Позволяет различать Алалию от ЗРР, дизартрии, нарушений слуха (тугоухость, глухота), УО и РДА (ранний детский аутизм).
| Алалия
| ЗРР
|
| Задерживается не только темп речевого развития, но отмечается искаженное формирование всех языковых подсистем.
| Развитие речи отличается от нормального онтогенеза только темпом.
|
| Дети не способны к самостоятельному овладению языковыми обобщениями и противопоставлениями.
| Способны к самостоятельному, спонтанному овладению языковыми обобщениями.
|
ЗРР является донозологическим заключением логопеда и может выявляться у детей только до трех лет. В более старшем возрасте диагностика речевых нарушений в соответствии с принятыми в логопедии классификациями. Пример: ОНР (1 уровень) у ребенка с моторной алалией.
| Моторная Алалия
| Умственная отсталость
|
| Заинтересованы в обучении и получении новых знаний.
| Не заинтересованы в обучении, получении новых знаний.
|
| Принимают помощь взрослого в разных видах деятельности.
| Плохо принимают помощь взрослого.
|
| С раннего детства при исчезновении предмета, игрушки из поля зрения дети не теряют к ней интерес, ищут; способны организовать игру.
| Не ищут игрушку, быстро теряют к ней интерес. Не используют игрушки в соответствии с их функциями и особенностями.
|
| Достаточно критичны к своим ошибкам, речи => речевой негативизм.
| Мало критичны к своим ошибкам, неудачам.
|
| Рано формируется избирательное отношение к близким.
| Избирательное отношение к близким формируется с опозданием (рады всем или никому).
|
| Формируется умение переноса после объяснения способа действия => дети могут выполнять аналогичные действия на другом материале спонтанно.
| Перенос спонтанно не формируется => каждый раз заново объясняются способы выполнения.
|
| Достаточно большой запас сведений об окружающем. Понимание значения мимики, жестов вне ситуации, речевой инструкции. Ориентация в окружающем пространстве, учитывая изменение ситуации.
| То же самое с частицей «НЕ».
|
| Сенсорная Алалия
| Нарушение слуха
|
| Аудиограмма показывает норму слуха или разные показатели снижения слуха за короткий период времени.
| Равнозначное снижение слуха на аудиограмме за короткий период.
|
Единственный объективный метод дифференциации – Слуховые Вызванные Потенциалы (СВП).
|
| Голос звонкий.
| Голос приглушенный, монотонный.
|
| Хорошо различают неречевые звуки и шумы, но не различают или плохо различают речь.
| Снижено восприятие речевых и неречевых звуков.
|
| Понимание речи не зависит от расстояния до говорящего и громкости его голоса. Реакции на речевые звуки не возникает. Повышенная чувствительность к крику.
| Чем ближе стоит говорящий, чем громче его речь, тем лучше понимание.
|
| При СА использование слухового аппарата не улучшает восприятие речи. Отмечается гиперакузия.
| Использование слухового аппарата существенно улучшает восприятие и понимание речи.
|
| Алалия
| РДА
|
| Стремятся к контактам с окружающими людьми, используют жесты, мимику, голосовые модуляции для общения, смотрят в глаза.
| Отсутствие контактов с окружающими людьми (даже с мамой), особенности поведения.
Пример: «полевое поведение» - неадекватно обстановке, как будто один в поле. Не смотрят в глаза, склонность к стереотипным действиям, склонность к аутоагрессии (наносят повреждения себе).
|
| Первично недоразвитие речи, произвольный уровень неречевой деятельности сохранен, нарушен произвольный уровень выполнения языковых операций.
| Искаженное речевое развитие, выраженное уровнем произвольности. (Нарушен произвольный уровень любого вида деятельности.)
|
| Грубое нарушение слоговой структуры слова.
| Часто используют слова многосложной языковой структуры вне коммуникативной ситуации.
|
|
| Наблюдается выраженная длительная захваченность, очарованность отдельными впечатлениями (зрительными, тактильными, вестибулярными…)
|
Алалия
| Дизартрия
|
1. Общая характеристика произношения звуков
|
1) Достаточная сохранность исполнительного (моторного) уровня функционирования артикуляторного механизма
| 1) Выраженное его нарушение
|
2) Характерны преимущественно фонематические нарушения, которые наиболее ярко проявляются на знаковом уровне функционирования артикуляторного механизма
| 2) Характерны преимущественно фонематические (артикуляторные) нарушения, которые почти одинаково проявляются на незнаковом и знаковом уровнях
|
3) Многие звуки, подверженные нарушениям (искажениям, заменам, пропускам), имеют одновременно и правильное произношение
| 3) Только единичные из таковых имеют одновременно и правильное произношение
|
4) Преобладают разнотипные нарушения произношения звука (сосуществование его искажения, замены и пропуска)
| 4) Преобладают однотипные нарушения (только искажение, замена либо пропуск)
|
5) В нарушениях произношения доминируют замены звуков
| 5) Доминируют искажения
|
|
2. Искажение звуков
|
1) Искажение небольшого количества звуков
| 1) Искажение большого количества их
|
2) Искажение преимущественно сложных по артикуляции звуков *
| 2) Искажение и сложных и простых звуков
|
3) Для некоторых искажающихся звуков свойственно сосуществование искаженной и правильной артикуляции
| 3) Для всех искажающихся звуков свойственно постоянное искажение
|
|
3. Замены звуков
|
1) Замены и артикуляторно сложных, и простых звуков
| 1) Преимущественно артикуляторно сложных
|
2) Преобладают непостоянные замены звука
| 2) Преобладают постоянные замены
|
3) Преобладают разнообразные замены
| 3) Преобладают однообразные замены
|
4) Взаимозамены звуков сравнительно часты
| 4) Сравнительно редки
|
|
4. Пропуски звуков
|
1) Преобладают непостоянные пропуски
| 1) Преобладают постоянные пропуски
|
2) Пропуски и артикуляторно сложных, и простых звуков
| 2) Преимущественно артикуляторно сложных звуков
|
| | |
*Сложными» названы звуки, поздно формирующиеся в онтогенезе, «простыми» — формирующиеся рано.