Важно: обследование понимания речи (импрессивной речи).
Жиренкова Г.И. составила методику на основе методики А.Р. Лурия «Исследование импрессивной речи при афазии». В методике важно: речевая инструкция должна быть составлена таким образом, чтобы её выполнение обусловливалось пониманием грамматических форм и чтобы ситуация не могла подсказать ответа.
Обязательно проводится:
1) Исследование понимания:
a) Существительных единственного числа (сущ. ед. ч.): «Дай карандаш, дай карандаши; покажи карандаш, покажи карандаши».
b) Прилагательных единственного и множественного числа (прил. ед. и мн. ч.): «Где большой карандаш, большие карандаши». Более сложно: «Где голубой, голубые».
c) Глаголов единственного и множественно числа (глаг. ед. и мн. ч.): «Где идет, где идут».
2) Обследование понимания мужского и женского рода глаголов прошедшего времени, единственного числа (глаг., м\ж р., прош. вр., ед.ч.): «Женя упал, упала. Женя нарисовал, нарисовала». Сначала объяснить, что детей зовут одинаково.
|
|
3) Обследование понимания прилагательных мужского и женского рода (прил., м\ж р.). Инструкция заканчивания: на картинке все предметы красного цвета, показать концовку предложения: «У Коли есть красная…, красное, красный». Ребенок должен показать предмет.
Женский и средний род смешивают в более легких случаях. Женский и мужской в более тяжелых случаях.
4) Обследование понимания предлогов в их пространственном значении. (В, на, под, за, из, позади (сзади), впереди (перед), между).
Приемы:
a) Предложно-падежная конструкция: «Положи карандаш … книгу».
b) Предложить нарисовать что-то: «Дом, перед домом забор, …»
c) Создание «конфликтной ситуации»: «Положи хлеб на тарелку.»
Уровень импрессивной речи соотносится с уровнем экспрессивной речи.
6 метров - восприятие в норме шепотной речи.
3 метра – одно ухо закрыто мокрым ватным тампоном и зашумлено, второе воспринимает шепот.
Все приемы обследования в игровой форме.