Позволяет различать Алалию от ЗРР, дизартрии, нарушений слуха (тугоухость, глухота), УО и РДА (ранний детский аутизм).
| Алалия | ЗРР | |
| Задерживается не только темп речевого развития, но отмечается искаженное формирование всех языковых подсистем. | Развитие речи отличается от нормального онтогенеза только темпом. | |
| Дети не способны к самостоятельному овладению языковыми обобщениями и противопоставлениями. | Способны к самостоятельному, спонтанному овладению языковыми обобщениями. |
ЗРР является донозологическим заключением логопеда и может выявляться у детей только до трех лет. В более старшем возрасте диагностика речевых нарушений в соответствии с принятыми в логопедии классификациями. Пример: ОНР (1 уровень) у ребенка с моторной алалией.
| Моторная Алалия | Умственная отсталость | |
| Заинтересованы в обучении и получении новых знаний. | Не заинтересованы в обучении, получении новых знаний. | |
| Принимают помощь взрослого в разных видах деятельности. | Плохо принимают помощь взрослого. | |
| С раннего детства при исчезновении предмета, игрушки из поля зрения дети не теряют к ней интерес, ищут; способны организовать игру. | Не ищут игрушку, быстро теряют к ней интерес. Не используют игрушки в соответствии с их функциями и особенностями. | |
| Достаточно критичны к своим ошибкам, речи => речевой негативизм. | Мало критичны к своим ошибкам, неудачам. | |
| Рано формируется избирательное отношение к близким. | Избирательное отношение к близким формируется с опозданием (рады всем или никому). | |
| Формируется умение переноса после объяснения способа действия => дети могут выполнять аналогичные действия на другом материале спонтанно. | Перенос спонтанно не формируется => каждый раз заново объясняются способы выполнения. | |
| Достаточно большой запас сведений об окружающем. Понимание значения мимики, жестов вне ситуации, речевой инструкции. Ориентация в окружающем пространстве, учитывая изменение ситуации. | То же самое с частицей «НЕ». |
| Сенсорная Алалия | Нарушение слуха | |
| Аудиограмма показывает норму слуха или разные показатели снижения слуха за короткий период времени. | Равнозначное снижение слуха на аудиограмме за короткий период. | |
| Единственный объективный метод дифференциации – Слуховые Вызванные Потенциалы (СВП). | ||
| Голос звонкий. | Голос приглушенный, монотонный. | |
| Хорошо различают неречевые звуки и шумы, но не различают или плохо различают речь. | Снижено восприятие речевых и неречевых звуков. | |
| Понимание речи не зависит от расстояния до говорящего и громкости его голоса. Реакции на речевые звуки не возникает. Повышенная чувствительность к крику. | Чем ближе стоит говорящий, чем громче его речь, тем лучше понимание. | |
| При СА использование слухового аппарата не улучшает восприятие речи. Отмечается гиперакузия. | Использование слухового аппарата существенно улучшает восприятие и понимание речи. |
| Алалия | РДА | |
| Стремятся к контактам с окружающими людьми, используют жесты, мимику, голосовые модуляции для общения, смотрят в глаза. | Отсутствие контактов с окружающими людьми (даже с мамой), особенности поведения. Пример: «полевое поведение» - неадекватно обстановке, как будто один в поле. Не смотрят в глаза, склонность к стереотипным действиям, склонность к аутоагрессии (наносят повреждения себе). | |
| Первично недоразвитие речи, произвольный уровень неречевой деятельности сохранен, нарушен произвольный уровень выполнения языковых операций. | Искаженное речевое развитие, выраженное уровнем произвольности. (Нарушен произвольный уровень любого вида деятельности.) | |
| Грубое нарушение слоговой структуры слова. | Часто используют слова многосложной языковой структуры вне коммуникативной ситуации. | |
| Наблюдается выраженная длительная захваченность, очарованность отдельными впечатлениями (зрительными, тактильными, вестибулярными…) |
| Алалия | Дизартрия | |
| 1. Общая характеристика произношения звуков | ||
| 1) Достаточная сохранность исполнительного (моторного) уровня функционирования артикуляторного механизма | 1) Выраженное его нарушение | |
| 2) Характерны преимущественно фонематические нарушения, которые наиболее ярко проявляются на знаковом уровне функционирования артикуляторного механизма | 2) Характерны преимущественно фонематические (артикуляторные) нарушения, которые почти одинаково проявляются на незнаковом и знаковом уровнях | |
| 3) Многие звуки, подверженные нарушениям (искажениям, заменам, пропускам), имеют одновременно и правильное произношение | 3) Только единичные из таковых имеют одновременно и правильное произношение | |
| 4) Преобладают разнотипные нарушения произношения звука (сосуществование его искажения, замены и пропуска) | 4) Преобладают однотипные нарушения (только искажение, замена либо пропуск) | |
| 5) В нарушениях произношения доминируют замены звуков | 5) Доминируют искажения | |
| 2. Искажение звуков | ||
| 1) Искажение небольшого количества звуков | 1) Искажение большого количества их | |
| 2) Искажение преимущественно сложных по артикуляции звуков * | 2) Искажение и сложных и простых звуков | |
| 3) Для некоторых искажающихся звуков свойственно сосуществование искаженной и правильной артикуляции | 3) Для всех искажающихся звуков свойственно постоянное искажение | |
| 3. Замены звуков | ||
| 1) Замены и артикуляторно сложных, и простых звуков | 1) Преимущественно артикуляторно сложных | |
| 2) Преобладают непостоянные замены звука | 2) Преобладают постоянные замены | |
| 3) Преобладают разнообразные замены | 3) Преобладают однообразные замены | |
| 4) Взаимозамены звуков сравнительно часты | 4) Сравнительно редки | |
| 4. Пропуски звуков | ||
| 1) Преобладают непостоянные пропуски | 1) Преобладают постоянные пропуски | |
| 2) Пропуски и артикуляторно сложных, и простых звуков | 2) Преимущественно артикуляторно сложных звуков | |
*Сложными» названы звуки, поздно формирующиеся в онтогенезе, «простыми» — формирующиеся рано.






