Дифференциальная диагностика Алалии

Позволяет различать Алалию от ЗРР, дизартрии, нарушений слуха (тугоухость, глухота), УО и РДА (ранний детский аутизм).

  Алалия ЗРР
  Задерживается не только темп речевого развития, но отмечается искаженное формирование всех языковых подсистем. Развитие речи отличается от нормального онтогенеза только темпом.
  Дети не способны к самостоятельному овладению языковыми обобщениями и противопоставлениями. Способны к самостоятельному, спонтанному овладению языковыми обобщениями.

ЗРР является донозологическим заключением логопеда и может выявляться у детей только до трех лет. В более старшем возрасте диагностика речевых нарушений в соответствии с принятыми в логопедии классификациями. Пример: ОНР (1 уровень) у ребенка с моторной алалией.

  Моторная Алалия Умственная отсталость
  Заинтересованы в обучении и получении новых знаний. Не заинтересованы в обучении, получении новых знаний.
  Принимают помощь взрослого в разных видах деятельности. Плохо принимают помощь взрослого.
  С раннего детства при исчезновении предмета, игрушки из поля зрения дети не теряют к ней интерес, ищут; способны организовать игру. Не ищут игрушку, быстро теряют к ней интерес. Не используют игрушки в соответствии с их функциями и особенностями.
  Достаточно критичны к своим ошибкам, речи => речевой негативизм. Мало критичны к своим ошибкам, неудачам.
  Рано формируется избирательное отношение к близким. Избирательное отношение к близким формируется с опозданием (рады всем или никому).
  Формируется умение переноса после объяснения способа действия => дети могут выполнять аналогичные действия на другом материале спонтанно. Перенос спонтанно не формируется => каждый раз заново объясняются способы выполнения.
  Достаточно большой запас сведений об окружающем. Понимание значения мимики, жестов вне ситуации, речевой инструкции. Ориентация в окружающем пространстве, учитывая изменение ситуации. То же самое с частицей «НЕ».
  Сенсорная Алалия Нарушение слуха
  Аудиограмма показывает норму слуха или разные показатели снижения слуха за короткий период времени. Равнозначное снижение слуха на аудиограмме за короткий период.
Единственный объективный метод дифференциации – Слуховые Вызванные Потенциалы (СВП).
  Голос звонкий. Голос приглушенный, монотонный.
  Хорошо различают неречевые звуки и шумы, но не различают или плохо различают речь. Снижено восприятие речевых и неречевых звуков.
  Понимание речи не зависит от расстояния до говорящего и громкости его голоса. Реакции на речевые звуки не возникает. Повышенная чувствительность к крику. Чем ближе стоит говорящий, чем громче его речь, тем лучше понимание.
  При СА использование слухового аппарата не улучшает восприятие речи. Отмечается гиперакузия. Использование слухового аппарата существенно улучшает восприятие и понимание речи.
  Алалия РДА
  Стремятся к контактам с окружающими людьми, используют жесты, мимику, голосовые модуляции для общения, смотрят в глаза. Отсутствие контактов с окружающими людьми (даже с мамой), особенности поведения. Пример: «полевое поведение» - неадекватно обстановке, как будто один в поле. Не смотрят в глаза, склонность к стереотипным действиям, склонность к аутоагрессии (наносят повреждения себе).
  Первично недоразвитие речи, произвольный уровень неречевой деятельности сохранен, нарушен произвольный уровень выполнения языковых операций. Искаженное речевое развитие, выраженное уровнем произвольности. (Нарушен произвольный уровень любого вида деятельности.)
  Грубое нарушение слоговой структуры слова. Часто используют слова многосложной языковой структуры вне коммуникативной ситуации.
    Наблюдается выраженная длительная захваченность, очарованность отдельными впечатлениями (зрительными, тактильными, вестибулярными…)
Алалия Дизартрия
1. Общая характеристика произношения звуков
1) Достаточная сохранность исполнительного (моторного) уровня функционирования арти­куляторного механизма 1) Выраженное его нарушение
2) Характерны преимущественно фонематические нарушения, ко­торые наиболее ярко проявляются на знаковом уровне функциони­рования артикуляторного меха­низма 2) Характерны преимущественно фонематические (артикуляторные) нарушения, которые почти одинаково проявляются на незна­ковом и знаковом уровнях
3) Многие звуки, подверженные нарушениям (искажениям, заме­нам, пропускам), имеют одновре­менно и правильное произноше­ние 3) Только единичные из таковых имеют одновременно и правиль­ное произношение
4) Преобладают разнотипные на­рушения произношения звука (сосуществование его искажения, замены и пропуска) 4) Преобладают однотипные на­рушения (только искажение, за­мена либо пропуск)
5) В нарушениях произношения доминируют замены звуков 5) Доминируют искажения
 
2. Искажение звуков
1) Искажение небольшого коли­чества звуков 1) Искажение большого количе­ства их
2) Искажение преимущественно сложных по артикуляции звуков * 2) Искажение и сложных и про­стых звуков
3) Для некоторых искажающихся звуков свойственно сосущество­вание искаженной и правильной артикуляции 3) Для всех искажающихся звуков свойственно постоянное искаже­ние
 
3. Замены звуков
1) Замены и артикуляторно слож­ных, и простых звуков 1) Преимущественно артикуляторно сложных
2) Преобладают непостоянные замены звука 2) Преобладают постоянные за­мены
3) Преобладают разнообразные замены 3) Преобладают однообразные замены
4) Взаимозамены звуков сравни­тельно часты 4) Сравнительно редки
 
4. Пропуски звуков
1) Преобладают непостоянные пропуски 1) Преобладают постоянные про­пуски
2) Пропуски и артикуляторно сложных, и простых звуков 2) Преимущественно артикуляторно сложных звуков
     

*Сложными» названы звуки, поздно формирующиеся в онтогенезе, «простыми» — формирующиеся рано.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: