Методика Бориса Моисеевича Гриншпуна

Речь => психическая сторона речи.

«Речь опосредует все другие психические процессы».

«Начальные этапы работы над речью у Моторных Алаликов» 1975г.

Задачи перед ребенком: овладеть знаками языка и научиться оперировать ими с определенной целью, т.е. овладеть речевыми действиями.

Задачи перед логопедом: определить какими знаками языка и какими речевыми действиями должен овладеть ребенок вообще и на каждом конкретном этапе в частности. Т.е. составить индивидуальную программу обучения, предусматривающую отбор материала и его расположение в определенной последовательности.

На первоначальном этапе необходимо создать ключевые звенья, пусковые механизмы, которыми детерминируется вся речевая система, которые самостоятельно у этих детей не формируются.

Ключевые звенья:

a) Развитие предикативной функции речи (функция высказывания).

b) Овладение элементами грамматической стороны речи.

Основное внимание уделяется семантической стороне речи, а не фонетической её реализации, т.е. на первых этапах допускается неправильное произношение. При Алалии работа по грамматическому развитию (!!!) должна начинаться как можно раньше, т.к. овладение грамматикой создает перспективу для овладения словарем и звуковой стороной речи.

Важно определить первоначальный грамматический минимум, которым должен (может) овладеть ребенок.

Ребенок должен овладеть определенным набором синтаксических и грамматических конструкций:

a) Конструкции наиболее существенные в связи с работой над предикативной функцией речи.

b) Наиболее типичные для диалогической (разговорной) речи.

c) Наиболее часто встречающиеся.

Обязательно: работа по грамматическим противопоставлениям.

На первом этапе необязательно регламентировать количество слов для овладения. Это не главное. Важно как он умеет имеющийся словарный запас включать в ситуации общения, соединять с другими словами. Надо имеющийся словарный запас включать в те грамматические модели, которые будем отрабатывать.

3 этапа работы над речью:

1. Однословная фраза (однословное предложение). Минимальный коммуникативный отрезок, когда слово находится в единстве предикативной и номинативной функции. => Составляется из слов, обозначающих действие, т.е. из глаголов.

Фон логопедической работы – общение логопеда с ребенком. =>

Первая цель: единство двигательной и словесной реакции ребенка. Опираясь на имеющиеся у ребенка возможности правильно реагировать на побуждение к действию, логопед в форме побудительного предложения предлагает ребенку выполнить какое-либо действие (сядь, иди, стой). Ребенок выполняет эти действия. => Формируется связь действия и его словесного обозначения.

Пример: Иди (логопед рядом «Иду»). => Ты идешь? – Иду. => Что ты делаешь? – Иду. Иногда: Ты стоишь? (когда идет).

=> Формируется общение логопеда и ребенка. => Формировать активность ребенка.

Задача: облегчить перестройку ребенка. «Попроси кого-нибудь сделать что-то…» Сначала совместные действия, подсказывающие инструкции двух видов:

1) Содержащие слово стимул в форме побудительного наклонения. => Все действие – повторение формы слова: «Скажи Ване иди, принеси…»

2) Слово стимул в другой форме, надо перестроить слово. «Попроси Ваню принести. Попроси Ваню, чтобы он принес.»

=> Формируется тип однословного предложения психологически полного двусоставного. (Иду – это я, Иди - ты).

Надо проводить противопоставления между этими грамматическими моделями (четкое окончание – смысловое значение).

2. Предложение из двух слов. Проводится на базе предыдущих однословных предложений.

Центр – глагол, наст. вр., 1-ое лицо. => «Иду» или в побудительной форме «Иди».

Усложнение синтаксической схемы этих предложений происходит за счет включения второстепенных членов: имен существительных в косвенных падежах.

1-я модель: вин.п., ед.ч. – Несу куклу.

2-я модель: предл.п., ед.ч. с предлогом «на» - Сижу на стуле.

Наиболее удобна для логопедической работы вторая модель, т.к. чаще встречается однотипное окончание. В первой модели для первого занятия отбираются слова с однотипными флексиями (окончаниями). Логопедическая работа на фоне действия ребенка с предметами. => Вопрос: каким предметом он в данный момент манипулирует. При ответах обращать внимание на окончания (четко). При ответах одно и тоже действие может выполняться с разными предметами.

Однословный ответ => сочетание слов (несу мишку).

Слоговая конструкция может быть нарушена, главное четкое окончание.

Вин.п. при вопросе называть слова «кого? Что?».

Предл.п. «Где?».

Могут быть использованы внешние опоры: отстукивание, фишки,…

3. Модель предложения из двух главных членов ( двухсоставное = подлежащие + сказуемое ).

Главное отличие: суждение о действиях другого лица или состоянии предмета (мяч упал). => Работа проводится вначале, когда ребенок наблюдает за действиями людей, животных, и только потом на основе дидактического материала (игрушек, потом картинок). Учится отвечать на вопрос двумя словами. «Кто идет? Мама идет? Кто идет(не спит, не стоит)? Кошка идет.» Подбираются разны действия, накапливается словарь существительных и глаголов.

На том этапе обязательно: дифференциация первой и третьей форм глагола (иду - идет), существительных именительного падежа и других падежей (противопоставление всем остальным).

Простая распространенная фраза = второй уровень развития речи. => Работа над фонетической стороной речи (артикуляционная гимнастика, постановка звуков, слоговая структура слов).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: