень развития языковых средств и использования их в процессе речевого общения.
Условно выделяют 6 этапов комплексного обследования ребенка:
1. Ориентировочный: заполнение анамнеза ребенка со слов родителей, изучение медицинской и педагогической документации, беседа с ребенком и ориентировочное (предварительное) определение речевого дефекта.
|
|
2. Дифференцировочный: обследование интеллекта и слуха с целью разграничения детей с первичным речевым нарушением от сходных, при которых первичными являются нарушения слуха и интеллекта.
3. Невербальный: обследование неречевых процессов, тесно связанных с речью (внимание, память, восприятие, двигательные функции).
4. Лингвистический: обследование всех компонентов языковой системы (фонетического, фонематического, грамматического, лексического, связной речи, у школьников: навыки письма и чтения).
5. Диагностический: логопед анализирует полученные данные и выносит логопедическое заключение. В системе образование первично заключение по психолого-педагогической классификации.
6. Заключительный: динамическое наблюдение за ребенком в процессе обучения и уточнение логопедического заключения.
Все данные исследования заносятся в речевую карту, которая позволяет любой комиссии понять точность определения ребенка в данную группу. (Департаментом образования рекомендована речевая карта Безруковой).