Предисловие

Л. Н. БОЖЕНКО, Т. Н. ЛИПСКАЯ

СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК.

МОРФЕМИКА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. МОРФОЛОГИЯ

МОЗЫРЬ 2009
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«МОЗЫРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ И. П. ШАМЯКИНА»

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра русского языка

Л. Н. БОЖЕНКО, Т. Н. ЛИПСКАЯ

СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК.

МОРФЕМИКА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. МОРФОЛОГИЯ

ПОСОБИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

студентов филологического факультета, обучающихся

по специальностям: Русский язык и литература. История;

Белорусский язык и литература. Русский язык и литература

МОЗЫРЬ 2009

УДК 811. 161. 1’ 36 (076)

ББК 81. 2Рус-2

Б76

Авторы: Л. Н. Боженко, Т. Н. Липская

Рецензенты:

И. А. Сыров, зав. кафедрой русского языка Стерлитамакской государственной педагогической академии имени З. Биишевой доктор филологических наук, профессор;

В. Я. Пастухова, кандидат филологических наук, доцент

Печатается по решению редакционно-издательского совета

учреждения образования «Мозырский государственный

педагогический университет имени И. П. Шамякина»

Боженко Л. Н., Липская Т. Н. Современный русский язык. Морфемика. Словообразование. Морфология: пособие для самостоятельной работы студ. филол. фак., обуч. по спец.: Русский язык и литература. История; Белорусский язык и литература. Русский язык и литература / Л. Н. Боженко, Т. Н. Липская. – Мозырь: УО «МГПУ им. И. П. Шамякина», 2009. – 174 с.

Данное пособие включает в себя материал для самостоя-тельной работы, предусмотренной учебной программой по предме-ту, с целью подготовки к практическим занятиям и коллоквиумам и выполнения заданий в рамках управляемой самостоятельной работы.

Адресовано студентам филологического факультета дневной и заочной форм обучения. Может быть использовано студентами других факультетов, изучающих русский язык как учебный предмет.

УДК 811. 161. 1’ 36 (076)

ББК 81. 2Рус-2

© Боженко Л.Н., Липская Т.Н.

© УО «МГПУ им. И. П. Шамякина», 2009

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ …………………………………………………………… 7

I. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ …………………………………………… 9

Тема 1. Предмет морфемики. Типы морфем в современном

русском языке…………………………………………………………………9

Тема 2. Типы основ и их характеристика……………………………….11

Тема 3. Исторические изменения в морфемном составе слов.

Этимологический анализ………………………………………………….14

Тема 4. Предмет словообразования. Основные понятия

дериватологии……………………………………………………………….15

Тема 5. Способы словообразования…………………………………….17

Тема 6. Морфемный и словообразовательный разборы……………20

Тема 7. Введение в морфологию. Грамматическое учение

о слове………………………………………………………………………. 23

Тема 8. Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен существительных……………………26

Тема 9. Категория рода имен существительных……………………...30

Тема 10. Категория числа имен существительных…………………...32

Тема 11. Категория падежа и склонение имен существительных…35

Тема 12. Орфография и морфологический разбор

существительных…………………………………………………………...39

Тема 13. Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных……………………...43

Тема 14. Краткая форма и степени сравнения качественных имен прилагательных……………………………………………………………. 45

Тема 15. Склонение, орфография и морфологический разбор

прилагательных……………………………………………………………..48

Тема 16. Имя числительное как часть речи. Разряды

числительных………………………………………………………………. 50

Тема 17. Склонение, орфография и морфологический разбор

числительных………………………………………………………………..54

Тема 18. Разряды и функции местоимений……………………………56

Тема. 19. Переходные явления в области местоимений.

Морфологический разбор местоимений………………………………..58

Тема 20. Инфинитив и две основы глагола…………………………… 61

Тема 21. Вид и аспектуальность глагола ………………………………64

Тема 22. Переходность и возвратность глаголов ……………………66

Тема 23. Система залоговых форм глагола …………………………..67

Тема 24. Наклонение глагола ……………………………………………69

Тема 25. Категория времени глагола …………………………………..71

Тема 26. Личные и безличные глаголы. Спряжение глагола ………75

Тема 27. Орфография и морфологический разбор глаголов ……...78

Тема 28. Причастие как особая глагольная форма ………………….79

Тема 29. Деепричастие как особая глагольная форма ……………...83

Тема 30. Наречие как часть речи ………………………………………..87

Тема 31. Слова категории состояния …………………………………..89

Тема 32. Модальные слова: семантика, морфологические

и синтаксические функции………………………………………………...92

Тема 33. Морфологический разбор модальных слов. Омонимия

модальных слов и других частей речи………………………………….94

Тема 34. Разряды предлогов по семантике, структуре

и способам образования………………………………………………….96

Тема 35. Морфологический разбор предлогов. Функции

Предлогов……………………………………………………………………98

Тема 36. Разряды союзов по семантике, структуре и способам

образования………………………………………………………………..100

Тема 37. Морфологический разбор союзов. Функции союзов……..103

Тема 38. Разряды частиц по семантике, структуре и способам

образования………………………………………………………………..106

Тема 39. Морфологический разбор частиц. Функции частиц……...108

Тема 40. Междометие и звукоподражания в языке и в речи………110

Тема 41. Трансформация, омонимия и синкретизм

в морфологической системе СРЯ………………………………………112

II. ЗАДАНИЯ ДЛЯ УСРС …………………………………………………120

Тема 1. Орфография и пунктуация причастий и причастных

оборотов…………………………………………………………………….120

Тема 2. Синтаксические и пунктуационные особенности

деепричастий и деепричастных оборотов…………………………….121

Тема 3. Омонимия слов категории состояния и других частей

речи и способы её разграничения……………………………………...123

Тема 4. Модальные слова в языке и в речи………………………….124

Тема 5. Орфография производных предлогов и союзов…………..126

III. ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОЛЛОКВИУМА …………………………………..129

Тема 1. Части речи в различных морфологических системах современного русского языка……………………………………..129

Тема 2. Именные части речи: общее и отличное……………………131

Тема 3. Причастие и деепричастие: различные взгляды

на их морфологическую природу………………………………………132

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………….135

СПИСОК УСЛОВНЫХ СОКРАЩЕНИЙ ……………………………….136

ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………….137

1. Порядок и образцы морфемного разбора…………………………137

2. Порядок и образцы словообразовательного разбора…………...140

3. Схема и образец морфологического разбора имени

существительного………………………………………………………....143

4. Схема и образец морфологического разбора имени

прилагательного…………………………………………………………...146

5. Схема и образцы морфологического разбора имени

числительного……………………………………………………………..148

6. Схема и образец морфологического разбора местоимения.......152

7. Схема и образец морфологического разбора глагола…………..154

8. Схема и образец морфологического разбора причастия……….157

9. Схема и образец морфологического разбора деепричастия......159

10. Схема и образец морфологического разбора наречия………...161

11. Схема и образец морфологического разбора слова

категории состояния………………………………………………………163

12. Схема и образец морфологического разбора модальных

слов………………………………………………………………………….164

13. Схема и образец морфологического разбора предлога……….166

14. Схема и образец морфологического разбора союза…………...167

15. Схема и образец морфологического разбора частицы……......169

16. Схема и образец морфологического разбора междометия…...170

17. Схема и образец морфологического разбора

звукоподражания…………………………………………………………..172


ПРЕДИСЛОВИЕ

Успешное усвоение студентами учебного программного материала невозможно без самостоятельной работы, доля которой в последнее время возросла в значительной степени. Об этом свидетельствует и увеличение количества учебных часов по «Современному русскому языку» на практические занятия, и прове-дение коллоквиумов, и обязательное включение в учебный процесс такой новой формы, как внеаудиторная управляемая самосто-ятельная работа студентов (УСРС).

Практические занятия призваны связать теоретические сведения о русском языке с анализом языковых единиц, выработать навыки различных языковых разборов. В ходе их проведения студенты должны показать результаты самостоятельной работы с учебником, с научной и справочной литературой, наблюдения над языковым материалом в текстах. Важным элементом работы на практических занятиях является углубление орфографических и пунктуационных навыков. В целях успешной подготовки студентов к работе в школе используется материал школьных учебников по русскому языку в виде отдельных заданий и упражнений. Наряду с этим формируются элементы профессиональной коммуникативной компетенции, предполагающие, в том числе, умение анализировать и трансформировать готовый текст и строить собственный текст на лингвистическую тему.

В процессе УСРС, осуществляемойпод руководством препо-давателя, изучаются наиболее сложные и спорные вопросы линг-вистической теории. Студенты получают задания поработать над научной литературой, проанализировать содержание проблемных вопросов, прийти к определенным выводам, выполнить различные упражнения по определению морфологической природы изучаемых языковых единиц.

Целесообразность проведения коллоквиума (один в семестр) обусловлена развивающими и контролирующими функциями учебного процесса. Коллоквиум, т. е. собеседование, предполагает и выяснение степени усвоения студентами учебного материала, и развитие профессиональной речи, что является наиболее сложной учебной задачей.

Пособие для самостоятельной работы «Современный русский язык. Морфемика. Словообразование. Морфология» включает в себя материал для самостоятельной работы, предусмотренный учебной программой по предмету, с целью подготовки к практи-ческим занятиям и коллоквиумам и выполнения заданий в рамках управляемой самостоятельной работы. Поэтому оно состоит из трех разделов, в которых соответственно содержится материал для подготовки к практическим занятиям, для УСРС и для коллоквиумов. Предложенная тематика учебных мероприятий не является обяза-тельной, она может варьироваться по усмотрению преподавателя и с учётом времени, выделяемого учебным планом.

В соответствии со спецификой учебного курса языковые разборы занимают в нём важное место. Поэтому для успешного овладения ими в Приложении представлены схемы и образцы тех языковых разборов, которые изучаются в рамках обозначенного учебного материала и результаты которых должны быть представ-лены в виде высказываний. Схема и образцы морфологического разбора имени числительного разработаны В. Ф. Русецким.

Данное пособие адресовано студентам филологического фа-культета дневной и заочной форм обучения, но может быть исполь-зовано студентами других факультетов, изучающих русский язык как учебный предмет, а также учителями русского языка.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: